Предпосылки формирования информационного права
Факторы и условия формирования и развития информационного права.
Предпосылки формирования информационного права
I.
1) актуализация информации
2) системообразующий характер – из научной категории перешло в общее использование
3) экономическое значение информатизации (образование ИКТ), преобладание информационного сектора экономики
4) информация превращается в ресурс, имеющий высокое значение в жизни. Информационный ресурс является главным.
II.
1) научно-технические предпосылки – развитие электронно-вычислительных средств.
2) научно-технический прогресс
III. Социальные предпосылки
1) активная роль государства и формирование государственной информационной политики
2) развитие информатизации – удовлетворение информационных потребностей во всех сферах деятельности с помощью компьютерных технологий
3) активное формирование информационного законодательства
4) формирование науки информационное право
Благодаря техническим и технологическим процессам сегодня быстро осуществляются
накопление информации, информационный обмен, информационное взаимодействие как в
пределах одного государства, так и межгосударственные. Повсеместное же внедрение
информационных телекоммуникационных технологий и основанных на них информационных
телекоммуникационных сетей привело к формированию глобального межгосударственного
информационного виртуального пространства, в котором информация вращается в непривычной
для традиционного права электронной форме. Формируется мировое информационное
пространство, закладываются основы перехода к открытому информационному обществу.
В информационном обществе резко возрастает роль права как главного механизма
регулирования общественных отношений. Однако информационное общество развивается такими
стремительными темпами, что право отстает от его потребностей и потому многие общественные
отношения, уже действующие в информационной сфере (в первую очередь в информационных
сетях, например Интернете, и в условиях применения других информационных технологий),
остаются неурегулированными.
Лавинообразно нарастающие потребности информационного общества в правовом
регулировании возникающих в нем общественных отношений приводят к формированию новой
комплексной отрасли права, называемой ныне информационным правом. Особенности структуры
и содержания информационного права определяются особенностями основных составляющих это
право элементов.
Обоснованным является утверждение, что в эпоху персональных компьютеров и сетевых
информационных технологий информационная сущность процессов управления в социальных
системах приобретает все большее значение. И это положение должно быть включено в объект
исследования всех социально ориентированных наук, включая как общую теорию права, так и
отдельные его отрасли. Кстати, в современном понимании законотворческие процессы в своей
реализации все более приближаются к виду специальных информационных технологий. А в
правоприменительной сфере некоторые отрасли права, например то же административное право
или таможенная и налоговая деятельность, уже просто немыслимы без компьютерных технологий
ведения соответствующих документальных массивов.
Стремительно развивающаяся тенденция перехода к информационному обществу придает
особую актуальность исследованиям информационного содержания социальных процессов,
попадающих в сферу интересов права, а формы представления, движения, использования
соответствующей информации необходимо активно включать в совокупность объектов правовых
исследований. Именно здесь заложено обоснование объективности выделения информационного
права в самостоятельную комплексную отрасль.
Таким образом, информационное право включает в себя многие правовые проблемы
административного права, фокусируя их в плоскости регулирования информационных отношений,
которые становятся иногда для административного права специфическими и недоступными для
разрешения собственными средствами.
В последние годы в связи с развитием машинных информационных технологий в сфере
социального управления происходит своеобразное вытеснение многих вопросов
информационного обеспечения из сферы, традиционно принадлежащей административному
праву. Основой таких процессов является нарастающая дифференциация процессов
информационного обеспечения принятия решений в сфере государственного управления
(использования баз и банков данных, "ситуационных комнат" и т.п.). Одним из основополагающих
принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления в
демократизирующемся обществе становится требование "информационной прозрачности"
административной системы. Таким образом, вся процедура информационного обеспечения
административной системы перемещается в область информационного права.
Кроме того, формирование информационного права тесно связано с формированием
информационного общества. Выделим особенности формирования информационного общества.
1. Наличие информационной инфраструктуры (трансграничные информационно-
телекоммуникационные сети и информационные ресурсы в них).
2. Массовое применение персональных компьютеров и подключение их к трансграничным
информационно-телекоммуникационным сетям.
3. Подготовка членов общества к работе на компьютерах в трансграничных информационно-
телекоммуникационных сетях.
4. Новые формы и виды работы в трансграничных информационно-телекоммуникационных
сетях и виртуальном пространстве.
5. Возможность практически мгновенно получать из трансграничных информационно-
телекоммуникационных сетей информацию.9
6. Возможность мгновенно общаться.
7. Интеграция СМИ и трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей.
8. Отсутствие географических и геополитических границ государств, участвующих в
трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях.
Для достижения цели формирования новой цивилизации необходимо ликвидировать разрыв
в области информационных технологий, изменить методы взаимодействия между государствами в целях продвижения социального прогресса. Чтобы достичь этой цели нужно построить новые
правила поведения и новые правила взаимоотношений между субъектами. Практика правового
регулирования информации как предмета правовых отношений позволяет сделать вывод о том,
что этот вопрос не может быть урегулирован в одной из так называемых классических отраслей
права.
Основные отграничения информационного права от других отраслей.
1. Значительный массив законодательства.
2. Экономическая и социальная заинтересованность государства в развитии
информационных отношений.
3. Возникновение и бурное развитие правоотношений в информационной сфере, влекущие
за собой постоянное расширение отношений субъектов и объектов.
4. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования