Обыкновенное освидетельствование колесных пар
1.3.5.1 Обыкновенное освидетельствование колесных пар проводят работники, аттестованные и получившие удостоверение на право проведения этих работ.
1.3.5.2 Обыкновенное освидетельствование колесных пар проводят:
- при всех случаях их подкатки под ТПС в депо, за исключением подкатки под ТПС колесной пары, если после ее формирования или проведения полного освидетельствования прошло более 2 лет. При этом дату формирования и освидетельствования устанавливают по данным формуляра (технического паспорта) на колесную пару;
- после крушения, аварии и схода с рельсов при скорости более 10 км/ч, если при осмотре не выявились повреждения составных частей колесной пары, требующие их замены;
- для моторных вагонов МВПС при ТР-2.
1.3.5.3 Перед обыкновенным освидетельствованием колесной парыпроводят очистку её от грязи, смазки или обмывку в моечной машине. Обыкновенное освидетельствование включает контроль возможных дефектов в соответствии с таблицей 7.
Таблица 7 Контроль дефектов при обыкновенном
освидетельствовании колесных пар
Наименование операции контроля | Недопустимое значение и метод устранения дефекта |
1 Проверка установленных клейм и знаков в соответствии с рисунками 9, 10, 11, 16 | Отсутствие или неясность клейм не допускается |
2 Визуальный контроль: | |
2.1 Трещин на бандажах и ободьях цельнокатаных колес | Не допускаются.Устранение - в соответствии с таблицей 10 (пункты 2.1, 2.2) * |
2.2 Выщербин, раковин или вмятин на вершине гребня или поверхности катания | Не допускаются. Устранение – обточкой* |
2.3 Задиров у выкружки рабочей части гребня и в районе круга катания | Не допускаются. Устранение – обточкой* |
2.4 Ползуна (выбоины) на поверхности катания* | То же |
2.5 Ослабления бандажа на ободе центра | Не допускается |
2.6 Остроконечного наката гребня | Не допускается.Устранение – обточкой* |
2.7 Навар (смещение металла) на поверхности катания | Не допускается. Устранение – обточкой* |
2.8 Отсутствие сдвига бандажа по контрольным отметкам на бандаже и ободе колёсного центра | Сдвиг не допускается |
2.9 Трещин в ступицах, спицах, ободьях колесных центров, цельнокатаных колес | Не допускаются. Устранение трещин в ободьях и спицах в соответствии с таблицей 10 (пункты 3.2, 3.3, 3.4, 3.5) |
Наименование параметра | Допустимые размеры и значения параметров |
2.10 Вмятин, раковин, выкрошившихся мест на поверхности зуба зубчатого колеса (венца) | Глубина раковин, вмятин и выкрашиваний более 2,0 мм (отдельных более 3,0 мм), общая площадь на зубе прямозубой и на головке зуба косозубой передачи - более 10 %, а на ножке зуба косозубой передачи – более 60 %. |
2.11 Отколов на поверхности зуба (от торца) | Отколы длиной более 15 мм и глубиной более 3,0 мм |
2.12 Трещины, следы электродугового ожога на зубьях зубчатых колес | Не допускаются. Устранение трещин и следов электродугового ожога глубиной не более 0,5 мм - зачисткой с последующей магнитной дефектоскопией |
2.13 Трещин во впадинах зубчатых колес (венцов) | Не допускаются: - трещины на переходных поверхностях – длиной более 25,0 мм, выходящие на торец – глубиной более 2,0 мм; - трещины любых размеров, развивающиеся с обеих сторон зуба (встречные трещины); - наличие трещин более, чем на 25 % зубьев; - трещины во впадинах зубчатых колес (венцов) колесных пар пассажирских локомотивов и МВПС. Остальные трещины устраняют в соответствии с таблицей 10 (пункт 3.17) |
2.14 Смятия или изношенности резьбы на оси колесной пары под осевую гайку или болты на торце оси | Не допускается. Устранение неисправной резьбы под осевую гайку не более 15 % рабочей длины. – в соответствии с таблицей 10 (пункт 1.13) |
2.15 Протертого места на средней части оси: | |
- локомотива | Более 3,0 мм. Устранение - в соответствии с таблицей 10 (пункт 1.11) |
- МВПС | Более 2,5 мм. Устранение – в соответствии с таблицей 10 (пункт 1.11) |
Наименование параметра | Допустимые размеры и значения параметров |
2.17 Электродугового ожога на средней части оси (свободной от опорных и посадочных поверхностей) | Не допускается. Устранение – в соответствии с таблицей 10 (пункты 1.15) |
3 Контроль ослабления (остукиванием молотком по поверхности катания) и сдвига контрольной отметки бандажа на колесном центре | Не допускается. |
4 Контроль профиля бандажа (обода цельнокатаного колеса) шаблоном УТ-1 (УТ-1М)** | В соответствии с таблицей 8 (пункты 1.5, 1.6) |
Наименование операции контроля | Недопустимое значение и метод устранения дефекта |
5 Проверка зазора между боковой гранью обода колесного центра и упорным буртом бандажа, не более | 0,5 мм по всей окружности на глубину не более половины высоты бурта. |
6 Магнитный контроль открытых частей осей, зубьев зубчатых колес, пальцев тягового привода | В соответствии с инструкциями ЦТт-18/1, ЦТт-18/2 |
7 УЗД удлиненных ступиц колесных центров на электровозах серий ВЛ, ЧС2, ЧС2т | В соответствии с инструкциями ЦТэр-13/1, ЦТэр-13/2 |
8 УЗД шеек и подступичных частей осей МВПС. При отсутствии ультразвукового дефектоскопа демонтировать внутренние кольца подшипников и произвести магнитный контроль шеек (кроме колесных пар с подшипниками фирмы «Тимкен») | В соответствии с инструкциями ЦТэр-13/3, ЦТт-18/3, или ЦТт-18/1, ЦТт-18/2 |
9 Проверка соответствия размеров всех составных частей колесной пары установленным допускаемым значениям | По таблице 8 |
10 Проверка состояния упругих элементов, дисков, тарелок (при замене упругих элементов) | По отдельным руководствам на упругие зубчатые колеса |
11 Крепление стопорных колец упругих зубчатых колес тепловозов | То же |
12 Ревизия узлов с подшипниками качения | В соответствии с инструкцией, утвержденной МПС России 11.06.1995 № ЦТ-330 |
13 Проверка состояния пружинных пакетов и заклепок зубчатых колес, плотность посадки косозубых венцов, а также болтов, крепящих венцы зубчатых колес | Ослабление заклепок венцов и болтов не допускается |
* Обточку допускается производить после подкатки под ТПС** В случае обточки колёсной пары с выкаткой контроль профиля бандажа производится профильным шаблоном в соответствии с требованиями пункта 2.12 таблицы 10 |
1.3.5.4 Допускаемые значения параметров колесной пары, контролируемых при обыкновенном освидетельствовании, приведены в таблице 8.
Таблица 7 Параметры колесной пары, контролируемые при обыкновенном освидетельствовании
В миллиметрах
Наименование параметра | Допускаемое значение |
1 Бандажи, ободья цельнокатаных колес | |
1.1 Расстояние между внутренними гранями бандажей или ободьев цельнокатаных колес после обточки старых бандажей: | |
для ТПС с установленными скоростями движения до 120 км/ч (кроме электровозов серии ЧС) | От 1437 до 1443 |
для ТПС с установленными скоростями движения свыше 120 км/ч до 200 км/ч и электровозов серии ЧС | От 1439 до 1441 |
для дизель-поездов с изогнутой осью | От 1439 до 1442 |
1.2 Разность расстояний между внутренними гранями бандажей или ободьев цельнокатаных колес у одной колесной пары, не более: | |
для ТПС (кроме прицепных вагонов МВПС) | 1,0 |
для прицепных вагонов МВПС | 1,5 |
1.3 Минимальная толщина бандажей при обточке колесных пар* | |
1.3.1 Для ТПС с установленными скоростями движения до 120 км/ч: | |
электровозов, кроме ЧС в/и | |
электровозов ЧС в/и | |
тепловозов с нагрузкой на ось 25 т и выше | |
тепловозов с нагрузкой на ось менее 25 т до 23 т | |
тепловозов с нагрузкой на ось менее 23 т и маневровых тепловозов |
Наименование параметра | Допускаемое значение |
1.3.2 Для моторных вагонов МВПС до 140 км/ч: | |
электропоездов | |
дизель-поездов | |
1.3.3 Для ТПС с установленными скоростями движения свыше 120 до 160 км/ч: | |
электровозов ЧС в/и | |
тепловозов | |
1.4 Минимальная толщина ободьев цельнокатаных колес при обточке: | |
1.4.1 Для МВПС с установленными скоростями движения до 140 км/ч: | |
для прицепных вагонов электропоездов | |
для поддерживающих тележек дизель-поездов | |
1.4.2 Для ТПС с установленными скоростями движения свыше 140 до 200 км/ч | |
1.5 Толщина гребня при измерении шаблоном УТ1, УТ1М: | |
У всех серий ТПС для всех типов профилей, кроме профиля Зинюка-Никитского | От 27 до 32 |
для профиля Зинюка-Никитского | От 27,0 до 32,5 |
1.6 Толщина гребней бандажей 2-й и 5-й колесных пар электровозов ЧС2, ЧС2т, ЧС4, ЧС4т до №263 при измерении шаблоном УТ1, УТ1М | От 21,0 до 21,5 |
1.7 Отклонения ширины бандажей от чертежного (номинального размера) | + 3; – 4 |
в местах постановки клейм | Не нормируется |
1.8 Разность в измерениях по ширине одного бандажа, не более | |
1.9 Непостоянство диаметра в поперечном сечении бандажа по кругу катания (после обточки), не более** | 0,5 |
1.10 Разность диаметров правого и левого бандажей, измеряемых по кругу катания у одной колесной пары, не более | 0,5 |
Наименование параметра | Допустимые размеры и значения параметров |
2 Колесные центры | |
2.1 Изгиб спиц колесного центра вдоль оси колесной пары (без исправления), не более | |
2.2 Уменьшение наружного диаметра ступицы колесного центра в местах работы уплотнения, не более | |
2.3 Расстояние между внутренними гранями (торцами) ступиц центров колесной пары электровозов: | |
ВЛ60 в/и, ВЛ80 в/и, ВЛ82м, ВЛ10 в/и, ВЛ11, ВЛ15, ВЛ65, ВЛ85 | От 1086,5 до 1091,0 |
ВЛ23, ВЛ8 | От 1153,5 до 1158,0 |
2.4 Увеличение расстояния между внутренними гранями (торцами) ступиц колесного центра и зубчатого колеса колесной пары тепловозов, не более | |
3 Оси | |
3.1 Непостоянство диаметра в поперечном и продольном сечениях шеек осей под моторно-осевые подшипники, измеряемые по диаметру, не более | 0,25 |
3.2 Уменьшение диаметра шейки оси под подшипники качения (с учетом использования градационных колец или втулок), не более: | |
электровозов ЧС2, ЧС2т | 2,0 |
электровозов ЭП1, ЧС4, ЧС4т, ЧС6, ВЛ в/и, ЧМЭ3 в/и | 1,0 |
3.3 Уменьшение диаметра шейки оси под моторно-осевые подшипники, не более: | |
тепловозных колесных пар | |
колесных пар, предназначенных для комплектации с электродвигателями ЭД118Б, ЭД125Б | |
электровозных колесных пар | |
колесных пар электропоездов | 4,5 |
3.4 Выработка шеек оси от воздействия вкладышей моторно-осевых подшипников по диаметру | 0,2 |
3.5 Глубина местной выработки (вытертости) на средней части оси по радиусу от номинального размера по чертежу: | |
Наименование параметра | Допустимые размеры и значения параметров |
локомотива | |
МВПС | 2,5 |
4 Зубчатые колеса | |
4.1 Уменьшение толщины зуба зубчатого колеса от номинального размера по чертежу: | |
4.1.1 Измеренного по делительной окружности у колесных пар тепловозов | 3,0 |
4.1.2 Измеренного на высоте постоянной хорды: | |
электровозов | 3,0 |
электропоездов | 2,8 |
4.2 Разность толщины зубьев зубчатых колес одной колесной пары (при двухсторонней зубчатой передаче), не более | 1,0 |
4.3 Уменьшение диаметра ступицы зубчатого колеса в местах работы уплотнения, не более | 5,0 |
4.4 Уменьшение высоты головки зуба у зубчатых колес тепловозов ТЭ3, М62, 2ТЭ10, 2ТЭ116, измеренной по хорде делительной окружности (с учетом измененной высоты), не более | 2,0 |
*) Установлено только для ТР-3, для технических обслуживаний и текущих ремонтов ТР-1, ТР-2 – в соответствии с таблицей 2 (пункт 20). **) При обточке под ТПС не контролируют. |
1.3.5.5 При обнаружении дефектов поверхности катания колес, не соответствующих допускаемым значениям параметров по таблицам 7 и 8, производят обточку бандажей по профилю в соответствии с приложением Г. При невозможности устранения дефектов при помощи обточки колесную пару направляют в ремонт.
1.3.5.6 После проведения обыкновенного освидетельствования проводят окраску открытых средней и предподступичных частей оси (в том числе предподступичные и подступичные части оси между лабиринтными кольцами и ступицами колес, а также открытые поверхности оси между колёсными центрами и подшипниковыми узлами осевых редукторов) эмалью черного или темно-серого цвета. После обточки и упрочнения бандажей наносят контрольную полосу шириной 10 мм эмалью зеленого цвета следом за красной полосой по часовой стрелке и в непосредственной близости от нее.
1.3.5.7 Технологическое оборудование и средства контроля для обыкновенного освидетельствования колесных пар приведены в приложении В.
1.3.5.8 Результаты контроля при обыкновенном освидетельствовании заносят в книгу формы ТУ-21 и формуляр (технический паспорт) колесной пары.