Понятие о качестве и технико-эксплуатационных свойствах автомобилей. Надежность автомобиля и ее составляющие
Методы определения технического состояния. Диагностика как метод получения информации об уровне работоспособности автомобилей. Определение диагностирования. Прямой и косвенный методы. Виды диагностических параметров. Виды средств диагностирования
Техническое состояние определяется текущим значением конструктивных параметров (размеры, зазоры, ходы и т.д.) с использованием прямого или косвенного метода диагностирования.
Прямой - контактный: непосредственное (контактное) измерение конструктивных параметров Yi: износ тормозных накладок и барабанов, износ цилиндропоршневой группы двигателя.
Преимущества метода: точность; наглядность; достоверность; достаточно простой инструмент; простые технологии.
Недостатки метода: необходимость частичной или полной разборки, увеличивающей интенсивность изнашивания; нарушение приработки; большая трудоемкость; невозможность комплексного контроля сложных систем.
Косвенный диагностический. О техническом состоянии изделия судят по косвенным диагностическим параметрам Si. Диагностические параметры: тормозной путь, ход тормозной педали, мощность, компрессия, расход (угар) масла, содержание продуктов износа в масле, прорыв газов в картер.
Преимущества метода: не нужна разборка агрегата, системы; меньшая трудоемкость; оперативность; возможность контроля неразборных элементов; контроль сложных систем (впрыск, компьютерные системы).
Недостатки метода: сложность диагностического оборудования; большая стоимость оборудования и самого контроля; необходимость периодического метрологического контроля оборудования; высокие требования к персоналу.
Виды диагностических параметров:
ДП выходных рабочих процессов характеризуют функциональные свойства автомобиля, агрегата, системы. Примеры: мощность двигателя, скорость автомобиля, расход топлива, тормозной путь.
ДП сопутствующих процессов сопровождают работу двигателя, агрегата, системы.
Примеры: температура агрегата, материала; уровень шума или вибрации; содержание продуктов износа в масле; содержание вредных веществ в отработавших газах.
Виды средств диагностирования:
Внешние средства (подсоединяются или работают совместно с контролируемым изделием только в момент контроля и не являются элементом изделия.) бывают:
- стационарные (тормозной стенд, стенд для проверки углов установки колес и др.)
- переносные (приборы контроля состава отработавших газов, тестеры и др.)
Встроенные средства (являются конструктивным элементом автомобиля и осуществляют контроль непрерывно или периодически по определенной программе.) бывают:
- информационные (информирует о режимах работы и состоянии: температура агрегатов, скорость, частота вращения коленвала, давление масла идр.)
- сигнализирующие (предупреждают о возможном наступлении предотказного состояния или возникновении скрытых отказов: давление масла, заряд аккумуляторной батареи.)
- программируемы, запоминающие (Отслеживают и запоминают информацию о состоянии для считывания в стационарных условиях; поиск неисправности; самодиагностика; звуковая, визуальная, речевая информация о предотказном состоянии.)
Как правило, используются два способа диагностирования. При первом в процессе диагностирования на объект диагностирования (ОД), не находящийся в рабочем состоянии, осуществляются определенные механические, электрические, гидравлические и другие воздействия и с помощью датчиков фиксируется его реакция в виде диагностического сигнала. При втором способе объект диагностирования выводится на заданный режим работы, и также с помощью датчиков от него воспринимаются сигналы, характеризующие диагностические параметры.
На практике прямой и диагностический методы взаимодействуют и дополняют друг друга. Надо уметь определить рациональные сферы их использования.
Главным критерием выбора метода является сравнение суммарных затрат на предупреждение, выявление и устранение отказов и неисправностей при использовании прямых и диагностических методов контроля технического состояния, а также продолжительности процедуры.
«Техническая эксплуатация автомобилей»
Понятие о качестве и технико-эксплуатационных свойствах автомобилей. Надежность автомобиля и ее составляющие
Об изделии, материале, оказываемой услуге обычно судят по их качеству. Качество изделия (автомобиля, агрегата, детали) или материала (топлива, масла и пр.), как правило, изменяется в процессе эксплуатации в результате изменения самого изделия или материала и его составных элементов. Например, расход топлива при перевозке зависит не только от условий эксплуатации или конструкции автомобиля, но и от текущего состояния системы питания и зажигания автомобиля, износа цилиндропоршневой группы, изменения углов установки передних колес и т.д.
Поэтому очень важные для технической эксплуатации понятия качества, надежности, технического состояния автомобилей необходимо рассматривать во взаимосвязи, т.е. комплексно оценивать их влияние на реализацию целей автомобильного транспорта и его технической эксплуатации по схеме: техническое состояние ‑ работоспособность ‑ надежность ‑ качество ‑ цели.
Качество ‑ это совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля, технологического оборудования, агрегата, детали, материала к выполнению заданных функций при их использовании по назначению, т.е. к эксплуатации.
Технико-эксплуатационные свойства закладываются при проектировании и производстве; реализуются (в разной степени) при производстве и в эксплуатации.
Стабильные ТЭС практически не изменяются в течение всего срока службы изделия (габаритные и весовые показатели, грузоподъемность, вместимость и др.).
Нестабильные ТЭС ухудшаются в процессе работы и по мере старения автомобиля или агрегата. Это, например, производительность, затраты на обеспечение работоспособности, интенсивность использования автомобиля и др. В значительной степени стабильность ТЭС автомобилей определяется их надежностью
Надежность – свойство объекта сохранять во времени, в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, ТО, ТР, хранения, транспортировки. Надежность является сложным свойством, которое в зависимости от назначения изделия и условий его применения включает в себя безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность.
Безотказность – свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течении определенного времени или пробега. Для оценки безотказности применяют следующие показатели: вероятность безотказной работы, средняя наработка до отказа и на отказ, интенсивность отказов невосстанавливаемых деталей, параметры отказов невосстанавливаемых деталей. Долговечность – это свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе проведения ТО и Р. Основные показатели долговечности: ср. ресурс, ср. срок службы, гамопроцентный ресурс, гамопроцентный срок службы, вероятность достижения предельного состояния.
Ремонтопригодность – свойство а/м, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию работоспособного состояния путем проведения ТО и Р. Основными показателями ремонтопригодности являются ср. продолжительность и трудоемкость выполнения ТО и Р.
Сохраняемость – свойство а/м сохранять значения показателей безотказности, долговечности, ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования. Методы обеспечения работоспособности а/м: 1) поддержание работоспособности (ТО), 2) восстановление работоспособности (ремонт). Основная цель ТО а/м в предупреждении и отдалении момента достижения им предельного состояния.
«Техническая эксплуатация автомобилей»
4. Назначение системы ТО и Р и основные требования к ней; формирование структуры ТО и ремонта: метод группировки по стержневым операциям ТО; технико-экономический метод
Основой системы ТО и Р является ее структура и нормативы. Структура системы определяется видами (ступенями) соответствующих воздействий и их числом. Нормативы включают конкретные значения периодичности, трудоемкости, перечня операций и ряд др. Структура системы ТО и Р определяется уровнем надежности и качеством а/м, целью, которая поставлена перед автотранспортом и ТЭА, условиями эксплуатации, имеющимися ресурсами, организационно-техническими ограничениями. Гл факторами, определяющими эффективность системы ТО и Р, правильно определенные перечни (что делать) и периодичности (когда делать) профилактических работ, кол-во видов ТО и их кратность (как организовать выполнение совокупности операций).
При определении периодичности группы операций применяют следующие методы:
1) группировка по стержневым операциям ТО: основан на том, что выполнение операций ТО приурочивается к оптимальной периодичности стержневых операций, которые обладают следующими признаками: а) влияет на безопасность движения а/м; б) невыполнение их снижает безотказность, экономичность, экологичность и влияет на работоспособность а/м, т.е. снижается надежность а/м; в) характеризуются большой трудоемкостью, требуют специального оборудования и обустройства постов; г) регул. повторяются. Примерами являются смазка узлов и деталей а/м, г/у, регулировка тормозной системы, смена масла в двигателе
2) технико-экономический: при этом методе определяют такую групповую периодичность, которая соответствует суммарным затратам на ТО и Р а/м по всем рассматриваемым объектам; для определения суммарных затрат используют удельные затраты на ТО и Р и число операций в группе.
«Техническая эксплуатация автомобилей»
Содержание и уровни регламентации системы ТО и ремонта. Фирменные системы ТО и ремонта
Техническая документация, излагающая принципы функционирования системы ТО и Р, обычно содержит следующие материалы и рекомендации:
1. принимаемые принципы обеспечения работоспособности и технического состояния;
2. основные понятия и определения;
3. виды и назначение ТО и ремонта;
4. нормативы периодичности и трудоемкости, ресурсов а/м и агрегатов, простоев на ТО и в ТР;
5. типовые обобщенные перечни операций ТО, которые, затем привязываются к конкретным моделям автомобилей и их модификациям;
6. методы учета условий эксплуатации и корректирования нормативов;
7. основные положения по организации ТО и ремонта автомобилей.
Задачей ЕО является: общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения; поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля; заправка его топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов ПС – санитарная обработка кузова.
ЕО выполняется после работы ПС и перед выездом на линию.
Задачами ТО-1 и ТО-2 являются снижение интенсивности изменения параметров технического состояния механизмов и агрегатов автомобиля; выявление и предупреждение неисправностей и отказов; обеспечение экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.
Диагностические работы являются технологическим элементом ТО и ремонта автомобиля и дают информацию о его техническом состоянии при выполнении соответствующих работ. В зависимости от назначения, периодичности, перечня и места выполнения диагностические работы подразделяются на 2 вида: общее (Д-1) и поэлементное углубление (Д-2) диагностирование.
ТО должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, узлов и систем автомобиля в пределах установленных периодичностей по тем воздействиям, которые включены в перечень операций.
Задачей сезонного обслуживания, проводимого 2 раза в год, является подготовка ПС к эксплуатации при изменении сезона (времени года). В качестве отдельно планируемого вида технического обслуживания СО проводится для ПС, эксплуатируемого в очень холодном, холодном, жарком и сухом, и очень жарком сухом климатических районах. В остальных условиях СО совмещается с очередными ТО-2 с увеличением трудоемкости на 20%.
ТО выполняется на самих автотранспортных предприятиях или на специализированных автосервисных и ремонтных предприятиях: станциях ТО, ремонтных мастерских, базах централизованного ТО.
Ремонт в соответствии с характером и назначением работ подразделяется на капитальный и текущий.
Капитальный ремонт предназначен для регламентированного восстановления потерявших работоспособность автомобилей и агрегатов, обеспечения их ресурса до следующего капремонта или списания не менее 80% от норм для новых автомобилей и агрегатов. Капитальный ремонт агрегата предусматривает его полную разборку, дефектацию, восстановление или замену деталей с последующей сборкой, регулировкой и испытанием. Агрегат направляется в КР в случаях, когда базовая и основные детали нуждаются в ремонте, требующем полной разборки агрегата.
При КР должно обеспечиваться также восстановление до уровня новых изделий или близкого к нему: зазоров и натягов, взаимного расположения деталей, макро- и макрогеометрии рабочих поверхностей, структуры и твердости металла, форм и внешнего вида составных частей изделия. КР производиться преимущественно на специализированных авторемонтных предприятиях, обслуживающих АТП. Направление ПС и агрегатов на КР производиться на основании результатов анализа их технического состояния с применением средств диагностики и учетом пробега, а также затрат на ТО и Р.
Текущий ремонт предназначен для устранения возникших отказов и неисправностей, а также для обеспечения нормативных ресурсов автомобилей и агрегатов до КР. Характерными работами ТР являются: разборочные, сборочные, слесарные, сварочные, дефектовочные, окрасочные, замена деталей и агрегатов. При ТР агрегата допускается замена деталей, достигших предельного состояния, кроме базовых.
ТР должен обеспечить безотказную работу отремонтированных агрегатов и узлов на пробеге не меньшем, чем до очередного ТО-2. Для ТР могут регламентироваться удельная трудоемкость, т.е. трудоемкость, отнесенная к пробегу автомобиля (чел-ч/1000), а также суммарные удельные простои в ТР и на ТО (смен/1000 км).
Из документов, регламентирующих систему и нормативы ТО и ремонта, наиболее известны для автомобильного транспорта Положение о ТО и Р ПС автомобильного транспорта.
Фирменные системы ТО и Ремонта
Эти системы разраб производителями автомобилей, ориентированы главным образом на владельцев индивидуальных автомобилей, фирменные сервисные предприятия и стимулируют проведение ТО и ремонта на этих предприятиях.
Фирменные системы ТО и ремонта основаны на планово-предупредительной стратегии и информационно поддерживаются рядом документов.
1. В руководствах по эксплуатации, которыми располагают владельцы автомобилей, приводится минимум сведений:
- Рекомендации проводить ТО на предприятиях завода-изготовителя в соотв. с рекомендациями сервисных книжек;
- Указания по выполнению минимального перечня операций между очередными обслуживаниями, кот. вкл. проверку уровня масла и жидкостей, уход за шинами, замену ламп и плавких предохранителей, косметический уход за кузовом;
- Перечень рекомендаций топливно-смазочных материалов, эксплуатационных жидкостей и автопрепаратов.
2. Структура системы ТО фиксируется в сервисных книгах, в которых указывается последовательность проведения ТО с определенной, как правило, постоянной, периодичностью. Каждый очередной вид ТО имеет свой перечень операций, который на 47-76% совпадает с предыдущим.
3. Ряд заводов-изготовителей для сервисных предприятий издает рекомендации по трудоемкости ТО и ремонта: трудоемкость работ по ТО и ремонту; справочник по нормативам стандартного времени для ТО и Р а/м и др.
Преимуществами заводских рекомендаций является их «привязка» к конкретным моделям автомобилей и их конструкции, наличие пооперационных нормативов трудоемкости по ТО для владельцев автомобилей в виде сервисной книжки, содержащей полный перечень операций ТО, технологическое и информационное обеспечение фирменных предприятий.
К недостаткам относятся: некомплектность технической документации или недоступность для владельцев транспортных средств; отсутствие и слабый учет условий эксплуатации; как правило, завышенная трудоемкость, увеличивающая стоимость обслуживания и ремонта; отсутствие общих нормативов на текущий ремонт; сложность структуры системы, особенно для индивидуальных владельцев автомобилей. Поэтому, как правило, эти рекомендации используются сервисными предприятиями, прежде всего фирменными и дилерами.
Учитывая международный обмен автомобильной техникой, большое значение и распространение приобретают обобщающие нормативные и технологические материалы, которые при их составлении автотранспортными и информационными компаниями приобретают функции рекомендуемых нормативов ТЭА.
«Техническая эксплуатация автомобилей»