В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятые при обращении.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМАТЕ ОГЭ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
Вариант РЯ201617_1
Инструкция по выполнению работы
Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14). Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Приступая к части 3 работы, выберите одноиз трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. |
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14 |
(1) Шла Великая Отечественная война. (2) Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…
(3) О том, что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, ребята детского дома знали заранее. (4) Директор дома, Мария Дмитриевна, так и сказала:
– (5) Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.
(6) Что же будет ребятам на первое?
– (7 )Бульон куриный?
– (8) Борщ украинский?
– (9) Щи зелёные?
– (10) Суп гороховый?
– (11) Суп молочный?
(12) Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде. (13 )Приготовляли их из дикорастущих трав, которые нередко бывали горькими, вяжущими. (14) Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. (15) Назывались такие супы из трав по-особенному – супами-пюре. (16) Вот и сегодня ребятам – такой же суп.
(17) Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.
– (18) Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.
(19) Из сурепки? (20) Так это ж отличный суп. (21) Рады ребята такому супу, ждут не дождутся, когда позовут на обед.
(22) Вслед за первым получат сегодня ребята второе. (23) Что же им на второе будет?
– (24) Макароны по-флотски?
– (25) Жаркое?
– (26) Рагу или гуляш?
(27) Нет. (28) Не знали ленинградские дети подобных блюд.
(29) Миша Кашкин и здесь пронюхал.
– (30) Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.
(31) Рады ребята таким котлетам. (32) Скорей бы несли обед.
(33) Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. (34) Что же будет сегодня на третье?
– (35) Компот из черешни?
– (36) Запеканка из яблок?
– (37) Апельсины?
– (38) Желе или суфле?
(39) Нет. (40) Не знали ребята подобных третьих. (41) Кисель им сегодня будет.
– (42) Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, – шептал Кашкин. – (43) И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.
– (44) Сахарину! (45) Вот это да! (46) Так это ж на объеденье кисель получится.
(47) Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48) Вкусный обед! (49) На славу!
(50) Не знали блокадные дети других обедов.
(51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52) Пришла в Ленинград победа!
(По С.П. Алексееву*)
* Сергей Петрович Алексеев (1922 - 2008) — русский советский писатель.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дети из детского дома радовались праздничному обеду?».
1) Потому что впервые в блокадном Ленинграде на первое подавали украинский борщ.
2) Потому что обед состоял из трёх блюд: первое, второе и третье.
3) Потому что Миша Кашкин заранее знал, какие блюда будут давать на обеде.
4) Потому что блокадные дети не знали, что такое праздничный обед.
Ответ: ____________________________________
3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложени: «Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…».
1) олицетворение,
2) фразеологизм,
3) эпитет,
4) сравнительный оборот.
Ответ: ____________________________________
4. Из предложений 1-5 выпишите слова, в которых приставка пишется всегда одинаково независимо от произношения.
Ответ: ____________________________________
5. Из предложений 12–17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на -Н, пишется НН».
Ответ: ____________________________________
6. Замените разговорное слово «пронюхал» ( предложение 17) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ____________________________________
7. Замените словосочетание «котлеты из хвои» (предложение 30), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связьюсогласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ____________________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.
Ответ: ____________________________________
9. Среди предложений 17–30 найдите предложение, осложненное обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятые при обращении.
О том, (1) что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, (2) ребята детского дома знали заранее. Директор дома, (3) Мария Дмитриевна, (4) так и сказала:
– Сегодня, (5) ребята, (6) полный у нас обед: первое будет, второе и третье.
Ответ: ____________________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ____________________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Нет,(1) не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов,(2) совсем другие супы в Ленинграде. Приготовляли их из дикорастущих трав,(3) которые нередко бывали горькими,(4)вяжущими. Ошпаривали их кипятком, (5 ) выпаривали и тоже использовали для еды.
Ответ: ____________________________________
13.Среди предложений 1–15 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________
14. Среди предложений 42–52 найдитесложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.
Ответ: ____________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Б.Голуб: «С полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете трактовкой своего понимания слов
И.Б.Голуб.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. Пришла в Ленинград победа!».
Приведите в сочинении двааргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3.Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА?Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.