Сравнение двух систем организации производства
ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
1. Понятие, цели и задачи производственной логистики. 1
2. Сравнение традиционной и логистической концепции организации производства. 2
3. Толкающая и тянущая системы организации производства. 3
4. Определение потребности в материальных ресурсах для производственного процесса. 9
Понятие, цели и задачи производственной логистики
Под производственной логистикой понимаются организация, планирование и управление производственным процессом.
Основным критерием решения задач производственной логистики является, как правило, минимизация себестоимости изготовления продукции. Однако можно выбрать и ряд других критериев, например, максимизацию прибыли от реализации выпускаемой продукции, минимизацию времени изготовления и времени простоев оборудования, минимизацию количества используемого оборудования, рабочей силы и т.п.
Целью производственной логистики является – точная синхронизация процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.
Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).
Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками не просто внутри логистической системы, а в рамках процесса производства.
В интегрированном виде задачи производственной логистики формулируются следующим образом:
· Планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;
· Разработка планов-графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям предприятия;
· Установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
· Оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
· Контроль количества и качества готовой продукции;
· Участие в разработке и реализации производственных нововведений;
· Контроль себестоимости производства готовой продукции.
Сравнение традиционной и логистической концепции организации производства
Таблица 1.
Сравнение двух систем организации производства
Сравнительная характеристика | Название системы | |
Организации производства на основе логистических принципов | Традиционная система организации производства | |
1. Закупочная стратегия (снабжение) | Ориентация на небольшое число поставщиков; поставки осуществляются часто, небольшими партиями и точно по графику | Ориентация на значительное число поставщиков; поставки осуществляются нерегулярно, в основном - большими партиями |
2. Ориентация производства | На удовлетворение спроса (работа по заказам) за счет "гибкого" производственного процесса. | На предсказание сбыта, на данный период (или работа по плану) за счет максимальной загрузки производственных мощностей |
3. Последовательность планирования | Начинается с последней стадии производства (сборка), на которой точно определен спрос на выпускаемое изделие | Начинается с первой (закупочной), стадии, объединяют предсказание спроса и производственное расписание для каждого этапа выпуска изделия |
4. Оперативное управление производством | Децентрализовано (план производства составляется только для сборочной стадии, за его соблюдением на предшествующих стадиях наблюдает руководство цехов) | Централизовано (план производства составляется для всех стадий производства, за его выполнением следят специальные заводские отделы, отделы в цехах, руководство цехов) |
5. Управление запасами: 5.1. Буферные запасы (т.е. общезаводские склады, материальных ресурсов, комплектующих и т.д. межцеховые склады незавершенного производства, внутрицеховые склады незавершенного производства) | Наличие этих запасов свидетельствует о сбое в производственном процессе, так как согласно философии JIT, складирование считается убыточным, а складские площади для их хранения не предназначены | Объем этих запасов постоянно поддерживается на нормативном уровне, отсутствие этих запасов может привести к сбою в производственном процесса |
5.2. Операционные заделы (запас обрабатываемых деталей на рабочих местах) | Задел минимален, служит для обеспечения синхронизированного производства | Задел не всегда минимален из-за не синхронизированности системных операций, различной пропускной способности оборудования и его нерациональной расстановки и т.д. |
5.3. Запасы готовой продукции | Практически отсутствуют | Существуют |
6. Используемое оборудование и его размещение | Универсальное оборудование размещено по линейному или "U" - образному принципу | Специализированное оборудование размещено по отдельным участкам, реже используется линейный принцип |
7. Кадры | Используются высококвалифицированные универсальные рабочие-многостаночники | Используются узкоспециализированные рабочие-многостаночники разной квалификации |
8. Контроль качества | Отсутствует входной контроль качества поставляемых ресурсов и выходной контроль качества готовой продукции за счет организации сплошного контроля на каждом рабочем месте | Сплошной (выборочный) контроль качества на всех стадиях производственного процесса, включая и контроль на рабочем месте |
9. Распределительная стратегия (сбыт) | - размер партий готовой продукции равен размеру заказа; - ориентация на конкретного потребителя; - изготовление продукции с учетом специфических требований заказчика; - послепродажный сервис. | - размер партий готовой продукции равен плановому нормативу; - ориентация на "усредненного" потребителя; - развитие сети послепродажного сервиса. |
Приведенное сравнение двух систем организации производства свидетельствует о том, что система, базирующаяся на логистических принципах управления предприятием (объединение снабжения, производства, транспортировки и сбыта материальных ресурсов в единый непрерывный процесс) позволяет рассматривать существующий материальный поток как сквозной (и непрерывный во времени). Для традиционной системы организации, ориентирующейся на непрерывное производство, характерным является частично-сквозной (дискретный во времени) материальный поток из-за необходимости создания буферных запасов. Необходимо отметить, что в этом случае информационный поток будет "сонаправлен" материальному потоку, то есть информация будет сопровождать любое продвижение ресурсов. В случае организации производства на основе логистической концепции информационный поток направляется с последней (распределительной) стадии к первой (закупочной), значительно опережая по времени материальный поток (карточки заказа), а затем сопровождая его (карточка отбора).
Кроме того, содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», в то время как логистическая концепция – для условий «рынка покупателя».