Глава 17. Требования к упаковке грузов перевозимых морским транспортом
Номенклатура грузов, проходящих через порты, обширна. Многие грузы перевозятся в упаковке (таре). Тара увеличивает вес грузов. Различают вес грузов нетто, т. е. чистый вес и вес грузов брутто, т. е. вес грузов вместе с тарой.
Назначение всякого рода тары — предохранение грузов от порчи, убыли, повреждения при перегрузке или перевозке.
Расходы на тару иногда существенно увеличивают общие эксплуатационные расходы по перевозке, что влияет на стоимость товаров; тем не менее, применение тары чрезвычайно целесообразно и для большинства грузов обязательно. Тара должна быть достаточно прочной; слабая тара приводит к утечке и
Рис. 4.14. Способы укрупнения и унификации грузов:
1 — пакет мешков в строп-лентах; 2 — пакет мешков на поддоне; 3 — пакет мешков .в термоусадочной пленке без поддона; 4 — пакет ящиков на поддоне; 5 — пакет чушек цветного металла: 6 — пачка листовой стали; 7 — пакет автопокрышек на поддоне; 8 — пакет труб; 9 — пакет круглого леса; 10 — пакет пиломатериалов; 11 —.блок из пакетов мешков в строп-лентах на поддоне; 12 — блок из пакетов чушек цветного металла на поддоне; 13 — блок-пакет круглого леса; 14 — блок-пакет пиломатериалов;
15 — контейнер универсальный малотоннажный (5 т); 16 — контейнер специальный для концентратов цветных металлов насыпью; 17 — резинокордовый контейнер; 18, 19 и 20 — контейнеры универсальные крупнотоннажные международного стандарта, 40' (30 т), 20' (20 т) и 10' (10т); 21 —контейнер специальный крупнотоннажный для наливных грузов (танк-контейкер); 22 — контейнер крупнотоннажный открытый; 23 — контейнерная тележка (ролл-трейлер) с грузом; 24 — контейнерная тележка с двумя контейнерами 20'; 25..— полуприцеп с двумя контейнерами 20'; 26 — платформа системы ЛЭШ с блоком контейнеров; 27 — лихтер системы ЛЭШ с контейнерами
Рис. 50. Образцы тары
порче грузов в пути и к необходимости переупаковки на складах, что вызывает дополнительные расходы. При выборе тары нужно учитывать условия транспортирования и перегрузки грузов.
На использование грузовых помещений, подвижного евстава и складов оказывает большое влияние форма тары. В Украине проводится стандартизация тары, благодаря чему рационализируются и удешевляются процессы ее изготовления, внедряются наиболее экономичные и удобные формы. Сведения о о действующих в Украине стандартах на тару и упаковку грузов берутся из специальных справочников.
Тара (упаковка) должна соответствовать требованиям существующих стандартов, если она для данного груза стандартизирована. Работники портов обязаны установить строгий контроль качества тары и упаковки, клиентура — упаковывать грузы в такую тару, которая обеспечивает их сохранность.
Разрабатываются специальные технические условия на упаковку, расфасовку и маркировку грузов, которые являются обязательными для грузоотправителей и транспорта.
Если груз предъявляется в таре, не соответствующей стандарту и не отвечающей условиям перевозки, то отказываются от приема груза и предлагают грузоотправителю заменить тару другой, соответствующей стандарту.
Тара может быть классифицирована: по форме — ящики, бочки, мешки, решетки, корзины, кипы, бутыли; по материалу, из которого она изготовлена, — деревянная, металлическая, стеклянная, плетеная, мешковая, рогожная, бумажная, картонная.
Основные виды тары и упаковки, наиболее часто встречающиеся, показаны на рис. 50.
Хранение и транспортирование большого количества тарных грузов вызывают огромные расходы на тару. Одним из эффективных средств сокращения этих расходов, рационализации и снижения себестоимости перевозок является контейнерная перевозка грузов. Контейнеры повышают безопасность перевозки грузов, исключают расходы на тару однократного использования, сокращают количество операций при перевалке грузов.
Контейнер представляет собой закрывающийся ящик прочной конструкции из дерева или металла. Перевозить в контейнерах можно самые разнообразные грузы.
Контейнеры бывают универсальные (для перевозки различных штучных грузов) и специальные (для перевозки определенной категории грузов).
Товары грузятся в контейнер на месте производства и транспортируются в нем непосредственно к месту потребления либо в торговую сеть. Применение контейнеров упрощает процесс грузовых работ и снижает его стоимость.
Контейнеры лучше всего размещать в носовом трюме и в твиндеках, прилегающих к машинной переборке. Эти помещения обычно имеют правильную геометрическую форму. Хуже размещать контейнеры в кормовых трюмах: туннель гребного вала мешает установке контейнеров. Если контейнеры все же помещаются в кормовом трюме, их следует устанавливать после загрузки трюма каким-либо другим грузом до уровня туннеля гребного вала.
В последние годы в мировом судоходстве, получили распространение перевозки грузов на поддонах или в пакетах. Поддоны представляют собой площадку с вделанными в нее отверстиями, рымами и кольцами для крепления стропов и подзором для введения вил погрузчика. На этой площадке складывается груз, обычно ящичный или в мешках, а также металл в чушках, кипы и пр, В порту груз уже находится на поддонах, в таком же виде вместе с поддонами он грузится на судно. По своей конструкции, грузоподъемности и материалу поддоны бывают самыми разнообразными. Они изготовляются из бумаги, дерева, алюминия, из пластмассы и других материалов; могут быть цельными, складными, раздвижными и пр. Грузоподъемность поддонов колеблется от нескольких десятков килограммов до нескольких тонн.
При перевозках леса в пакетах широкое применение получили стропы — контейнеры из стальных тросов, в которые заблаговременно затягивается лес — бревна, доски и пр.
Широкое применение контейнеров, поддонов и пакетов обеспечивает удобство погрузочно-разгрузочных работ, дает экономию времени на формирование и расформирование подъемов, повышает интенсивность грузовых работ.