Организация контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, порядок проведения аудитов системы управления охраной труда

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляются Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности.

Государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда также осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством.

2. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства об охране труда

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об охране труда республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, работодателями и работающими осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

3. Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет государственный надзор и контроль за исполнением органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, работодателями законодательства об охране труда.

Должностные лица Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, являющиеся государственными инспекторами труда, имеют право:

· по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя для проверки соблюдения законодательства об охране труда;

· выдавать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, а также о проведении экспертизы производственных зданий (помещений), технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих;

· приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания или пломбирования работу организаций, их структурных подразделений, оборудования в случае выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу для жизни и здоровья работающих, до устранения нарушений;

· знакомиться с документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения;

· изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя или уполномоченного им должностного лица и отсутствия ограничений на их изъятие;

· расследовать в установленном законодательством порядке несчастные случаи на производстве, принимать участие в расследовании профессиональных заболеваний;

· требовать от работодателей отстранения от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;

· запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов;

· осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь утверждается Правительством Республики Беларусь.

4. Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется органами государственной экспертизы условий труда в соответствии с Положением об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

Органы государственной экспертизы условий труда создаются в структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и в комитетах по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов в соответствии с законодательством.

Органы государственной экспертизы условий труда:

· осуществляют государственный контроль за качеством проведения всеми работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, обоснованностью предоставления работникам компенсаций на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, а также соблюдением установленных требований по условиям труда в проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения;

· анализируют состояние условий труда по отраслям экономики.

Должностные лица органов государственной экспертизы условий труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

· после предварительного уведомления и в установленном законодательством порядке по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя в целях реализации своих полномочий;

· запрашивать и безвозмездно получать необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда документы, ведение которых работодателю предписано законодательством о пенсионном обеспечении и законодательством о труде, касающиеся предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, аттестации рабочих мест;

· отменять в установленном законодательством порядке результаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении;

· подготавливать по результатам проведенных экспертиз заключения по запросам органов по труду, занятости и социальной защите, работодателей, работающих, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;

· выдавать в пределах своей компетенции работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о пенсионном обеспечении и законодательства о труде, касающихся предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, аттестации рабочих мест;

· осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Решения органов государственной экспертизы условий труда, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми работодателями.

Обжалование решений органов государственной экспертизы условий труда осуществляется в порядке, установленном законодательством.

5. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, установленном законодательством, осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов.

Технические инспекторы труда профсоюзов имеют право:

· осуществлять в установленном законодательством порядке проверки соблюдения законодательства об охране труда работодателями, а также выполнения нанимателями, их уполномоченными должностными лицами условий коллективного договора, соглашения;

· запрашивать и получать от работодателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях и иную информацию по вопросам осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

· в установленном законодательством порядке по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя для проверки соблюдения законодательства об охране труда;

· осматривать рабочие места, требовать от работодателя путем выдачи представления проведения экспертизы условий труда, производственных зданий (помещений), технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих;

· принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, законченных строительством и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых оборудования и инструментов в целях определения соответствия их требованиям по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;

· требовать от работодателя путем выдачи представления устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья - приостановления работ до устранения нарушений;

· выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

· требовать от работодателя путем выдачи представления отстранения от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;

· устанавливать факты нарушения нанимателем законодательства об охране труда, коллективного или трудового договора, дающие право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;

· обращаться в установленном законодательством порядке в государственные органы, органы прокуратуры для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям, в том числе для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, а также в случае невыполнения ими представлений технических инспекторов труда профсоюзов;

· осуществлять другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Представления технических инспекторов труда профсоюзов являются обязательными для исполнения работодателями.

В организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации. Выборы уполномоченных лиц по охране труда работников проводятся на общем собрании (конференции) работников организации на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. Уполномоченные лица по охране труда работников осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

6. Сотрудничество и взаимодействие органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда

При осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и иные специально уполномоченные органы надзора и контроля взаимодействуют между собой, а также с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и профсоюзами.

Основными направлениями сотрудничества и взаимодействия органов надзора и контроля являются:

· организация и проведение совместных проверок состояния условий и охраны труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей, обмен информацией по результатам проверок соблюдения законодательства об охране труда, принятие согласованных решений и мер по устранению нарушений и соблюдению законодательства об охране труда;

· выработка и внесение предложений о подготовке и принятии соответствующих нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

· подготовка предложений республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, об определении приоритетов в научных исследованиях и разработках по охране труда.

7. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Аудит

На представителя руководства по СУОТ возлагается ответственность за:

- составление программы аудитов;

- доведение программы до сведения руководителей СП;

- анализ, оценку результативности и отчётность перед начальником управления о проведённых внутренних аудитах.

На руководителей СП возлагается ответственность за:

- создание условий для проведения внутреннего аудита;

- предоставление необходимой информации внутренним аудиторам;

- выполнение действий по результатам внутреннего аудита (если необходимо);

- хранение записей по результатам внутренних аудитов.

На внутренних аудиторов возлагается ответственность за:

- планирование и составление плана внутреннего аудита;

- подготовку и проведение внутреннего аудита;

- ведение записей по аудиту;

- контроль исполнения и проверку результативности предпринятых действий по результатам внутреннего аудита.

Деятельность по планированию и проведению внутренних аудитов включает в себя:

- составление программы аудитов;

- утверждение программы аудитов;

- планирование и составление плана внутреннего аудита;

- согласование и утверждение плана внутреннего аудита;

- подготовку к проведению внутреннего аудита;

- проведение внутреннего аудита;

- ведение записей по аудиту;

- проведение обсуждения по результатам аудита;

- составление, утверждение и рассылку отчёта;

- выполнение действий по результатам аудита (если необходимо);

- проверку проведения и результативности предпринятых действий по результатам внутреннего аудита;

- отчётность перед руководителем организации о проведённых аудитах;

- хранение записей по результатам аудита.

Для объективности и беспристрастности проведения внутренних аудитов в организации выбор аудитов обеспечивается таким образом, чтобы они являлись независимыми относительно того вида деятельности (СП) который они проверяют.

В организации создана группа аудиторов из специалистов различных СП, прошедших специальное обучение по внутреннему аудиту СУОТ.

Общие требования к аудиторам СУОТ являются:

- наличие личных качеств согласно требованиям СТБ 19011;

- наличие завершённого среднего специального или высшего образования;

- стаж работы в организации - не менее 3 лет;

- знание соответствующих требований СТБ 18001 и требований к СУОТ организации;

- знание соответствующих требований НПА по проверяемой деятельности;

- знание общих правил и порядка планирования, организации и проведения внутренних аудитов, документального оформления результатов аудита;

- регулярное участие во внутренних аудитах.

Внутренние аудиты СУОТ осуществляются согласно ежегодной программе аудитов (приложение 13).

Программа аудитов на год составляется представителем руководства по СУОТ – главным инженером до 15 января планируемого года на основании:

- результатов идентификации опасностей и оценки рисков;

- анализа результатов предыдущих внутренних аудитов;

- необходимости подтверждения эффективности СУОТ и сохранения её целостности при внесении в СУОТ большого объёма изменений;

- выявления любых проблем в функционировании СУОТ.

При составлении программы аудитов главный инженер учитывает предполагаемую дату инспекционного контроля за сертифицированной СУОТ, согласованную по времени между органом по сертификации и предприятием. При составлении программы аудитов главный инженер обеспечивает, чтобы все СП, на которые распространяется действие СУОТ, были включены в ежегодную программу аудитов.

Наряду с плановыми внутренними аудитами могут проводиться и внеплановые внутренние аудиты. Внеплановые внутренние аудиты проводятся по решению руководства предприятия в случае возникновения любых проблем в рамках СУОТ.

Программа аудитов анализируется и утверждается директором предприятия. Копии утверждённой программы аудитов главный инженер передаёт руководителям СП с регистрацией факта передачи на оборотной стороне оригинала документа.

На основании утверждённой программы аудитов руководитель группы по аудиту составляет конкретный план внутреннего аудита по форме согласно приложению 14.

План внутреннего аудита согласовывается с руководителем проверяемого СП, анализируется и утверждается главным инженером. Копия плана внутреннего аудита передаётся руководителю проверяемого СП до начала аудита.

Сроки проведения внутреннего аудита в исключительных случаях могут быть перенесены на основании служебной записки руководителя СП с указание причины переноса. Служебная записка согласовывается с аудитором, назначенным для проверки. Внесение соответствующих резолюций осуществляет главный инженер.

Перед проведением проверки аудитор анализирует документы, на соответствие которым проводится аудит, а также записи по предыдущим аудитам, готовит необходимые рабочие документы для регистрации результатов аудита:

- контрольные листы внутренних проверок (аудитов) (приложение 15);

- протоколы несоответствий (приложение 16)

После подготовки аудитор объявляет руководителю СП о начале проведения аудита.

Обязательными при проведении аудита являются:

- анализ необходимых действий по результатам предыдущих аудитов;

- выполнение персоналом требований документов СУОТ и др. документов, обязательных в данном СП.

Методами проведения внутреннего аудита являются:

- наблюдения за деятельностью, производственной средой и условиями работы;

- мониторинг оборудования и инструментов с целью проверки их состояния;

- анализ документов;

- опрос лиц, выполняющих работы или решающих задачи в пределах внутреннего аудита.

При проведении внутреннего аудита аудиторы:

- ведут рабочие записи в контрольном листе внутренней проверки;

- осуществляют опрос работников в рабочее время и на рабочих местах;

- объясняют необходимость опроса и ведения записей;

- обобщают и анализируют результаты наблюдений, анализа документов, опроса вместе с проверяемым лицом;

- благодарят опрашиваемое лицо за сотрудничество.

Чтобы получить наблюдения аудита, аудиторы сопоставляют свидетельства аудита с критериями аудита. Наблюдения указывают на соответствие или не соответствие критериям аудита.

Несоответствия и подтверждающие их свидетельствования аудиторы регистрируют в контрольных листах, протоколах несоответствий.

О результатах внутреннего аудита руководитель группы аудиторов сообщает руководителю СП. Аудиторы совместно с руководителями СП анализируют выявленные несоответствия для подтверждения объективности свидетельств аудита, согласовываются сроки устранения выявленных несоответствий.

По окончании аудита, но не позднее чем через неделю после проведения заключительного обсуждения руководитель группы аудиторов составляет отчёт по аудиту. Форма отчёта по аудиту приведена в Приложении 5.

Отчёт по аудиту анализируется и утверждается главным инженером. Начальник бюро ОТ регистрирует отчёт в журнале регистрации отчётов по внутренним аудитам (Приложение 17).

Оригиналы отчётов и протоколы несоответствий направляются руководителю проверяемого СП и хранятся в СП.

Копия отчёта по аудиту, копии протоколов несоответствий и оригиналы плана внутреннего аудита, контрольных листов хранятся в БОТ.

Заключения по результатам аудита могут указывать на необходимость устранения несоответствий, разработки корректирующих, предупреждающих действий или, при необходимости, принятия действий по улучшению.

Действия по устранению выявленного несоответствия отражаются руководителем СП в протоколах несоответствий (графа «Коррекция»).

Если выявленное несоответствие устранить невозможно, руководитель СП определяет корректирующие и/или предупреждающие действия. Корректирующими и/или предупреждающими действиями являются проведения обучения, инструктажа, проверки знаний, внесение изменений в установленный порядок работ и т.п. Корректирующие и/или предупреждающие действия отражаются руководителем СП в протоколах несоответствия (графа «Корректирующие (предупреждающие) действия») или оформляется в виде плана корректирующих и/или предупреждающих действий (форма произвольная). Рекомендации аудиторов по улучшению, сформулированные в отчёте не носят обязательного характера. Руководитель СП принимает решение о необходимости их принятия по своему усмотрению.

Проверка проведения и результативности предпринятых действий проверяется аудиторами при последующем внутреннем аудите и отражается в контрольных листах, оригиналах протоколов несоответствий. Копия протоколов несоответствий с отметками аудиторов передаётся в БОТ.

Общий контроль за проведением и результативностью предпринятых действий по результатам внутренних аудитов осуществляет начальник бюро ОТ для обобщения и предоставления информации к совещанию по анализу СУОТ со стороны руководства.

О результатах выполнения программы аудитов, осуществления корректирующих и предупреждающих действий по результатам внутренних аудитов по итогам года начальник бюро ОТ представляет отчёт главному инженеру не позднее 10 января по форме согласно Приложения 18.

Главный инженер при подготовке отчёта о функционировании СУОТ анализирует и обобщает полученные сведения и использует их для оценки эффективности СУОТ

Документы, содержащие достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности, установленной настоящим стандартом организации, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Наименование документа Место хранения оригинала (копии) документа Срок хранения документа
Программа аудитов СОТ 3 год
План внутренних аудитов СОТ 3 год
Контрольные листы внутренних проверок (аудитов) СОТ 3 год
Протокол несоответствий СП (СОТ) 3 год
Отчё по аудиту СП (СОТ) 3 год
Журнал регистрации отчётов по внутренним аудитам СОТ До замены новым
Сводный отчёт по внутренним аудитам Главный инженер 3 год

БОТ вносит изменения в документацию. Утверждает и дает разрешение на применение директор предприятия.

Проверка стандарта осуществляется при проведении внутреннего аудита.

Учтенные и зарегистрированные копии настоящего стандарта или изменения к нему после выпуска приказа начальника управления о введении его в действие рассылаются:

Главному инженеру Контрольный экземпляр
СОТ Первый рабочий экземпляр
Руководящему составу и в подразделения организации В соответствии с присвоенными номерами

Наши рекомендации