Перекачка высоковязкой и высокозастывающей нефти
В настоящее время добываются значительные объемы нефти, обладающей высокой вязкостью при обычных температурах или содержащей большое количество парафина и вследствие этого застывающей
148 Часть I. Основы нефтегазового дела
при высоких температурах. Перекачка такой нефти по трубопроводам обычным способом затруднена. Поэтому для ее транспортировки применяют специальные методы:
• перекачку с разбавителями;
• гидротранспорт высоковязкой нефти;
. • перекачку термообработанной нефти;
. • перекачку нефти с присадками;
• • перекачку предварительно подогретой нефти.
Перекачка высоковязкой и высокозастывающей нефти с разбавителямиявляется одним из эффективных и доступных способов улучшения реологических свойств высоковязких и высокозастываю-щих нефтей. В качестве углеводородных разбавителей используют газовый конденсат и маловязкие нефти.
Использование разбавителей позволяет довольно существенно снизить вязкость и температуру застывания нефти. Это связано с тем, что, во-первых, понижается концентрация парафина в смеси, так как часть его растворяется легкими фракциями разбавителя. Во-вторых, при наличии в разбавителе асфальто-смолистых веществ последние, адсорбируясь на поверхности кристаллов парафина, препятствуют образованию прочной структурной решетки.
В общем случае выбор типа разбавителя производится с учетом эффективности его воздействия на свойства высоковязкой и высокозастывающей нефти, затрат на получение разбавителя, его доставку на головные сооружения нефтепровода и на смешение.
Гидротранспорт высоковязкой и высокозастывающей нефтиможет осуществляться несколькими способами:
• перекачка нефти внутри водяного кольца. Однако широкого рас
пространения данный способ транспорта не получил из-за слож
ности изготовления винтовых нарезок на внутренней поверхно
сти труб. Кроме того, в результате отложения парафина нарез
ка засоряется и водяное кольцо у стенки не формируется, что
резко ухудшает параметры перекачки;
• перекачка водонефтяной смеси в виде эмульсии типа «нефть
в воде». Сущность этого способа состоит в том, что высоковяз
кая нефть и вода смешиваются перед перекачкой в такой про
порции, чтобы образовалась эмульсия типа «нефть в воде».
В этом случае капли нефти окружены водяной пленкой и поэто
му контакта нефти со стенкой трубы не происходит. Для стаби
лизации эмульсий и придания стенкам трубопровода гидрофиль
ных свойств, т. е. способности удерживать на своей поверхно
сти воду, в них добавляют поверхностно-активные вещества
Глава 3. Транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа 149
(ПАВ). Устойчивость эмульсии типа «нефть в воде» зависит от типа и концентрации ПАВ, температуры, режима течения потока, соотношения воды и нефти в смеси. Недостатком данного способа гидротранспорта является опасность инверсии фаз, т. е. превращения эмульсии «нефть в воде» в эмульсию «вода в нефти» при изменении скорости или температуры перекачки. Такая эмульсия имеет вязкость даже большую, чем вязкость исходной нефти. Кроме того, при прохождении эмульсии через насосы она очень интенсивно перемешивается и впоследствии ее сложно разделить на нефть и воду;
• послойная перекачка нефти и воды. В этом случае вода, как более тяжелая жидкость, занимает положение у нижней образующей трубы, а нефть — у верхней. Поверхность раздела фаз в зависимости от скорости перекачки может быть как плоской, так и криволинейной. Уменьшение гидравлического сопротивления трубопровода в этом случае происходит в связи с тем, что часть нефти контактирует не с неподвижной стенкой, а с движущейся водой. Данный способ перекачки также не может быть применен на трубопроводах с промежуточными насосными станциями, так как это привело бы к образованию стойких водонефтя-ных эмульсий.
Перекачка термообработанной нефти,как и перекачка с разбавителями, осуществляется при температуре окружающей среды. Такой способ транспортировки возможен потому, что перед закачкой в трубопровод нефть подвергается термообработке -— тепловой обработке, предусматривающей ее нагрев до температуры, превышающей температуру плавления парафинов, и последующее охлаждение с заданной скоростью, для улучшения реологических параметров. Эффективность термообработки зависит от температуры подогрева, скорости охлаждения и состояния нефти (статика или динамика) в процессе охлаждения. Оптимальная температура подогрева при термообработке находится экспериментально, наилучшие условия охлаждения — в статике.
Перекачка с присадкамипредусматривает введение в поток высокомолекулярных веществ, улучшающих реологические свойства высоковязкой нефти. Присадки вводятся в нефть при температуре 60—70 "С, когда основная масса парафинов находится в растворенном состоянии. При последующем охлаждении молекулы присадок адсорбируются на поверхности выпадающих из нефти кристаллов парафина, мешая их росту. В результате образуется текучая суспензия кристаллов парафина в нефти.
150 Часть I. Основы нефтегазового дела
Наиболее распространенным способом трубопроводного транспорта высоковязкой и высокозастывающей нефти в настоящее время является их перекачка с подогревом(«горячая перекачка»).
В этом случае резервуары оборудованы системой подогрева нефти до температуры, при которой возможна ее откачка подпорными насосами. Они прокачивают нефть через дополнительные подогреватели и подают на прием основных насосов. Ими нефть закачивается в магистральный трубопровод.
По мере движения в магистральном трубопроводе нефть за счет теплообмена с окружающей средой остывает. Поэтому по трассе трубопровода через каждые 25—100 км устанавливают пункты подогрева. Промежуточные насосные станции размещают в соответствии с гидравлическим расчетом, но обязательно совмещают с пунктами подогрева, чтобы облегчить их эксплуатацию. В конце концов нефть закачивается в резервуары конечного пункта, также оборудованные системой подогрева.
В настоящее время в мире эксплуатируются более 50 «горячих» магистральных трубопроводов. Крупнейшим из них является нефтепровод «Узень — Гурьев — Куйбышев».