Характеристика швейных предприятий сервиса

А 47

Алексеенко, И. В.

Проектирование процесса окзания услуг : учебное пособие / И. В. Алексеенко. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2007. – 91 с.

Целью данного пособия является помощь студентам в получении комплекса теоретических знаний по вопросам проектирования процессов оказания услуг на предприятиях по пошиву и ремонту одежды.

Рассматривается субъект сервисной деятельности по пошиву и ремонту швейных изделий. Приведены организационно-правовые формы, типы и особенности швейных предприятий сервиса. Представлены характеристика и направления совершенствования производственного состава наиболее часто встречающихся швейных предприятий данной отрасли. Приведена методика проектирования производственных цехов и участков швейного предприятия сервиса и комплексного его проектирования с учетом тенденций развития технологий в сервисе. Уделяется внимание структуре процесса оказания услуг и формам обслуживания.

Учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности высшего профессионального образования 100101 «Сервис».

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования 100101 «Сервис» специализаций «Сервис на предприятиях индустрии моды» и «Сервис на предприятиях по пошиву и ремонту изделий из кожи и меха» всех форм обучения.

УДК 687

Библиогр. : 23 назв. Рис. 10. Словарь терминов и определений. Предм. указатель (в конце).

Рецензент

доцент каф. ТШИ ГОУ ВПО ОГИС О. В. Смирнова

Ответственный за выпуск канд. техн. наук, профессор,

зав. кафедрой ТШИ ГОУ ВПО ОГИС З. Е. Нагорная

  ã Омский государственный институт сервиса, 2007

Оглавление

Предисловие …………………………………………………………
Введение…………………………………………………………….
1. Характеристика швейных предприятий сервиса………...
1.1 Типы швейного производства…………………………………..
1.2. Характеристика различных типов швейных предприятий сервиса………………………………………………………………..  
1.3. Организационно-экономические особенности производства швейных предприятий сервиса……………………………………..  
1.4. Производственный состав предприятий………………………
Контрольные вопросы………………………………………………
2. Характеристика процесса оказания услуг………………
2.1. Структура процесса оказания услуг…………………………...
2.2. Срок оказания услуги…………………………………………...
2.3. Общая характеристика и организация процесса обслуживания…………………………………………………………………….  
2.4. Формы обслуживания…………………………………………..
Контрольные вопросы………………………………………………
3. Порядок проектирования, реконструкции и технического переоснащения швейных предприятий сервиса…..  
Контрольные вопросы………………………………………………
4. Проектирование цехов подготовки и раскроя материалов……………………………………………………………….  
4.1. Характеристика подготовительного производства ……….....
4.2. Проектирование цеха подготовки материалов………………..
4.3. Характеристика раскройного производства……………..........
4.4. Формы организации труда рабочих раскройного производства………………………………………………………………..…..  
4.5. Проектирование цеха раскроя настилами……………………..
4.6. Проектирование цеха раскроя индивидуальных заказов…….
4.7. Особенности планировки подразделений подготовительно-раскройного производства………………………………………….  
Контрольные вопросы………………………………………………
5. Проектирование экспериментального производства……………………………………………………………………...  
5.1. Характеристика экспериментального производства…………
5.2. Проектирование экспериментального цеха……………...........
5.3. Направления совершенствования конструкторско-техноло-гической подготовки производства………………………………..  
5.4. Особенности планировки экспериментального цеха………....
Контрольные вопросы………………………………………………
6. Проектирование цехов и участков предприятия………..
6.1.Проектирование цеха подготовки мехового и кожевенного полуфабриката к производству…………………………………………..  
6.2. Проектирование приемного салона………………………………
6.3. Проектирование участка запуска…………………………………
6.4. Проектирование склада изделий………………………………….
6.5. Проектирование скорняжного участка…………………………
6.6. Проектирование цеха, специализированного по ремонту и обновлению одежды……………………………………………………...  
6.7. Проектирование участка распарывания и чистки……………….
6.8. Проектирование цеха изготовления отделок…………………….
6.9. Проектирование цеха изготовления головных уборов…………....
6.10. Проектирование цеха по изготовлению и ремонту изделий из натурального меха……………………………………………………..  
Контрольные вопросы………………………………………………
7. Требования к расположению цехов и участков предприятия……………………………………………………………...  
Контрольные вопросы………………………………………………….
Заключение………………………………………………………...
Библиографический список………………………………………
Словарь терминов и определений……………………………….......
Алфавитно-предметный указатель…………………………………...

Предисловие

В соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности высшего профессионального образования 100101 «Сервис» дисциплина «Проектирование процесса оказания услуг» является дисциплиной специализации и одной из основополагающих в выполнении выпускной квалификационной работы специалиста по сервису.

Учебное пособие предназначено для подготовки специалистов по сервису, обучающихся по специальности высшего профессионального образования 100101 «Сервис», специализаций «Сервис на предприятиях индустрии моды» и «Сервис на предприятиях по пошиву и ремонту изделий из кожи и меха» всех форм обучения, и может быть полезным для тех, кто интересуется теорией и практикой процессов сервиса в швейной отрасли.

Целью написания данного пособия является помощь студентам в получении комплекса теоретических знаний по вопросам проектирования процессов оказания услуг на предприятиях по пошиву и ремонту одежды, а также формирование у будущих специалистов по сервису умений и практических навыков, позволяющих грамотно решать вопросы проектирования швейных предприятий сервиса при их реконструкции, техническом перевооружении или при освоении производственных мощностей вновь организованных предприятий малого бизнеса.

В пособии рассмотрены основные организационно-экономические особенности швейных предприятий сервиса, определяющие методы их проектирования. Приведена методика расчета технологических процессов производственных подразделений предприятий, оказывающих услуги по пошиву и ремонту изделий из текстильных материалов и изделий из кожи и меха. Отражены характеристика, структура и направления совершенствования проектирования процесса оказания услуг на швейных предприятиях.

Изложенные в пособии общие методические приемы проектирования помогут приобрести опыт создания и реконструкции швейных предприятий сервиса не только студентам, но и окажут действенную помощь руководителям и специалистам предприятий отрасли.

Учебное пособие состоит из предисловия, введения, основной части, содержащей семь разделов, заключения, библиографического списка, словаря терминов и определений, алфавитно-предметного указателя. Каждый раздел включает в себя теоретический материал и контрольные вопросы для закрепления знаний. Библиографический список содержит источники, которые могут оказать действенную помощь в изучении данной дисциплины, алфавитно-предметный указатель позволит легче ориентироваться в данном пособии по изучаемым вопросам.

Пособие разработано доцентом кафедры технологии швейных изделий Омского государственного института сервиса Алексеенко Ириной Владимировной.

С начала подготовки в ОГИС специалистов по сервису И. В. Алексеенко преподает курсы «Проектирование процесса оказания услуг», «Проектирование процессов сервиса на предприятиях по пошиву и ремонту изделий», «Особенности проектирования процессов сервиса на предприятиях по пошиву и ремонту изделий из кожи и меха» и ведет постоянную работу над актуализацией и совершенствованием учебно-методического комплекса по этим дисциплинам.

И. В. Алексеенко

Введение

Одной из тенденций в современной производственно-экономической среде является преобладание сферы услуг над индустриальными секторами народного хозяйства. Способность предприятий сервиса удовлетворять индивидуальные потребности влияет на перспективы качественного экономического и духовного подъема страны. При этом большое значение для развития данного сектора имеет подготовка высококвалифицированных кадров.

Предприятия сервиса, оказывающие производственные виды услуг, в частности услуги по пошиву и ремонту изделий по индивидуальным заказам населения, призваны заниматься созданием одежды на индивидуального потребителя либо восстановлением ее потребительских свойств, и за счет этого повышением потребительской стоимости изделий, находящихся в личной собственности у населения. Предприятия сервиса не только оказывают населению услуги, но и непосредственно реализуют их потребителю без помощи торгующих организаций. В них тесно переплетаются элементы, присущие производственной сфере и сфере обслуживания.

Источники повышения эффективности деятельности предприятий нужно определять уже на стадии его проектирования. Поэтому выполнение проекта предприятия требует от специалиста фундаментальной и специальной подготовки в области сервисной, производственно-технологической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности.

В процессе проектирования предприятия решаются вопросы разработки процесса и технологии оказания услуг, планирования и организации сервисной деятельности предприятия, прогнозирования развития предприятия, проектирования и моделирования технологических процессов оказания услуг, оптимизации использования материальных ресурсов, организации контактной зоны предприятия, использования информационных технологий, обеспечения требуемого уровня качества оказываемой услуги и многие другие.

Проектирование процесса оказания услуг – творческий процесс, который требует комплексного подхода, богатейшего опыта и высокой квалификации специалистов с обязательным учетом характерных особенностей производства одежды на швейных предприятиях сервиса.

Характеристика швейных предприятий сервиса

1.1. Типы швейного производства

Тип производства – понятие, объединяющее технику и технологию, организацию производства и труда, экономику предприятия. Тип производства не остается неизменным.

На предприятиях, изготавливающих одежду, различают три основных типа производства: единичное, серийное, массовое.

Единичное (индивидуальное) производство характеризуется широкой номенклатурой изготавливаемых изделий и малым объемом выпуска. При единичном производстве каждое изделие имеет свои технологические и конструктивные особенности в соответствии с выбранной заказчиком моделью и дополнительными требованиями. Изготовление изделия связано с предварительным снятием размерных признаков и подгонкой изделия по фигуре заказчика. Разделение труда при этом незначительное. Оборудование, как правило, универсальное. Применение специальных машин и средств малой механизации ограничено. Преобладает ручной труд, требующий разносторонней высокой квалификации рабочих. Единичное производство одежды характеризуется большой трудоемкостью.

При серийном (мелкосерийном) производстве поочередно изготовляют относительно небольшие партии изделий ограниченной номенклатуры. Производственные условия на рабочих местах могут изменяться каждый раз при запуске очередной партии изделий. Специализация организационных операций при этом может быть различной: по видам работ; по узлам (деталям) изделия; по видам работ и узлам (деталям) изделия. Создаются условия для более полного использования техники, приспособлений. Производительность труда при серийном производстве выше, а себестоимость продукции ниже, чем при индивидуальном.

Массовое (поточное) производство является наиболее производительным методом организации производства, характеризующимся расчленением производственного процесса на отдельные, относительно короткие операции, выполняемые на специально оборудованных, последовательно расположенных рабочих местах – поточных линиях. Здесь возможно применение наиболее расчлененного разделения труда и, следовательно, специализации труда рабочих. Создаются условия для специализации рабочих мест, более полного использования высокопроизводительного специального оборудования, прогрессивной технологии, средств малой механизации, передовых приемов труда.

На швейных предприятиях сервиса, изготавливающих одежду по индивидуальным заказам, преобладает единичный тип производства. Элементы серийного производства имеют место при изготовлении изделий, выпускаемых мелкими сериями.

1.2. Характеристика различных типов

швейных предприятий сервиса

Предприятие как экономический субъект или лицо, действующее в рыночной экономике, занято производством, реализацией товаров и услуг в целях получения и максимизации прибыли. Под производством подразумеваются любые виды деятельности, приносящие доход независимо от того, происходят они в сфере материального производства или в сфере услуг.

Предприятие сферы услуг – это хозяйственно обособленная производственная единица в сфере сервиса, производящая и реализующая одну или более потребительских услуг. Характерной особенностью деятельности предприятий сервиса является то, что конечный результат труда его работников проявляется в экономической форме услуг.

В зависимости от форм собственности могут действовать следующие предприятия:

· основанные на государственной и муниципальной собственности: государственные и муниципальные унитарные предприятия;

· основанные на коллективной собственности граждан: производственные кооперативы; хозяйственные товарищества (в форме полного товарищества и коммандитного товарищества) и хозяйственные общества (в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью);

· основанные на личной собственности граждан (индивидуальные предприниматели) [11].

Кроме того, в условиях расширения хозяйственной самостоятельности на добровольных началах в целях координации деятельности и обеспечения защиты прав потребителя предприятия могут объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны и другие объединения. Эти объединения представляют собой более гибкие производственные и организационные структуры на основе демократизации управления, развития взаимовыгодных производственных и хозяйственных отношений, позволяющих предприятиям (участникам объединения) наиболее полно удовлетворять потребности населения в услугах.

В последнее время часто фигурирует ещё один термин – «фирма». Под фирмой может подразумеваться как объединение, так и отдельное предприятие. Понятие фирмы при этом накладывает определенные дополнительные обязательства перед потребителем к продукции (к дизайну, качеству и др.).

Основными типами швейных предприятий сервиса являются ателье, мастерские, Дома моды, дома бытовых услуг, приемные пункты и т. п. [18, с. 36].

Ателье – структурное подразделение, оказывающее услуги населению и имеющее хозяйственную самостоятельность. Ателье имеет замкнутый цикл производства по оказанию услуг от приема заказов до выдачи готовых изделий заказчикам.

Мастерские предназначены для оказания услуг несложного характера, а также диагностики, ремонта, обновления и иных услуг сервиса.

Дом моды – крупное структурное подразделение высокого разряда, оказывающее населению комплекс услуг и осуществляющее пропаганду развития индустрии моды как одну из основных видов материального производства сферы обслуживания. Дом моды имеет свою, отличающуюся от других предприятий сервиса, производственную структуру, которая включает модельно-конструкторскую базу, выставочный и демонстрационный залы, что позволяет обеспечить прием и выполнение модных, перспективных, оригинальных моделей любой сложности.

Дом бытовых услуг характеризуется наличием многоотраслевых услуг, предоставляемых населению непосредственно на данном предприятии.

Приемные пункты – территориально обособленные от производства подразделения, обеспечивающие прием заказов на отраслевые услуги. Чаще всего они обслуживают отдаленные микрорайоны, сельские населенные пункты и иные объекты, где отсутствуют основные производственные подразделения сервиса. С учетом отраслевой принадлежности могут организовываться комплексные приемные пункты (КПП), осуществляющие прием заказов на различные виды услуг.Приемные пункты и КПП могут быть стационарными и выездными. В приемных пунктах выполняются все функции службы приема, а также возможна организация производства и выполнение услуг небольшого объема, например, мелкий ремонт какого-либо изделия.

Предприятия сервиса различают по уровню специализации, степени кооперирования, мощности, категорийности.

Можно выделить следующие основные виды специализации швейных предприятий сервиса: по видам оказываемых услуг; предметная; по половозрастному признаку; подетальная; стадийная (или технологическая).

По видам оказываемых услуг предприятия сервиса бывают: специализированные по пошиву одежды; специализированные по ремонту одежды; смешанной специализации по пошиву и ремонту одежды.

Предметная специализация швейных предприятий сервиса имеет свои особенности вследствие большого разнообразия видов изделий, широкого ассортимента материалов, требующих применения различных технологий изготовления, учета влияния моды, сезонности, климатических и национальных особенностей. Поэтому к специализированным предприятиям следует отнести те, которые изготавливают один или несколько технологически родственных изделий (например, пошив и ремонт меховых изделий). К неспециализированным относятся предприятия, которые изготавливают изделия различных ассортиментных групп одежды (например, пошив и ремонт верхней и легкой одежды) [14, с. 10].

Половозрастной признак определяет принадлежность изготавливаемой одежды к тому или иному полу или возрасту населения (например, пошив и ремонт женской одежды, детской одежды).

Подетальная специализация предполагает изготовление предприятием отдельных деталей и узлов одежды. Примером такой специализации являются предприятия по изготовлению бортовых и утепляющих деталей, плечевых накладок, подкладки, отделочных деталей и др.

Стадийная или технологическая специализация предусматривает выполнение предприятием той или иной части технологического процесса. Технологическая специализация позволяет повысить мощность технологических процессов и специализацию рабочих мест, создавая тем самым условия для наилучшего использования достижений научно-технического прогресса. Эта форма специализации в производстве одежды по индивидуальным заказам используется далеко недостаточно: условием ее применения является повышение уровня концентрации производства.

По степени кооперирования работы швейные предприятия сервиса бывают самостоятельными структурными подразделениями или объединенными с другими. Производственные объединения создаются на основе: технологической родственности ассортимента изделий, изготавливаемых предприятиями объединения; территориальной близости объединяемых предприятий, расположенных в одном городе, районе или близлежащих населенных пунктах; централизации экспериментальной службы, раскроя ткани, складского хозяйства, капитального ремонта оборудования и т. п. Такие объединения могут быть специализированными по пошиву и ремонту изделий и многоотраслевыми, обеспечивающими выполнение услуг различных отраслевых групп (например, химчистка, парикмахерская, изготовление трикотажных изделий, обуви и т. п.). Основной структурной единицей производственного объединения является головное предприятие, на котором целесообразна полная или частичная централизация и концентрация ряда производственно-хозяйственных функций (например, подготовительный цех, централизованный цех раскроя настилами, экспериментальный цех, ремонтно-механический цех, цех централизованного изготовления отделок и т. п.) и сосредотачиваются управленческие функции всего объединения.

Для определения мощности швейных предприятий применяются различные показатели: объем производства, количество оборудования, выпуск изделий в смену или за год, количество рабочих. На швейных предприятиях сервиса вследствие единичного типа производства трудоемкость, цена и, следовательно, сменный выпуск изготавливаемых изделий и объем оказываемых услуг варьируют в широких пределах. По этой причине более удобно определять мощность предприятия количеством рабочих. Условно швейные предприятия сервиса по мощностиделятся на три группы: малой, средней, большой мощности.

По категорийности швейные предприятия сервиса различают: «люкс», высшего, первого и второго разряда, мастерские. Категория предприятия определяет уровень качества оказываемых услуг и формы обслуживания населения и устанавливается нормативными актами, например, в Омской области – Постановлением главы администрации [19]. Чем выше разряд предприятия, тем более сложные изделия они готовы изготавливать и более широкий спектр услуг оказывать населению.

Особенности функционирования и проектирования швейных предприятий сервиса являются следствием общих организационно-экономических особенностей производства одежды по индивидуальным заказам, рассмотренных в разд. 1.3 настоящего пособия.

1.3. Организационно-экономические особенности производства

швейных предприятий сервиса

Производство одежды по индивидуальным заказам по назначению продукции принципиально не отличается от промышленного швейного производства, т. к. комплекс требований, предъявляемых к одежде потребителем, в целом не зависит от условий, в которых она изготовлена.

Изготовление и реализация одежды по заказам населения предполагает совместное протекание двух разных, но взаимосвязанных процессов: процесса обслуживания населения и процесса производства, то есть изготовления (ремонта, обновления) одежды. Процесс обслуживания характерен для всех предприятий сферы услуг и отражает специфику их деятельности.

Сочетание процессов обслуживания и производства определяет важнейшую социально-экономическую особенность сферы услуг как отрасли народного хозяйства. При этом социальное значение сферы услуг связано с процессом обслуживания населения и определяется увеличением свободного времени трудящихся, созданием дополнительных удобств, освобождением от малопроизводительного домашнего труда. Экономическая роль сферы услуг связана с процессом производства и определяется созданием новых потребительских стоимостей (изготовление изделий) или восстановлением потребительских стоимостей, находящихся у населения (ремонт, обновление одежды).

Для достижения указанных целей развитие производства одежды по индивидуальным заказам должно быть подчинено двум принципам – территориальному и отраслевому.

Территориальный принцип развития предполагает учет внепроизводственных факторов, определяющих процесс обслуживания населения. Обязательным условием осуществления процесса обслуживания является контакт потребителя услуг (заказчика) с предприятием, производящим услуги. Отсюда – локальный (территориальный) характер деятельности предприятий, изготавливающих одежду по индивидуальным заказам.

Отраслевой принцип развития предполагает учет внутрипроизводственных факторов, которые связаны с постоянно растущим уровнем техники, технологии и организации производства, в данном случае – швейного.

Преобладание любого из двух принципов приведет к снижению эффективности производства услуг. Если размеры швейных предприятий сервиса будут определяться внепроизводственными факторами, то это резко ограничит использование достижений научно-технического прогресса и обусловит низкую технико-экономическую эффективность производства. Очевидно также, что учет только внутрипроизводственных факторов приведет к ухудшению процесса обслуживания, и возросшая мощность предприятия окажется недоиспользованной вследствие отказа потребителя от его услуг. Отсюда следует, что важной особенностью швейных предприятий сервиса является их небольшая мощность (по сравнению с промышленными швейными предприятиями) [13, с. 5].

Конкретный потребитель одежды предъявляет к услуге совокупность требований или создаёт определённую «ситуацию спроса», зависящую от его индивидуальных особенностей, таких как вкус, представление о моде, особенности телосложения, темперамент, уровень образования, материальные возможности и т. д. «Ситуация спроса» индивидуального потребителя является уникальной. Значит каждое изделие одежды, изготовленное в соответствии с ситуацией спроса конкретного потребителя, будет иметь те или иные отличительные особенности в части фасона, покроя, отделки, материалов, размерных характеристик и т. п.

Из сказанного следует, что, как правило, единичный тип производства – характерная особенность изготовления одежды по индивидуальным заказам.

Наконец, отличительные особенности каждого изделия заранее неизвестны. Только при поступлении заказа на одежду появляется возможность составить исчерпывающую конструктивно-технологи-ческую характеристику изделия. Поступление индивидуальных заказов на одежду зависит от множества таких факторов, которые невозможно заранее однозначно предусмотреть или учесть, и носит вероятностный, стохастический характер. При этом объёмы и структура выпуска одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам, переменны во времени. Это – важная особенность производства одежды по индивидуальным заказам, которая определяет специфику проектирования, расчёта и функционирования технологических процессов [8, с. 6].

Подводя итоги, сформулируем важнейшие экономические и организационные особенности производства одежды по индивидуальным заказам:

Ø наличие двух разных, но взаимосвязанных процессов – процесса обслуживания и производственного процесса;

Ø невысокая мощность швейных предприятий сервиса;

Ø единичный тип производства;

Ø стохастический (вероятностный) характер поступления заказов и функционирования производственных процессов.

1.4. Производственный состав предприятий

Каждое предприятие, оказывающее производственные услуги, состоит из подразделений – цехов, участков, обслуживающих хозяйств, органов управления, а также организаций и учреждений, призванных удовлетворять нужды работников предприятия.

Производственный состав предприятия включает в себя цехи и участки (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе).

Цех – подразделение предприятия, выполняющее часть производственного процесса. Цехи разделяются по технологическому, предметному и функциональному признакам. В цехе, организованном по технологическому признаку, выполняются однородные операции для всех видов изделий (например, подготовительный цех, раскройный цех). В цехе, организованном по предметному признаку, выполняется изготовление изделий одного вида или одной ассортиментной группы (например, цех изготовления брюк, цех изготовления женской легкой одежды). Примером функциональной специализации является экспериментальный цех.

Участок – представляет собой организационно оформленную группу рабочих мест, на которых выполняются отдельные стадии технологического процесса или осуществляются определенные работы вспомогательного характера по обслуживанию производства, например, участок запуска, участок обмеловки, ремонтно-механический участок. Иногда участок выполняет те же функции, что и цех, отличаясь от него меньшим объемом работы. Например, на крупном предприятии подразделение, выполняющее окончательную утюжку и отделку готовых изделий, носит название «цех», а в ателье малой мощности – «участок», и он может быть организован на площади швейного цеха предприятия.

Производственный состав швейных предприятий сервиса зависит от назначения, функций, выполняемых предприятием, видов и категорий услуг, оказываемых населению, объема реализации услуг, уровня кооперирования и пр.

На рис. 1 и 2 приведен типовой вариант производственного состава ателье и Дома моды, как наиболее часто встречающихся швейных предприятий сервиса.

Характеристика швейных предприятий сервиса - student2.ru

Рис. 1. Производственный состав ателье по пошиву и ремонту

швейных изделий и изделий из кожи и меха

Характеристика швейных предприятий сервиса - student2.ru

Рис. 2. Производственный состав Дома моды

Перечисленные типы швейных предприятий сервиса могут существовать как самостоятельные структурные подразделения, а также в виде производственных объединений. Как было отмечено в разд. 1.2, основной структурной единицей производственного объединения является головное предприятие. На рис. 3 представлен типовой вариант производственного состава головного предприятия производственного объединения.

Характеристика швейных предприятий сервиса - student2.ru

Рис. 3. Производственный состав головного предприятия

производственного объединения

Каждое производственное подразделение предприятия несет за собой определенную функцию посредством выполняемых операций. Функции и операции производственных подразделений швейного предприятия сервиса рассмотрены в следующих разделах.

В последние годы текстильные товары, относящиеся к предметам гардероба, разных уровней цен и качества, зарубежного и отечественного производства, практически заполонили магазины, рынки и другие торговые точки. В связи с этим спрос на услуги швейной отраслевой группы снижается. Многие ателье в условиях отсутствия заказчиков и невыгодности индивидуального пошива переходят на изготовление готовых изделий мелкими партиями.

Между тем, в настоящее время наблюдается тенденция постепенного возрождения этой отраслевой группы услуг. Связано это с исчезновением на рынке китайского производителя и повышением удельного веса населения со средним уровнем дохода, который позволяет приобретать изделия эксклюзивные, более дорогие и лучшего качества, чем предлагается через систему отечественного и импортного массового пошива, но не позволяет пользоваться фирменными импортными товарами. Этот контингент потребителей обращается в ателье по индивидуальному пошиву или к частным лицам, где и уровень цен, и качество их устраивает.

Все это отразилось определенным образом на производственной структуре швейных предприятий сервиса.

Разукрупнение швейного производства привело к реорганизации ранее существовавших отраслевых и многоотраслевых, городских и областных производственных объединений. Ликвидированы городские и межрайонные фабрики, районные производственные управления. Подавляющее большинство предприятий стали самостоятельными структурными единицами. В связи с этим исчезла необходимость в полной или частичной централизации и концентрации ряда производственно-хозяйственных функций – организации централизованных цехов и участков, таких как подготовительный цех, раскройный цех, экспериментальный цех и т. п. Подготовительно-раскройное производство сохранилось на предприятиях, изготавливающих изделия мелкими партиями, но функции этих подразделений значительно сократились.

Отсутствие республиканских и региональных моделирующих организаций (Домов моделей) привело к необходимости включать в производственный состав практически каждого предприятия повышенной категории экспериментальную группу, основное назначение которой заключается в обновлении конструкторской документации и совершенствовании технологии изготовления изделий.

Вместе с тем функционирование в условиях рынка заставляет многие предприятия (особенно малые) рационально использовать производственные площади и трудовые ресурсы, то есть отказываться от лишних рабочих мест, переходить на объединение нескольких участков в один. Так, склад материалов может быть совмещен с участком запуска и территориально, и организационно. В этом случае в функции склада материалов может входить и комплектование сутко-партий изделий для запуска в производство.

Организационные аспекты функционирования швейных предприятия сервиса определяют методы проектирования и совершенствования технологических процессов оказания услуг.

Структура предприятий сферы услуг динамична, ее изменения определяются техническим прогрессом, развитием специализации и кооперирования, внедрением новых видов услуг и новых форм обслуживания.

Контрольные вопросы

1. Перечислите типы швейного производства. Какой тип производства преобладает на швейных предприятиях сервиса?

2. Какие виды услуг оказывают на швейных предприятиях сервиса?

3. Какие существуют формы и типы швейных предприятий сервиса?

4. Дайте характеристику основным типам швейных предприятий сервиса.

5. Каким образом категория предприятия определяет уровень качества оказываемых услуг и формы обслуживания? Приведите примеры.

6. Охарактеризуйте основные организационно-экономические особенности производства одежды по индивидуальным заказам.

7. Что такое «производственный состав» предприятия?

8. Перечислите основные производственные подразделения различных типов швейных предприятий сервиса.

9. Каково назначение экспериментального производства?

10. Для чего предназначены выставочный и демонстрационный залы?

11. В чем заключаются основные функции приемного салона, участка запуска, раскройного цеха, склада готовых и подготовленных к примерке изделий, подготовительного цеха, приемного салона?

12. В каких случаях в состав предприятия включают цех подготовки мехового и кожевенного полуфабриката к производству, скорняжный участок?

15. При оказании какой услуги проектируют цех или участок ремонта и обновления изделий?

16. Охарактеризуйте направления совершенствования производственного состава швейных предприятий сервиса в современных экономических условиях.

Наши рекомендации