Зарубежный опыт подготовки менеджеров в ведущих зарубежных странах.
Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях.
Американская модель - заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах:
рациональная организация производства продукции;
снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и т.д.
фирма рассматривается, как закрытая система, цели и задачи считаются заданными и стабильными.
Японская модель - результат системы, оценивается специалистами, как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации. Особенности этой модели проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами.
Характерной чертой новых систем российского внутрифирменного управления является ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала.
Состояние и проблемы менеджмента в современной России. За годы становления в современной России накопилось множество проблем, без решения которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмысленным. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами.
Понимание сущности менеджмента российскими руководителями.
Неспособность принимать решения.
Неумение менеджеров делегировать полномочия.
Низкий профессионализм.
Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм.
Отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре.
Нехватка специалистов по антикризисному управлению и проведению банкротства.
Неумение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь инноваций.
Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента.
Непонимание возрастания роли quality -менеджмента на предприятии. Многие руководители недооценивают роль quality -менеджмента или управления качеством.
Неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента.
Отсутствие навыков реализации продукции.
Неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы мотивации.
Отсутствие систематизированной теории российского менеджмента.
Экологические проблемы {устаревшие оборудование и технологии).
Осознание социальной ответственности менеджмента.
Проблемы налогового пресса и неопределенность механизмов ценообразования. До
Слабость законодательной базы.
Отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры.
Менеджер должен владеть методикой определения характеров людей, их темперамента. Он должен уметь подбирать и обучать работников, расставить их по соответствующим местам, а при необходимости — увольнять.
К настоящему времени выработаны определенные направления для решения перечисленных выше проблем. Таких направлений — четыре.
1. Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес-школ.
2. Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров.
3. Перенятие опыта предприятий — мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров.
Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России. Российские менеджменты должны:
обеспечивать жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;
добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка;
разработать и последовательно реализовывать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов;
совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы;
разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы;
определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя;
уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие;
внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям;
подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета; уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации.