Техническое обслуживание и эксплуатация АТС
8.1 Система технического обслуживания (ТО): виды и методы ТО.
Тема:Система технического обслуживания: виды и методы ТО Техническое обслуживание- комплекс технических и административных операций по поддержанию коммутационных станций в состоянии, когда они могут выполнять требуемые функции с заданным качеством. Дефект - любое отклонение характеристик станции или отдельного узла от заданных требований. Не все дефекты приводят к снижению качества функционирования станции. Основные виды технических состояний: 1) Исправное состояние- коммутационная станция или узел станции соответствует всем требованиям нормативных документов. 2) Неисправное состояние- коммутационная станция или узел станции не соответствуют хотя бы одному требованию нормативных документов. 3) Работоспособное состояние- коммутационная станция или узел станции способен выполнять заданные функции, сохраняя значения основных параметров в пределах, установленных нормативными документами. 4) Неработоспособное состояние- значение хотя бы одного из основных параметров не соответствует требованиям нормативных документов. Так же станция может быть: 1) Полностью работоспособной(обеспечивает в заданных условиях наибольшую эффективность обслуживания вызовов) 2) Частично работоспособной(невозможность выполнения каких-либо вспомогательных функций или относительно небольшое снижение качества обслуживания вызовов) 3) Частично неработоспособной(невозможность выполнения части важных функций или пропускная способность падает ниже нормативного показателя) 4) Полностью неработоспособной( невозможность обслуживания значительной части или всех вызовов) Повреждение - переход из исправного состояния в неисправное, но работоспособное. Отказ- переход из работоспособного в неработоспособное состояние. Сбой- кратковременный самоустраняющийся отказ. В процессе технического обслуживания коммутационных станций происходит обнаружение неработоспособностии восстановление работы станции или ее узла. Обнаружение неработоспособности - событие, относящееся к моменту определения факта неработоспособности станции или ее узла. Когда моменты появления отказа и обнаружения неработоспособности совпадают, то говорят о непрерывном контроле. Для многих устройств коммутационной станции используется периодический контроль, когда между моментами появления отказа и обнаружения неработоспособного состояния проходит некоторое время, которое имеет случайный характер. Такой контроль, в первую очередь, касается периферийных телефонных устройств. На коммутационных станциях для определения технического состояния производится контроль работы оборудования. Операции по техническому обслуживанию коммутационных станций могут быть разделены на два вида: 1) Предупредительные - проводятся до момента обнаружения неработоспособного состояния. 2) Корректирующие- проводятся после обнаружения неработоспособного состояния и до окончания восстановления и предназначены для приведения станции в работоспособное состояние. Для коммутационных станций с малой степенью автоматизации процессов контроля используется профилактическое техническое обслуживание. В этом случае основным источником сведений о неработоспособности станции или узла являются профилактические мероприятия, проводимые через определенные интервалы времени. На станциях с высокой степенью автоматизации процессов контроля используется контрольно-корректирующее техническое обслуживание. При этом основными источниками сведений о неработоспособности являются средства автоматического контроля технического состояния. Ручные действия персонала сведены к минимуму.
8.2 Техническое обслуживание программно-управляемых АТС.
8.3 Тема:Техническое обслуживание программно-управляемых АТС
К программно-управляемым АТС относятся квазиэлектронные и электронные станции.
В настоящее время цифровые учрежденческие АТС характеризуются использованием специализированных для каждого типа АТС программных и аппаратных средств для автоматизированного контроля за работой станции.
В современных цифровых АТС находит применение метод контрольно-корректирующего технического обслуживания с автоматизацией контроля за всем оборудованием станции, включая контроль за цифровыми потоками линий связи.
Выполнение функций контроля за работой цифровой станции называется мониторингом АТС. На цифровой АТС, кроме мониторинга, выполняется множество функций по администрированию станции.
В понятие администрирования входит выполнение следующих задач:
1) Создание новой и изменение существующей базы данных станции
2) Сбор и обработка данных по трафику и по тарификации вызовов, по изменениям конфигурации
Важной особенностью цифровой сети является возможность централизации технического обслуживания, под которым понимается возможность дистанционно управлять процессами мониторинга и администрирования для множества АТС из одного пункта сети. Средства централизации технического обслуживания являются составной частью системы управления сетьюсвязи.
Система технического обслуживания цифровых АТС характеризуется тем, что значительная часть функций мониторинга и администрирования выполняется программными средствами.
В систему технического обслуживания цифровой АТС входит автоматизированное рабочее место оператора технического обслуживания - АРМТО. Обычно АРМТО выполняется на основе персонального компьютера, включенного в станцию через интерфейс передачи данных.
При поиске неисправностей с помощью АРМТО производятся следующие основные операции:
1) Ввод оператором команд на проведение контроля работоспособности отдельных устройств или всего оборудования станции, а так же команд на тестирование линий связи
2) Получение на экране монитора информации об обнаруженных неисправностях, их характере и о месте появления неисправностей
3) Ввод оператором команд на проведение периодического контроля оборудования станции в автоматическом режиме, когда указывается период и время контроля
4) Сохранение в памяти АРМТО информации об обнаруженных неисправностях
В случае обнаружения неисправности оператор выполняет на рабочем месте следующие действия:
1) При неисправности группового оборудования - вводит команду на переключение на резервное оборудование
2) При отказе индивидуального оборудования - вводит команду на блокировку этого оборудования
Следует заметить, что при появлении отказа какого-либо группового оборудования программные средства технического обслуживания могут автоматически произвести переключение на резервное оборудование.
В процессе администрирования с помощью АРМТО оператор может изменять:
1) План нумерации на станции
2) Условия ограничения абонента по видам услуг связи
3) Способ приема цифр номера от телефонного аппарата
4) Набор разрешенных абоненту дополнительных услуг и их параметры
5) Тип системы сигнализации и ее параметры
6) Маршруты обходных соединений на сети связи и другие параметры
Администрирование так же направленно на контроль за параметрами телефонной нагрузки.
В простейшем случае программы администрирования обеспечивают запись результатов контроля в отдельный файл. При контроле за обслуженной нагрузкой в таком файле для каждого вызова могут быть записаны:
1) Вид и номер обслуживающего устройства
2) Время занятия
3) Время освобождения
4) Номер вызывавшего абонента
5) Направление дальнейшего соединения или номер вызываемого абонента
В дальнейшем с помощью специальной системы данные этого файла обрабатываются и результаты передаются в удобном для технического персонала виде.
8.4 Система централизованного технического обслуживания цифровых АТС