Электромагнитные и магнитные грузозахватные устройства
Электромагнитные грузозахватные устройства применяют в технологии
стропальных работ для перегрузки стальных или чугунных изделий,
материалов и металлолома.
Магнитные грузозахватные устройства с постоянным магнитом широко
применяют в производственной практике. Магнит независим от внешних
источников энергопитания, что обеспечивает безопасность работы. В качестве
грузозахватных устройств служат постоянные электромагниты для подъема
нетяжелых грузов.
Рис. 2.32. Электромагнитные грузозахватные устройства:
|
а — круглой формы; б — прямоугольной формы; в — установка нескольких магнитов на
траверсе; 1 — внутренний полюс; 2 — магнитная шайба; 3 — наружный полюс; 4 —
обмотка катушки; 5 — корпус магнита
Груз захватывается при опускании на него магнита. Для отсоединения
магнитного устройства от груза имеется приспособление, замыкающее
магнитный поток внутри.
Захват происходит автоматически в момент контакта грузозахватного
устройства с грузом, а освобождение — в момент соприкосновения груза с
опорной поверхностью.
Для
расстроповки
грузов
служит
полуавтоматический
захват
с
электромагнитом. При монтаже стальных и железобетонных конструкций
применяют захваты с дистанционным управлением. Захват рассчитан для
стропа грузоподъемностью 10 т . и состоит из корпуса, внутри которого
находится привод с установленным электромагнитом. Для предотвращения
случайного включения в цепи катушки магнитного пускателя последовательно
с кнопкой установлен выключатель, который необходимо включить перед
нажатием кнопки и отключить после расстроповки.
Электромагнитные грузозахватные устройства (рис. 2.32) бывают круглой и
прямоугольной формы.
При подъеме грузов электромагнитными грузозахватными устройствами
всегда имеется опасность отрыва и падения груза при случайном отключении
электроэнергии или по каким-либо другим причинам. Для предотвращения
этого
электромагнитные
грузозахватные
устройства
оборудуют
предохранительными механизмами, имеющими отдельный электропривод.
В некоторых случаях для обеспечения безопасности перегрузочных работ,
осуществляемых электромагнитными грузозахватными устройствами, на кране
устанавливают буферную аккумуляторную батарею, от которой подается
электроэнергия в момент отключения источника основного электропитания.
Качнувшийся электромагнит может прижать рабочего к стенке (борту),
поэтому в зоне действия магнитного крана (участка, в пределах которого
перемещается груз) нахождение людей, не имеющих прямого отношения к
работе, и производство иных работ (земляных, ремонтных и др.) не
допускается. Стропальщик, обслуживающий кран, может войти в зону действия
крана только после того, как электромагнит опущен на землю. Рабочим,
находящимся
вследствие
производственной
необходимости
в
зоне
работающего
крана,
обеспечивают
безопасность:
устанавливают
предупредительные световые табло и плакаты; сооружают постоянные и
переносные ограждения; устраивают безопасные проходы (крытые галереи) и
маршруты транспортирования грузов.
Не допускается нахождение людей в кузове автомашины, полувагоне, на
платформе при погрузке, разгрузке их электромагнитным краном.
С помощью электромагнитного крана запрещается:
· перемещение
людей,
крупных
тяжеловесных
конструкций
и
оборудования, баллонов со сжатыми, сжиженными и растворенными
газами;
· выполнение работ, для которых он не предназначен;
· погрузка и разгрузка движущихся железнодорожных полувагонов,
платформ, а также автомобилей (локомотив должен быть отцеплен,
под колеса должны быть подставлены тормозные колодки).
Перед началом работы электромагнитного крана стропальщик проверяет
состояние
грузозахватного
устройства,
на
котором
электромагнит
подвешивается к крюку крана или траверсе; маркировку; грузоподъемность и
собственную массу электромагнита; исправность изоляции гибкого кабеля,
питающего электромагнит; исправность электромагнита (пробным подъемом
груза).
По окончании работы электромагнитного крана стропальщик опускает
электромагнит на специально предназначенное и оборудованное для него
место, отключает кабель электромагнита, если он подключен с помощью вилки,
и освобождает крюк крана от грузозахватного устройства и электромагнита.
Производственная тара
Тарой называют специальные приспособления, предназначенные для
перемещения штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.
Наиболее распространенными видами тары для перемещения штучных и
тарно-штучных строительных грузов являются контейнеры
и средства
пакетирования. Тара заполняется не выше установленной нормы. Перемещение
ее производится с помощью четырехветвевого стропа при равномерном
натяжении всех ветвей.
Маркировка производственной тары. Производственная тара должна
иметь следующую маркировку:
· регистрационный номер;
· условное обозначение (для чего она предназначена);
· масса тары (кг);
· грузоподъемность (кг);
· товарный знак предприятия-изготовителя.
Допускаются надписи о принадлежности к участку (цеху).
Порядок осмотра тары и нормы ее браковки. Тара, перемещаемая
грузоподъемными кранами, на которую распространяются Правила устройства
и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, должна подвергаться
периодическому осмотру не реже одного раза в месяц.
При осмотре тары проверяются:
· наличие маркировки;
· исправность фиксирующих и запорных устройств;
· отсутствие трещин, износа или искривления захватных устройств для
строповки.
Тара, имеющая дефекты, к эксплуатации не допускается. При эксплуатации
тары необходимо выполнять следующие требования (по ГОСТ 12.3.010-76):
· тара не должна загружаться более номинальной массы брутто;
· способ загрузки должен исключить появления остаточных деформаций
тары, включая местные;
· груз, уложенный в тару, должен находиться ниже уровня ее бортов;
· открывающиеся стенки тары, находящиеся в штабеле, должны быть в
закрытом положении;
· опрокидывание
тары
должно
осуществляться
грузоподъемными
устройствами, оборудованными специальными приспособлениями;
· перемещение тары волоком и кантованием не допускается;
· использовать разрешается только исправную тару;
· необходимо правильно штабелировать тару.
Тара более 50 кг брутто должна подвергаться периодическим осмотрам:
· перед началом эксплуатации;
· через каждые шесть месяцев эксплуатации;
· после ремонта.