Структура технологического процесса технологии СКД

Структуру технологического процесса в учреждении культуры можно представить следующим образом: социальный заказ — цель — содержание — форма — методы — материально-техническое и кадровое обеспечение — корректировка цели — конечный результат.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить: Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить:

• концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и со­циально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

• системность, которая заключается в логике и целостно­сти процесса, взаимосвязи всех ее частей;

• управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достиже­ния результатов;

эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

• и еще важный элемент технологии - это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учрежде­ниях и другими субъектами.

В структуре социально-культурных технологий выделяют три основные группы: - традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; - элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой;

-массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности.

11. Технология как система управления СК процессами. Организация социально-культурной деятельности как части технологического процесса, связана с функциями социально-культурной сферы, выделяя в организации:

- оптимальное упорядочивание всех элементов технологического процесса в учреждениях СКС, их взаимосвязь;

- рациональную структуру управления социально-культурной деятельностью;

- взаимодействие организаторов социально-культурных акций с посетителями. В ходе организации СКД специалистам приходится сталкиваться с многоцелевыми и многовариантыми ситуациями, требующими незамедлительного решения, применения открытых новейших технических средств и инновационных технологий, к которым должны быть готовы организаторы. Также значительное число участников социокультурных акций, многочисленные разножанровые коллективы, работники культуры – организаторы мероприятий, различного рода управленцы требуют согласованности в действиях, управления ими из одного центра, владеющего всей информацией о подготовке и проведения мероприятий.

Организация социально-культурной деятельности (по В.З. Дуликову) – система действий субъектов социально-культурными процессами, направленных на достижение определённого позитивного результата и как протекающий во времени процесс, который охватывает все стадии подготовки и проведения социально-культурных мероприятий.

Организация социально-культурной деятельности неотъемлема от управления ею, но они имеют в своей основе как общие, так и особенные черты. Среди общего можно отметить цель достижения позитивного результата, а различает их то, что управление основано на взаимодействии и взаимоотношении между специалистами, тогда как организация основана на взаимодействии между специалистами-организаторами, а также между рядами участников мероприятия. «Организация представляет собой взгляд на проблему изнутри, тогда, как управление – это взгляд сверху. Управленческая деятельность представляет определение стратегических путей реализации общего плана, кадрового, материального и финансового ресурса, тогда как процесс организации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели».

Процесс организации деятельности решает задачи определения кратчайшего и эффективного по затратам пути достижения поставленной цели; создания связи между участниками социокультурного процесса; координации их действий.

Понятие «управление» применяется в тех случаях, когда решаются задачи воздействия на систему или личность с целью перевода их в новое качество на основе присущих этой системе объективных законов. Управление в социокультурной сфере базируется на общих законах теории и практики менеджмента и строится на строго научных основах. Среди них самыми важными являются системность, планомерность, целенаправленность взаимодействия социокультурных субъектов различных уровней в целях обеспечения социокультурного воздействия на население, группу жителей или каждого конкретного посетителя мероприятия.

Организационно-управленческая система представляет собой достаточно сложную динамическую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанных стороны: функциональную, структурную, информационную.

Структура управления, отделы социально-культурной организации представлены:

1. Дирекция. 2.Административный отдел в каждом отдельно взятом отделе.

3. Исследовательский отдел.4. Методический отдел.5. Творческий отдел.6. Хозяйственный отдел.7. Финансовый отдел и т.д.

Изменения социально-экономической ситуации в стране и на мировом уровне, отражаются на каждой сфере человеческой деятельности, требованием времени является адаптация организационно-управленческих технологий как основных составляющих СКД.

Наши рекомендации