Тема 1.2.1. Розничная торговая сеть

Цели:В результате учебной деятельности Вы должны знать:

1. Особенности технологических планировок организаций торговли

Особенности технологических планировок организаций торговли

Планировка торговых помещений оказывает непосредственное влияние на коммерческую окупаемость магазина и рост потребительского интереса. Правильно организованное пространство позволяет привлечь внимание к максимальному количеству выставленного товара и создает комфортные условия для ознакомления с ассортиментом продукции. Благодаря эргономичной планировке магазина можно создать благоприятную атмосферу для покупок и увеличить объемы продаж. При размещении торгового оборудования площадь зала должна быть распределена так, чтобы:
а) 60% площади было отведено под покупателей, а 40% - под презентацию товара;
б) ширина проходов при покупательском потоке с односторонним движением составляла не менее 60 см, а при покупательском потоке с двусторонним движением – не менее 120 см (по 60 см на каждый поток) + дополнительно 30 см.
Только после проведения рациональной планировки торгового зала можно приступать к вопросу о размещении и презентации товара.

Виды планировок торгового зала

Линейная («решетка»)
Боковая («трек», или «петля»
Смешанная

Свободная (произвольная).
Выставочная


1. Линейная планировка торгового зала предполагает размещения товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. Соответственно ей должны быть выстроены и линии торгового оборудования. При этом линия узла расчета располагается перпендикулярно. Такая планировка, как правило, используется в магазинах самообслуживания при продаже товаров повседневного спроса. Линейная планировка торгового зала позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала. В условиях линейной планировки покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах, участках торгового зала.
В продовольственных магазинах, работающих по принципу самообслуживания - обычно применяют следующие три способа размещения планировки торговых залов:
1) решетка прямая – пристенные или островные прилавки размещаются параллельно направлению движения основного потока покупателей, что обеспечивает непрерывность движения;
2) решетка поперек – прилавки устанавливаются под прямым углом к направлению движения основного потока покупателей;
3) решетка - колосок – прилавки размещают острым или тупым углом по отношению к направлению движения основного потока покупателей.
В зависимости от угла размещения различают решетку-колосок, увлекающую покупателя в торговый зал, и решетку-колосок, выводящую покупателя к выходу.

Тема 1.2.1. Розничная торговая сеть - student2.ru

Название “решетка” говорит само за себя: планировка по данному принципу предусматривает линейное размещение прилавков и стеллажей, отделенных проходами. Большинство продовольственных магазинов организовано именно так. Плюсами такой расстановки являются эффективное использование торговых площадей и хороший обзор зала. Но однообразие стеллажей и прилавков, выстроенных в одну линию, быстро утомляет посетителя. Оживить восприятие покупателя можно, используя оборудование разной конфигурации (по высоте, форме и внешнему виду).

2. Боковая («трек», или «петля»)

Тема 1.2.1. Розничная торговая сеть - student2.ru

Такую планировку еще называют боксовой потому, что торговый зал разбивается на секции, изолированные друг от друга. Торговое оборудование размещается так, что образует своего рода петлю, направляя посетителей по нужному маршруту и заставляя их обойти весь магазин. По такому принципу организованы крупные торговые комплексы и мебельные центры.

Выставочная планировка магазина

Особенностью выставочной планировки является то, что стеллажи или прилавки, размещенные вдоль стен, дополняются островами с сопутствующим торговым оборудованием. Такими островами могут быть манекены, мебель, различные конструкции или сам товар. Выставочная планировка традиционна для магазинов светильников и предметов интерьера, а также при продаже обуви и спортивных товаров. Преимущество такой экспозиции в том, что она не только привлекает внимание посетителей магазина, но и предоставляет свободный доступ к товару, позволяя осмотреть его со всех сторон. Как правило, таким образом проектируются магазины обуви, спортивных товаров, светильников или предметов интерьера. Преимуществом расстановки по принципу «Выставка» является активное привлечение внимания покупателей и обеспечение свободного доступа к продукции.

Тема 1.2.1. Розничная торговая сеть - student2.ru

Произвольная планировка магазина

Произвольный тип планировки идеален для небольших магазинов и бутиков. Здесь нет системности в расстановке торгового оборудования и движение покупателей по залу спонтанно и естественно. Такая непринужденная обстановка больше всего нравится посетителям

. Тема 1.2.1. Розничная торговая сеть - student2.ru

Расчет эффективности планировки торгового зала

Планировку магазина можно считать удачной, если удалось достичь равновесия между комфортом для покупателей и эффективным использованием торговых площадей. Определить отдачу от площадей можно с помощью простой формулы расчета коэффициента установочной площади

Ку = S у : S т. З(S у - площадь оборудования; S т. З - общая площадь торгового зала)

Оптимальная величина Ку должна быть в диапазоне 0,25-0,35:

  • для продуктовых магазинов и магазинов самообслуживания Ку = 0,3;
  • для магазинов обуви Ку = 0,33;
  • для магазинов одежды Ку = 0,28.

При коэффициенте ниже 0,25 магазин может выглядеть слишком пустынным, и посетителям в нем может быть не уютно. Если полученный коэффициент превышает 0,35, то, скорее всего, торговый зал перегружен оборудованием и посетителям в нем трудно перемещаться и выбирать товар.

Наши рекомендации