Стратегии наступательного характера
Вопрос ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ
Стратегия организации - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, распределения ресурсов и последовательность в достижении целей в течение продолжительного периода времени/
Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое будущее.
Выделяются следующие две основные группы инновационных стратегий: инновационные стратегии наступательного и стабилизационного характера.
Наступательная стратегия связана с ролью первопроходца и основана на собственных творческих возможностях организации. Предприятие в целях укрепления своих позиций предлагает продукты и услуги, являющиеся принципиально новыми на мировом или национальном рынке Необходимым и важным условием реализации этой стратегии становится разработка и внедрение масштабной инновации раньше конкурентов.
Для ее осуществления необходимы:
· сотрудники творческого склада;
· руководители-лидеры, создающие и поддерживающие новые идеи;
· эффективная организация инновационной деятельности;
· доступность финансовых ресурсов (бюджетные средства, гранты, донорская поддержка, кредитные ресурсы и т.д.);
· эффективный маркетинг.
Главное конкурентное преимущество новаторов состоит в том, что благодаря созданным и накопленным специфическим знаниям и умениям они способны осуществить нововведение лучше, чем их конкуренты. Технологические прорывы обеспечиваются высоким уровнем знаний о новациях в смежных отраслях и способностью создать уникальную комбинацию услуг, основанную на использовании новейших достижений науки и техники. Организации и предприятия, реализующие этот тип стратегии, определяют потенциал технологических изменений в отрасли, и успешность стратегии зависит от того, как долго продукт будет уникален, т.е. насколько быстро идеи буду скопированы другими предприятиями.
Стабилизационные инновационные стратегии используются организациями, которые осуществляют локальные продуктовые и технологические инновации, соответствующие тенденциям отрасли и скорости изменений в социо-культурной среде (например, подавляющее число клиентов считает обязательным наличие у предприятия электронного адреса). Как правило, заимствуются новшества признанных лидеров с внесением в продукт некоторых изменений, учитывающих специфику и возможности предприятия. Затраты в данном случае на коммерциализацию нововведения ниже, чем у лидера. Это стратегия низкого инновационного риска.
Каждой из групп присущи свои виды инновационных стратегий (табл. 28).
Таблица 28
Виды инновационных стратегий
Группы стратегий | Виды |
Наступательные |
|
Стабилизационные |
|
Стратегии наступательного характера
1. Создание нового рынка – стратегия, когда на основе новой идеи производится уникальный продукт (услуга), не имеющий аналогов. В социально-культурной сфере – это использование разработок, созданных в отраслях hi-tech (пример 43).
Пример 43 Примеры стратегии создания нового рынка Диснейленд – парк как «сценарий для комиксов или как фильм, логический и динамический, а его аттракционы уникальны во всем мире». Discoveryland – Страна открытий - наиболее технически сложная из пяти частей парка. Здесь собраны самые лучшие компьютерные игры, уникальные аттракционы: «Звездный тур» - суперприключение в виртуальной реальности, «Визионариум» - путешествие на жюльверновской машине времени, «Мистерия Наутилуса» - субмарина капитана Немо, стереоголографическое кино… При разработке этих аттракционов проводился значительный объем прикладных исследований и опытно-конструкторских работ. Экспозиция человеческих тел Гюнтером Ван Хаггенсом в Анатомическом музее в США, при достаточно спорной морально-этической стороне этой деятельности, также является примером стратегии создания нового рынка, причем в ее основе лежат результаты фундаментальных и прикладных исследований. Следует упомянуть магическое шоу Девида Копперфильда, космический туризм и другие виды экстремального туризма, а также фирму, организующую розыгрыши и т.д. |
2. Стратегия сравнительных преимуществ- стратегия,основанная на предоставлении потребителю продукта или услуги, сочетающего в себе свойства нескольких продуктов или услуг. Данная стратегия приводит к тому, что предприятия, изначально предлагающие стандартный набор услуг, характерные для данной отрасли, осваивают новые виды и формы деятельности, направленные на комплексное обслуживание клиентов в соответствии с их глубинными потребностями (пример 44). Большинство людей думает о том, как провести досуг. Культура как таковая: духовность, тяга к прекрасному, самосовершенствование, образование - интересуют весьма небольшой процент населения. Поэтому наиболее эффективный путь - создавать комплексный продукт: культура + индустрия развлечений + здоровье + спорт + образование.... Таким образом, важнейшим принципом формирования пакета предложений становится дополнительность, комплексность услуг.
Пример 44 Стратегия сравнительных преимуществ Этот принцип положен в основу одного из крупнейших проектов в сфере культуры последнего времени - Музейный квартал в Вене. Вена - один из самых музейных городов мира. Тем не менее, в 2001 г. здесь открывается огромный комплекс, куда переезжает шесть музеев: «Музей современного искусства», «Музей Леопольда», «Музей табака», выставочный центр «Кунстхалле», «Детский музей», ещё целый ряд учреждений культуры... Но самая значимая часть Музейного квартала - это Квартал 21 - своеобразная фабрика искусств, где на одной площади собраны многочисленные творческие агентства, студии видео-арта и электронной музыки, художественные и театральные мастерские, книжные и медиа магазины, выставочные залы. Предназначение Квартала 21 - производство и предложение современного культурного продукта. Даже многочисленные кафе, расположенные вокруг Музейного квартала и те от пола до потолка увешаны картинами, выставленными на продажу. В выставочных залах, кафе, салонах можно провести целый день... Следует признать, что все более и более серьезным конкурентом учреждениям культуры на рынке свободного времени в последнее время становятся магазины. Известно, что многие люди (особенно женщины) рассматривают шопинг как отдых, развлечение и средство психологической разгрузки. Учитывая эти настроения, магазины помимо своего основного профиля - торговли - стали предлагать большой спектр досуговых услуг. Один из наглядных примеров - торговый центр «Атриум» в Москве. Под одной крышей здесь собраны не только бутики, но и целая сеть ресторанов (включая экзотические), баров и кофеен, киноцентр с 9 залами, детский клуб (где можно оставить ребенка на время похода по магазинам), боулинг, бильярд, караоке, массаж, фитнесс, альпийская горка... Создана разносторонняя шопинго-развлекательная и рекреационная зона для всей семьи. На самом деле торговый центр поступает очень прагматично: предлагая «непрофильные» досуговые товары, он не только выручает дополнительные средства, но и задерживает потенциального покупателя на своих площадях, заставляя тем временем присмотреть в витринах дополнительные «объекты желания». |
3. Стратегия непрерывного совершенствования – стратегия,заключающаяся в постоянном совершенствовании технологий и повышении качества обслуживания благодаря высокообразованному и профессионально подготовленному персоналу, которому придается ключевое значение. Как правило, эту стратегию реализует организация, которая ранее вывела новый продукт или услугу на рынок (стратегия создания нового рынка) и посредством постоянных улучшений поддерживает интерес клиентов к своим услугам (пример 45). В противном случае, продукт переходит в категорию «ожидаемый продукт» (в соответствии с моделью Т.Левитта) и тогда организация либо имеет свою устойчивую нишу, либо продукты и услуги перестают пользоваться спросом.
Изменения на постоянной основе достаточно сложно осуществлять, но этот темп не могут выдержать другие предприятия отрасли, что и обеспечивает успех данной стратегии передовым предприятиям.
Пример 45 Стратегия непрерывного совершенствования Гостиничный комплекс «Альфа», который в 2005 году отметил свое 25-летие, реализует долгосрочную программу капитального ремонта номерного фонда гостиницы. С одной стороны, в 2004 году закончен ремонт 20-ти из 22-х жилых этажей и предстоит реконструкция 7 и 8 этажа, которые будут VIP-этажами, а с другой – параллельно будет начат косметический ремонт тех номеров, которые были отреставрированы первоочередно. Решается дорогостоящая и долговременная задача полной реконструкции вестибюля. Запущен в эксплуатацию центральный вход, отвечающий европейским требованиям и стандартам. Следующим этапом необходимо переделать стойку reception, бары, лобби, Интернет-кафе, игровой зал. Обновляются внутренние системы (коммуникации, системы пылеудаления, кондиционирования и др.). В планы входит переоборудование кухонного производства. Есть задумка сделать кухню более удобной и практичной, а также добавить некоторый элемент театральности – open kitchen. Стеклянная перегородка между обеденным залом и кухней, с одной стороны, будет привлекать внимание гостей, а с другой – дисциплинировать поваров и поварят. Продолжается реализация концепции маленьких тематических ресторанов. В «Альфе» уже открыты охотничий «У Дана» и небольшой французский рыбный ресторан. Предполагается в одном большом зале-ресторане создать 5-6 зональных ресторанчиков: «Одесса литературная», «Одесса морская», «Привоз одесский»… Руководство большое внимание уделяет персоналу: здесь высокий уровень заработной платы и прекрасный социальный пакет, регулярные и высокие премии. Ежедневно отмечается качество работы каждого сотрудника. Учитывается все: внешний вид, гостеприимство, умение вести себя в нестандартной ситуации, профессиональные знания и навыки. Ежегодно в каждом подразделении проводится конкурс на звание лучшего в своей профессии. Следует отметить, что в предварительном разговоре о возможности подготовки репортажа о деятельности гостиничного комплекса «Альфа» генеральный директор так сказал корреспонденту: «Приходите в любое удобное для Вас время. Мой день начинается с небольшого оперативного совещания. В принципе, любой сотрудник (!) нашего отеля ответит на все Ваши вопросы». Коллектив «Альфы» - это дружная сплоченная семья, которая умеет работать и отдыхать, заботится друг о друге и где любят принимать гостей. Источник: Гостинице «Альфа» только 25. // Отель. – 2005. - № 2. – С.4-6 |
4. Приобретение компаний – стратегия, предполагающая поглощение фирмы, имеющей потенциал для развития (месторасположение, наличие рекреационных зон, технологии, методы и модели ведения бизнеса, имидж на рынке, персонал и т.д.). В результате образуется по существу новое предприятие и обеспечивается значительное расширение своего рынка (пример 46).