Информационная модель предприятия
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Понятие информации. Информационные технологии.
Информационные системы
Информация - это отчужденное знание (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), которое может быть записано на материальный носитель для того, чтобы быть доступным кому-либо.
К информации предъявляются следующие требования:
- достоверность;
- полнота;
- полезность;
- своевременность;
- релевантность (существенность).
Экономическую информацию получают в процессе реализации функции учета и контроля за деятельностью экономического объекта, т.е. в процессе наблюдения за внутренним состоянием объекта. Результаты наблюдения контролируются (сравнительно с запланированным состоянием) и анализируются величины отклонения. Результаты анализа и являются основанием для принятия решения по управлению работой (поведением) экономического объекта.
Свойства экономической информации:
- отражает разностороннюю деятельность предприятий через систему натуральных, стоимостных и др. показателей;
- отражается в тех или иных носителях (первичных документах, магнитных, оптических носителях) и представлена в виде конечных результатов;
- является цифровой, буквенно-цифровой и алфавитной;
- характеризуется большой массовостью и объемностью;
- требует группировки, арифметической или логической обработки и сжатия информации при передаче из одного управленческого звена в другой;
- характеризуется длительностью хранения (архивы);
- характеризуется повторяемостью циклов возникновения обработки в установленных временных интервалах;
- для обработки экономической информации характерны сравнительно простые алгоритмы;
- преобладание логических операций (выборка, упорядочивание, корректировка) над арифметическими;
- табличная форма исходных и результирующих данных;
- многообразие источников информации и ее потребителей.
Информатизация - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий с целью удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов посредством современных информационных технологий и развитой инфраструктуры. Информатизация ведется путем тесного взаимодействия между собой процессов совершенствования создания документированной информации, методов улучшения порядка и технологии ее сбора, накопления и хранения, процессов потребления - обработки, поиска и распространения информации; механизмов создания и развития средств обеспечения.
Информационные технологии (ИТ) - совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.
Цель ИТ - производство информации для анализа человеком и принятия соответствующего решения.
Информационную технологию иерархически можно разделить на:
- этапы;
- операции;
- действия.
Например, ИТ работы в текстовом процессоре Word (создание документа) включает в себя следующие этапы:
- создание текста;
- создание таблиц;
- создание рисунков и диаграмм;
- сохранение документа.
Один из этапов включает следующие операции:
- создание рисунка в графическом редакторе;
- импорт рисунка в документ;
- регулировка местоположения и размеров рисунка.
Одна из операций включает в себя следующие действия:
- установка значений параметров в диалоговом окне;
- перемещение курсора мыши по экрану;
- выполнение команды Вставка.
В свою очередь каждое действие может разбиваться на элементарные операции.
Таким образом, совокупность этих технологических этапов, операций и действий образует информационную технологию.
Требования к ИТ:
высокая степень расчлененности процесса обработки информации на этапы, операции и действия;
стандартизация и унификация этапов, операций и действий для повышения эффективности управления информационными процессами.
К основным проблемам создания и развития ИТ относятся следующие:
выработка стандартов и протоколов для установления компьютерной связи;
организация доступа к информации;
организация защиты и безопасности информации;
старение информационной технологии.
Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Документированная информация - информация, зафиксированная на материальном носителе и имеющая реквизиты для ее идентификации.
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Пользователь - субъект, обращающийся к собственнику или обладателю за получением необходимых ему информационных ресурсов или информационных технологий.
Система - это образующая единое целое совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими признаками, назначениями, свойствами, условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.д. Подсистема - часть любой системы.
Функционирование системы - процесс переработки входной информации в выходную, носящий последовательный характер во времени.
Свойства системы (в т.ч. ИС):
- сложность - система зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а так же сложности внутренних и внешних связей;
- делимость - система состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенным признакам и отвечающих конкретным целям и задачам;
- целостность системы - означает то, что все элементы системы функционируют как единое целое;
- многообразие элементов системы и различие их природы - свойство связано с функционированием элементов, их спецификой и автономностью;
- структурность - определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням и иерархиям;
- адаптивность системы - означает приспосабливаемость системы к условиям конкретной предметной области;
- интегрируемость - означает возможность взаимодействия системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами.
Информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.
Структуру информационной системы составляет совокупность обеспечивающих ее подсистем:
- техническое обеспечение (комплекс технических средств: компьютеры, устройства сбора, обработки и передачи информации, линии связи, оргтехника и т.п.);
- информационное обеспечение (совокупность системы классификации и кодирования информации, схем информационных потоков и методологии построения баз данных);
- математическое и программное обеспечение (совокупность математических моделей, алгоритмов и программ для реализации целей информационной системы и нормального функционирования технических средств);
- организационное обеспечение (совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников между собой и с техническими средствами в процессе эксплуатации информационной системы);
- правовое обеспечение (совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационной системы).
Цель информационной системы - производство профессиональной информации.
Этапы работы информационной системы (Рисунок 1.1):
- ввод информации;
- обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
- вывод информации и передача ее потребителям;
- обеспечение обратной связи.
Рисунок 1.1 - Этапы работы информационной системы
Свойства информационной системы:
- любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
- ИС является динамичной и развивающейся;
- построение ИС требует системного подхода;
- выходная информация ИС используется, как правило, для принятия решения;
- ИС является человеко-компьютерной системой обработки информации.
Разработка и внедрение ИС позволяет:
- получать рациональные варианты решения управленческих задач;
- освобождать персонал от рутинной работы;
- обеспечивать достоверность информации;
- снизить объем бумажных документов;
- совершенствовать структуру документооборота в фирме;
- уменьшить затраты на производство услуг;
- предоставлять пользователям новые услуги;
- отыскивать новые рыночные ниши;
- предоставлять постоянным клиентам скидки и бесплатные услуги.
С учетом сферы применения выделяют: технические ИС, экономические ИС, ИС в гуманитарных областях и т.д.
Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.
В зависимости от сферы применения ЭИС классифицируются как:
- ИС фондового рынка;
- страховые ИС;
- статистические ИС;
- ИС в налоговой сфере;
- ИС в таможенной деятельности;
- финансовые ИС;
- банковские ИС (БИС);
- ИС промышленных предприятий и организаций.
Соотношение между ИС и ИТ.
Информационная технология - процесс различных операций и действий над данными. Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий.
Информационная система - среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технологические и программные средства и т.д.
Таким образом, информационная технология является более емким понятием, чем информационная система. Реализация функций информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.
1.2 Управление в информационной системе
Построение любой информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией.
Управление необходимо для координации работы всех подразделений организации и должно обеспечивать достижение поставленной цели.
Функции управления:
- организационная (разработка штатного расписания, обязанностей и нормативных документов);
- плановая (разработка различных планов на различные сроки);
- учетная (разработка форм и методов учета показателей деятельности организации);
- аналитическая (изучение итогов, влияющих факторов, тенденций развития);
- контрольная (контроль за выполнением планов, расходование материальных ресурсов и финансовых средств);
- мотивационная (разработка методов стимулирования труда персонала).
В процессе управления необходимо принимать решения. Результаты принимаемого решения проявляются в зависимости от уровня решаемых задач:
- на нижнем уровне управления принимаются оперативные решения;
- на среднем уровне управления сложность решаемых задач выше, требуется больше времени на анализ ситуации, результаты проявляются не сразу;
- на верхнем уровне принимаются решения, направленные на достижение стратегических целей организации, а результаты проявляются спустя длительное время.
Персонал организации подразделяется в соответствии с уровнями управления:
на верхнем уровне управления - менеджеры высшего звена руководства (директор, заместители);
на среднем уровне управления - начальники отделов и служб;
на нижнем уровне - инженеры, техники и непосредственные исполнители.
Управленческая информация - информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и обеспечивает решение задач организации экономического управления народным хозяйством и его звеньями. Она представляет собой разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического и другого характера. При этом сведения экономического характера являются важной составляющей управленческой информации.
1.3 Виды информационных технологий
ИТ обработки данных.
ИТ обработки данных предназначена для решения структурированных задач и обеспечивает автоматизацию рутинных операций. Эта технология повышает производительность труда технического персонала и ведет к сохранению численности работников.
Данная ИТ позволяет решать следующие задачи:
обработка данных о деятельности фирмы;
создание периодических отчетов о состоянии дел в фирме;
получение ответов на запросы и оформление их в виде отчетов.
Основные компоненты ИТ обработки данных:
сбор данных из внешней среды;
обработка данных;
хранение данных в базе данных;
создание отчетов для внутреннего и внешнего использования.
ИТ управления.
ИТ управления предназначена для удовлетворения информационных потребностей сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений.
Поставляемая информация содержит сведения о прошлом, настоящем и будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных и специальных управленческих отчетов.
Такая ИТ решает следующие задачи:
оценка планируемого состояния объекта управления;
оценка отклонений от планируемого состояния;
выявление причин отклонений;
анализ возможных решений и действий.
Основные компоненты ИТ управления:
пополнение базы данных;
хранение базы данных;
формирование управленческих отчетов;
выдача регулярных и чрезвычайных отчетов.
ИТ поддержки принятия решений
Эта ИТ базируется на качественно новом методе организации взаимодействия человека и компьютера.
|
| ||||||
|
| ||||||
Рисунок 1.2 - Итерационный процесс выработки решения
Выработка решения происходит в результате итерационного процесса (Рисунок 1.2).
Итерационный процесс заканчивается человеком. Такая ИТ ориентирована на решение плохо структурированных задач.
Основные компоненты ИТ:
источники данных;
базы данных;
системы управления базами данных;
системы управления базами моделей;
система управления интерфейсом.
ИТ экспертных систем
Экспертные системы разрабатываются на основе использования искусственного интеллекта.
Экспертные системы представляют собой компьютерные программы, преобразующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил. Это позволяет использовать экспертные системы в качестве советующих систем, так как эвристические правила не гарантируют получение оптимального результата.
Если система поддержки принятия решения отражает уровень понимания проблемы пользователем и его возможности получить и осмыслить решение, то экспертные системы предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Кроме того, экспертные системы поясняют рекомендуемое решение, что зачастую очень важно.
Основные компоненты ИТЭС:
база знаний;
интерпретатор;
интерфейс пользователя;
модуль создания системы.
1.4 Общие вопросы проектирования и внедрения ИС
Жизненный цикл а информационных систем (ЖЦИС) - это период создания и использования ИС, начиная с момента возникновения потребности в ИС и заканчивая моментом полного ее выхода из эксплуатации.
Стадии жизненного цикла информационной системы:
1. Предпроектное обследование:
сбор материалов для проектирования, при этом выделяют формулирование требований, с изучения объекта автоматизации, даются предварительные выводы предпроектного варианта ИС;
анализ материалов и разработка документации, обязательно дается технико экономическое обоснование с техническим заданием на проектирование ИС.
2. Проектирование:
предварительное проектирование;
выбор проектных решений по аспектам разработки ИС;
описание реальных компонент ИС;
оформление и утверждение технического проекта (ТП).
детальное проектирование:
выбор или разработка математических методов или алгоритмов программ;
корректировка структур БД;
создание документации на доставку и установку программных продуктов;
выбор комплекса технических средств с документацией на ее установку.
разработка техно-рабочего проекта ИС (ТРП).
разработка методологии реализации функций управления с помощью ИС и описанием регламента действий аппарата управления.
3. Разработка ИС:
получение и установка технических и программных средств;
тестирование и доводка программного комплекса;
разработка инструкций по эксплуатации программно-технических средств.
4. Ввод ИС в эксплуатацию:
ввод технических средств;
ввод программных средств;
обучение и сертификация персонала;
опытная эксплуатация;
сдача и подписание актов приемки-сдачи работ.
5. Эксплуатация ИС:
повседневная эксплуатация;
общее сопровождение всего проекта.
Модели жизненного цикла информационной системы:
каскадная модель - предлагает переход на следующие этапы после полного осуществления работ по предыдущему этапу. Модель демонстрирует классический подход в любых прикладных областях;
итерационная модель - поэтапная модель с промежуточным контролем и циклами обратной связи. Преимущество данной модели - поэтапные корректировки, которые обеспечивают меньшую трудоемкость по сравнению с каскадной. Однако время жизни каждого из этапов рассчитывается на весь период разработки;
спиральная модель - данная модель делает упор на начальные этапы анализа и проектирования. Эта модель представляет собой итерационный процесс разработки, где каждая итерация (цикл), представляет собой законченный цикл разработки, приводящий к выпуску версии изделия (версии проекта ИС), который совершенствуется от итерации к итерации, чтобы стать значимой информационной системой. При этом каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания информационной системы. Т.о. углубляется и последовательно конкретизируется обоснованный вариант ИС, который и доводится впоследствии до реализации.
Основные способы построения ИС:
разработка системы «под себя»;
использование прототипов - вместо полной системы создается прототип, отвечающий основным потребностям пользователей:
определение основных запросов;
создание рабочего прототипа;
использование рабочего прототипа;
пересмотр и улучшение прототипа;
работа с окончательной версией прототипа;
использование готовых решений - рекомендуется в максимальной степени использовать стандартные технологии и автоматизации бизнеса;
использование услуг сторонней организации для передачи функций управления ИС - организация использует специализированную фирму, которая выполняет управляющие функции по функционированию и развитию ИС компании.
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ