Тема 1.2.1. Розничная торговая сеть
Цели:В результате учебной деятельности Вы должны знать:
1. Особенности технологических планировок организаций торговли
Особенности технологических планировок организаций торговли
Планировка торговых помещений оказывает непосредственное влияние на коммерческую окупаемость магазина и рост потребительского интереса. Правильно организованное пространство позволяет привлечь внимание к максимальному количеству выставленного товара и создает комфортные условия для ознакомления с ассортиментом продукции. Благодаря эргономичной планировке магазина можно создать благоприятную атмосферу для покупок и увеличить объемы продаж. При размещении торгового оборудования площадь зала должна быть распределена так, чтобы:
а) 60% площади было отведено под покупателей, а 40% - под презентацию товара;
б) ширина проходов при покупательском потоке с односторонним движением составляла не менее 60 см, а при покупательском потоке с двусторонним движением – не менее 120 см (по 60 см на каждый поток) + дополнительно 30 см.
Только после проведения рациональной планировки торгового зала можно приступать к вопросу о размещении и презентации товара.
Виды планировок торгового зала |
Линейная («решетка») |
Боковая («трек», или «петля» |
Смешанная |
Свободная (произвольная). |
Выставочная |
1. Линейная планировка торгового зала предполагает размещения товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. Соответственно ей должны быть выстроены и линии торгового оборудования. При этом линия узла расчета располагается перпендикулярно. Такая планировка, как правило, используется в магазинах самообслуживания при продаже товаров повседневного спроса. Линейная планировка торгового зала позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала. В условиях линейной планировки покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах, участках торгового зала.
В продовольственных магазинах, работающих по принципу самообслуживания - обычно применяют следующие три способа размещения планировки торговых залов:
1) решетка прямая – пристенные или островные прилавки размещаются параллельно направлению движения основного потока покупателей, что обеспечивает непрерывность движения;
2) решетка поперек – прилавки устанавливаются под прямым углом к направлению движения основного потока покупателей;
3) решетка - колосок – прилавки размещают острым или тупым углом по отношению к направлению движения основного потока покупателей.
В зависимости от угла размещения различают решетку-колосок, увлекающую покупателя в торговый зал, и решетку-колосок, выводящую покупателя к выходу.
Название “решетка” говорит само за себя: планировка по данному принципу предусматривает линейное размещение прилавков и стеллажей, отделенных проходами. Большинство продовольственных магазинов организовано именно так. Плюсами такой расстановки являются эффективное использование торговых площадей и хороший обзор зала. Но однообразие стеллажей и прилавков, выстроенных в одну линию, быстро утомляет посетителя. Оживить восприятие покупателя можно, используя оборудование разной конфигурации (по высоте, форме и внешнему виду).
2. Боковая («трек», или «петля»)
Такую планировку еще называют боксовой потому, что торговый зал разбивается на секции, изолированные друг от друга. Торговое оборудование размещается так, что образует своего рода петлю, направляя посетителей по нужному маршруту и заставляя их обойти весь магазин. По такому принципу организованы крупные торговые комплексы и мебельные центры.
Выставочная планировка магазина
Особенностью выставочной планировки является то, что стеллажи или прилавки, размещенные вдоль стен, дополняются островами с сопутствующим торговым оборудованием. Такими островами могут быть манекены, мебель, различные конструкции или сам товар. Выставочная планировка традиционна для магазинов светильников и предметов интерьера, а также при продаже обуви и спортивных товаров. Преимущество такой экспозиции в том, что она не только привлекает внимание посетителей магазина, но и предоставляет свободный доступ к товару, позволяя осмотреть его со всех сторон. Как правило, таким образом проектируются магазины обуви, спортивных товаров, светильников или предметов интерьера. Преимуществом расстановки по принципу «Выставка» является активное привлечение внимания покупателей и обеспечение свободного доступа к продукции.
Произвольная планировка магазина
Произвольный тип планировки идеален для небольших магазинов и бутиков. Здесь нет системности в расстановке торгового оборудования и движение покупателей по залу спонтанно и естественно. Такая непринужденная обстановка больше всего нравится посетителям
.
Расчет эффективности планировки торгового зала
Планировку магазина можно считать удачной, если удалось достичь равновесия между комфортом для покупателей и эффективным использованием торговых площадей. Определить отдачу от площадей можно с помощью простой формулы расчета коэффициента установочной площади
Ку = S у : S т. З(S у - площадь оборудования; S т. З - общая площадь торгового зала)
Оптимальная величина Ку должна быть в диапазоне 0,25-0,35:
- для продуктовых магазинов и магазинов самообслуживания Ку = 0,3;
- для магазинов обуви Ку = 0,33;
- для магазинов одежды Ку = 0,28.
При коэффициенте ниже 0,25 магазин может выглядеть слишком пустынным, и посетителям в нем может быть не уютно. Если полученный коэффициент превышает 0,35, то, скорее всего, торговый зал перегружен оборудованием и посетителям в нем трудно перемещаться и выбирать товар.