Наколка основы лифа с рукавами покроя реглан
Теория макетирования.
Наколка основы лифа с втачным рукавом.
Перед выполнением наколки нужно приготовить макетную ткань, манекен, вспомогательные материалы. При выполнении наколки основы необходимо строго соблюдать направления нитей основы и утка по отношению к основным горизонтальным и вертикальным линиям фигуры. Накалывание ткани булавками выполняют в определенной последовательности, применяя наиболее удобные приемы. По линии центров, боковых швов и вытачек булавки располагаются горизонтально либо под небольшим углом, острием в сгиб, захватывая немного ткани. Это способствует четкости линий и хорошей фиксации ткани на манекене. На линии проймы и горловины булавки располагаются вдоль линии.
Основное правило - булавки должны хорошо фиксировать ткань и не ломать форму и линии муляжа.
Положение булавок правильно неправильно положение булавок
на горловине, пройме на вытачках
Подготовка манекена
На манекене прокладывают тесьму шириной 0,5 - 0,7 см. по основным линиям измерения и симметрии фигуры.
1. I – I’ - средняя линия спинки;
2. II – II’ - средняя линия переда;
3. III - линия горловины;
4. IV - линия груди (через выступающие точки груди);
5. V-линия талии (горизонтально);
6. VI - линия бедер (примерно на 20 см. ниже линии талии);
7. VII – VII’ - линия ширины груди (на 10 см. выше л. груди,);
8. VIII’ - VIII - линия ширины спины (примерно на 10 см. выше л. груди, параллельно ей). Отрезок VIII' - VIII равен мерке ширины спины;
9. IX - IX' - линия плечевого шва (от основания шеи до конечной плечевой точки);
10. IX' - X' - глубина проймы;
11. X' - X - линия бокового шва;
12. VIII’ – IX’ – VII’ - X' - линия проймы.
Подготовка макетной ткани.
При подготовке ткани для макетирования ее лучше отрывать, чтобы сохранить долевые и поперечные нити. Следует приложить ткань к прямому углу и проверить, есть ли перекос. Если он возник, можно придать куску прямоугольную форму при помощи влажно-тепловой обработки.
Для наколки лифа выкраивают прямоугольные куски ткани, размеры которых определяются размерами манекена с учетом расположения линии членения лифа и припуска на свободное облегание. Типичным является членение лифа боковыми швами от проймы.
Кусок ткани для переда:
Длина куска = измерению Дтп манекена + 8 см. (если макет проектируется до линии талии). Ширина куска = измерению манекена по линии груди от линии середины переда до линии бокового шва + (1-2) см. на свободное облегание + 2 см на шов и + 2 см. на ширину полузаноса. (в случае, когда мерка ОБ больше ОГ – измерение ширины куска производят по линии бедер)
Длина куска соответствует направлению нити основы, ширина - нити утка.
На куске ткани для переда прокладывают две строчки или линии маркером (карандашом):
1 - по линии середины переда на расстоянии 2 см от кромки.
2 - через высшие точки груди.
Кусок ткани для спинки:
Длина куска = измерению Дтс манекена + 8 см. (если макет проектируется до линии талии). Ширина куска = измерению манекена по линии груди от линии середины спинки до линии бокового шва + (1-2) см. на свободное облегание + 2 см на шов и + 2 см. на ширину шва по середине переда. (в случае, когда мерка ОБ больше ОГ – измерение ширины куска производят по линии бедер) измерению по линии бокового шва + 6,0 см.
На куске ткани для переда прокладывают две строчки или линии маркером (карандашом):
1 - по линии середины спинки, на расстоянии 2 см. от кромки.
2 - через высшие точки лопаток.
Наколка переда.
Кусок ткани для переда накладывают на перед манекена, совмещая линию, проложенную по линии середины, с серединой манекена, а линию на линии груди - с линией груди манекена. Накалывают булавками сначала по линии середины переда, затем по линии груди в следующей последовательности:
1 - булавка на линии горловины;
2 - на линии груди;
З - на линии талии (если длина макета ниже линии бедер, необходимы дополнительные булавки по линии середины переда);
4 - вершина горловины (ткань по горловине подрезают и надсекают);
5 - в высшей точке груди;
6 - на расстоянии 10 см. от 5 - в сторону проймы, при этом нить основы должна быть расположена строго вертикально (в верхней части по касательной к пройме);
7 - в вершине бокового шва, нить утка должна располагаться строго горизонтально. Припуск на свободу по линии груди 1-1,5 см. распределить равномерно;
8, 9, 10 - формирование нагрудной вытачки. Для этого ткань в области проймы
надсекают и отводят в сторону плеча. Излишек ткани, образовавшийся в результате наколки по линии плечевого шва, забирают в вытачку, которую обычно располагают на расстоянии 4-5 см. от вершины горловины и направляют к высшей точки груди, заканчивая на 1,5 + 2 см до нее. Вытачка должна быть такой ширины, чтобы в нее вошел весь излишек ткани в верхней части полочки, и не было слабины по пройме. Вытачку закрепляют тремя булавками 8, 9,10;
11 - булавкой закрепляют ткань по линии талии касательно проймы;
12, 13, 14 - формирование талиевой вытачки. Излишек ткани на линии талии на отрезке между булавками 3 и 11 - раствор вытачки. Если раствор вытачки небольшой (до 3 см), середину ее располагают по нити основы и направляют к концу верхней вытачки. Если излишек ткани > 3 см, середину вытачки смещают в сторону бокового шва.
Наколка спинки.
Последовательность наколки спинки аналогична наколке переда:
1 - булавка располагается на линии горловины спины;
2 - на линии груди;
3 - на линии талии (если длина макета ниже линии бедер, необходимы дополнительные булавки по л. середины переда);
4 - вершина горловины (ткань надсекают и подрезают);
5 - по линии груди касательно проймы;
6, 7 - формирование плечевой вытачки. При этом излишек ткани от проймы отводят в сторону плечевого шва и забирают в вытачку. Вытачку направляют на выступающую точку лопатки и закалывают двумя булавками 6 и 7;
8 - располагается на линии талии касательно пройме;
9, 10, 11 - формирование талиевой вытачки. Излишек ткани на линии талии на отрезке 3-8 определяет раствор вытачки. Середину вытачки располагают по нити основы и направляют к концу верхней вытачки.
Окончательное оформление основ переда и спинки.
Подрезают излишки ткани спинки и переда со стороны плечевых и боковых срезов, оставляя припуск на шов равный 1,5 + 2 см. Плечевой и боковой срезы спинки подгибают, накладывая на перед так, чтобы сгиб располагался по тесьме манекена. По тесьме манекена на полученных основах мелом или маркером намечают линии горловины и проймы лифа, проводят линии по боковым и плечевым швам, по вытачкам. Наколотое изделие снимают с манекена, лекально уточняют контуры горловины и проймы.
Наколка основы втачного рукава
Подготовка макетной ткани.
Измеряют длину и высоту проймы на основе лифа. Выкраивают прямоугольный кусок ткани. Длина куска = мерке длины рукава + 6 см.
Ширина = длине проймы - 10 см + 2 см на шов.
Ткань складывают пополам, при этом нить основы должна проходить по сгибу
ткани, проводят линию по сгибу. Определяют высоту оката, равную высоте
проймы + 1,5см и проводят линию в направлении нити утка.
Скалывают передний и задний срезы рукава и ориентировочно выкраивают окат рукава. (рис.1)
К манекену прикалывают макетную руку. Припуск рукава по окату подгибают на 1,5 см и накалывают по пройме лифа, который надет на манекен.
1 - булавкой накалывают окат рукава на линию плечевого шва (н.о. вертикальна).
2 - на переднюю часть проймы на уровне линии ширины груди.
3 - на заднюю часть проймы на уровне ширины спины.
Важно: при накалывании 2 и 3 булавками расположение нити утка должно быть строго горизонтальным.
Рис. 1
Затем накалывают верхнюю часть оката рукава, целая посадку между 2 и 3 булавками. Нижняя часть оката рукава у линии бокового шва накалывается без посадки, устанавливают длину рукава и закалывают низ. Намечают карандашом на рукаве и пройме контрольные знаки (на уровне 1,2, 3 булавок), обводят окат рукава и пройму, лекально уточняют, сняв рукав с манекена.
Наколка основы лифа с рукавами покроя реглан
Подготовка манекена
При наколке лифа покроя реглан на манекене дополнительно намечают тесьмой линии проймы реглана (на переде и спинке) в соответствии с эскизом, учитывая дополнительное углубление проймы в изделиях реглан на 1-2 см. Прикрепляют к манекену макетную руку. Намечают на ней линию расположения верхнего шва как продолжение плечевого и прокладывают тесьму.
Подготовка макетной ткани
Подготовку ткани для наколки переда и спинки лифа с рукавами покроя реглан выполняют так же, как и для наколки лифа с втачными рукавами. Для рукава берут прямоугольный кусок ткани: Длина = длина плеча + длина рукава + 5 см. Ширина = ОП +7-8 см. По середине прямоугольного куска вдоль нити основы проводится линия маркером, мягким карандашом или контрастными нитями.
Последовательность наколки
Наколку лифа выполняют так же, как наколку лифа с втачными рукавами, но нагрудную вытачку обычно переводят из плечевого среза в горловину или другие участки лифа. Плечевая вытачка в зависимости от строения фигуры может быть полностью проигнорирована или становится посадкой. В соответствии с эскизом по предварительно проложенной тесьме на манекене проводят линию проймы реглана.
Рукав реглан предварительно скалывают по линии нижнего шва с посадкой или вытачкой на линии локтя, не доходя до верхнего среза 25-30 см. Рукав надевают на руку манекена, совмещая середину рукава с линией верхнего шва рукава. Накалывают на пройму в вершине переднего и локтевого переката (булавки 1 и 2). Важно!!! Соблюдать горизонтальное положение уточной нити на участке 1-2. От места расположения булавок 1 и 2 ткань верхней части рукава расправляют, направляя вверх и сторону середины детали, и прикрепляют булавками в области плеча. Излишек ткани по плечевому срезу забирают в вытачку, которая является одновременно и плечевым швом, если на этапе расчета ширины куска ткани для рукава предусмотреть дополнительную прибавку на свободу облегания, то плечевая вытачка может быть сформирована в виде шва.
Окончательное оформление лекал.
Карандашом или маркером намечают линию горловины, пройму рукава и лифа, вытачки, линию нижнего шва рукава, бокового шва, ставят контрольные знаки в точках 1 и 2. Изделие снимают с манекена, лекально уточняют контуры горловины, проймы, верхнего шва рукава.
Винтовой крой.
Создавая любую модель одежды, необходимо учитывать особенности фигуры. Хорошая посадка изделия на фигуре достигается за счет использования вытачек. Однако винтовой крой позволит избежать выполнения вытачек. Линии винтовых швов огибают фигуру сверху вниз, с их помощью можно добиться плотного прилегания изделия по фигуре. Хорошая посадка изделия на фигуре возможна лишь при условии соблюдения всех правил и приемов наколки. Линия винтового шва напоминает спираль. В качестве примера возьмем узкую полоску ткани шириной 15-20 см и обернем ею манекен, стараясь совмещать края этой полоски между собой, когда она делает очередной виток - получится условная схема расположения линии винтового шва на фигуре, проходящего на стыке между витками, соединяя их. Существует множество вариантов расположения линии винтового шва в изделии. Все зависит лишь от вашей фантазии, кроме того, в изделии может быть несколько линий винтовых швов, начинающихся из разных отправных точек. Используя этот метод, можно создавать нарядную и повседневную одежду: платья, юбки, блузки и даже купальники. При изготовлении моделей с линиями винтовых швов используются, как правило, эластичные ткани или трикотаж. В изделии не будет ни вытачек, ни боковых швов, а будет единственный шов, объединяющий все в себе одном. Конечный результат может оказаться весьма неожиданным, но, всегда это выглядит как минимум, оригинально.
Подготовка манекена к работе
Перед началом работы на манекене наметьте сутажом вертикальные линии середины переда и спины, линии правого и левого боковых швов Обязательно определитесь с видом горловины, а отталкиваясь от нее, и с вариантами пройм. И только после того как на манекене сутажом намечена линия горловины и, если необходимо, линии пройм, тогда подключайте свою фантазию и приступайте к поиску отправной точки для линии винтового шва.
Наколка ткани
1. После подготовки манекена к работе приступаем к наколке ткани. В зависимости от направления линии винтового шва (вправо или влево) соответственно располагается целый кусок ткани вправо или влево.
2. Располагаем ткань строго по косой относительно верхней части модели, отмеряем размер верхнего припуска, чтобы как можно меньше пришлось в процессе наколки надставлять ткань (делать технические швы), так как предугадать верное расположение ткани перед началом наколки практически невозможно. Далее прикладываем ткань к манекену и от начала линии винтового шва начинаем накалывать ткань с верхнего участка. На вогнутых участках фигуры после прикрепления ткани булавками обязательно надо срезать излишки и надсекать припуски, освобождая ткань от натяжения для дальнейшего продвижения по фигуре. Принцип наколки состоит в том, что накалывается как бы дорожка с фигурными краями и производится прикрепление ткани одновременно с двух сторон. Процесс состоит из нескольких приемов. Прикалываем ткань небольшими участками, т.к. накалывается целый кусок ткани и при наколке на выпуклых и вогнутых участках происходит деформация и натягивание ткани. В связи с этим приходится сразу срезать ее излишки, чтобы дать возможность ткани гладко располагаться на поверхности. Соответственно образуется цикл: прикалывание ткани булавками к небольшому участку, срезание с двух сторон от булавок излишков ткани, надсекание припусков для удаления образовавшегося натяжения ткани. Далее равномерно расправляем ткань на следующем небольшом участке, закрепляем булавками и процесс повторяется.
.
4. От самого нижнего положения линии винтового шва на фигуре, как правило, в области бедер, идет формование юбки.
После того как наколка модели завершена, определяем конфигурацию низа модели и подрезаем.
5. Обводим контуры готового макета. Сначала — контуры горловины и проймы. На каждом участке линии винтового шва очерчиваем его контур по сутажу. На сложных изгибах и поворотах, сложных точках соприкосновения одного витка с другим ставим контрольные знаки стыковки витков между собой: 1-1, 2-2, 3-3 и т.д. По всей длине четырех предварительно намеченных вертикалей чертим линии середины переда и спинки, правую и левую боковые линии. Каждый участок витка с расположением этих линий подписываем. Обозначения и контрольные знаки могут ставиться в любой последовательности.
6. На плоскости эта конструкция причудливого вида, снятая с манекена, напоминает длинную извилистую дорожку, которую вы сможете собрать в изделие только с помощью контрольных знаков.
Сняв макет изделия с манекена, расправляем и слегка приутюживаем его, затем аккуратно переводим на кальку (без припусков на швы), выравнивая линии с помощью фигурных лекал. После этого переносим на полученное лекало модели контрольные знаки и основные вертикальные линии. Процесс сборки модели начинается снизу. При определенной конфигурации линии винтового шва и использовании эластичного трикотажа платье может быть изготовлено без застежки. Если ткань имеет небольшое растяжение, то один из витков винтового шва желательно проложить в области талии, чтобы потом применить различные виды застежек. Если ткань совсем не подвержена растяжению (это может быть шелк, как в нашем случае), тогда рассекается один из боковых швов, куда притачивается потайная застежка-молния или по всей длине шва выполняется какой-либо другой вид застежки.