Проблемы российской полиграфии
Сегодня с проблемами столкнулись все субъекты полиграфического рынка. Несовершенство налогового законодательства сдерживает развитие полиграфических предприятий. Отмена льгот на инвестиции в основные средства производства замедляет обновление парка оборудования, а высокие пошлины на бумагу и расходные материалы (они выше, чем пошлины на готовую печатную продукцию) ведут к росту переменных затрат в себестоимости полиграфической продукции и, как следствие, к падению доходности типографий.
В последние годы обострилась конкуренция с крупными иностранными предприятиями, которые после начала кризиса в их странах начали активно работать в России, зачастую прибегая к ценовому демпингу. Серьезную конкуренцию российским полиграфистам составляют и предприятия из стран ближнего зарубежья (из Украины и Прибалтики), а также из Восточной Европы.
Еще одной проблемой является устаревшая нормативная база. До сих пор не актуализированы нормы затрат и выработки в полиграфическом производстве, нет единых стандартов качества, не существует институт экспертов для разрешения споров. Очень серьезной проблемой является несовершенство системы подготовки кадров для полиграфии.
На многих предприятиях не решена проблема приватизации — государство по-прежнему контролирует большую часть крупных типографий. Как правило, эти типографии работают на устаревшем оборудовании и без приватизации не имеют перспектив развития.
Затрудняют жизнь полиграфистов быстрые изменения технологии производства печатной продукции. Так, возрождение глубокой печати и развитие флексографии привели к тому, что предприятия, сделавшие ставку на офсет, теряют свои позиции на многих сегментах рынка. Глубокая печать активно внедряется в производство пивной этикетки, многотиражных журналов и табачной упаковки. Флексография стала основным способом печати на самоклейке и быстро завоевывает рынок картонной упаковки.
Заказчики промышленной печатной продукции, как и полиграфисты, испытывают давление импорта и стараются минимизировать затраты на покупку этикеток и упаковки. Вместе с тем растут требования к качеству печати, диктуемые предпочтениями конечных покупателей, — плохо отпечатанную книгу или товар в непривлекательной упаковке сегодня мало кто купит.
Структура российского рынка печатной продукции
Пути решения проблем
Несмотря на обилие проблем, в обозримом будущем большинство из них могут быть решены. Российский полиграфический рынок еще только формируется, и рост доходов населения будет вести к росту количества заказов. Собственно, этот процесс уже идет — наблюдающееся в последнее время увеличение объемов производства рекламной и издательской печатной продукции, очевидно, обусловлено повышением уровня жизни.
На фоне не самых благоприятных тенденций в экономике руководители типографий должны четко определить свою нишу на рынке — выбрать специализацию. Для роста доходности нужно создать собственные конкурентные преимущества, которыми типография может привлечь заказчика. Наиболее эффективным способом создания таких преимуществ является внедрение новых технологий, которые позволяют повысить производительность, улучшить качество продукции, а также выпускать совершенно новую продукцию.
Эффективная конкуренция возможна только при системном развитии типографии, предполагающем усовершенствования процессов управления на всех уровнях, организации производства в типографии, использование стандартов качества. Еще одним важнейшим условием является эффективная организация сбыта и работы с заказчиком, поскольку очень часто в типографии основное внимание уделяется производству, а то, что деньги платит клиент, забывают. Создание для клиента удобства в работе с типографией, ориентация на его потребности — пока еще не реализованный потенциал практически для любой типографии.
Актуальной остается проблема повышения квалификации персонала. Для ее решения необходимо развитие системы полиграфического образования. Этот вопрос, а также совершенствование нормативной базы отрасли и организация системной работы с государством для создания благоприятных условий развития отрасли могут быть успешно решены только вместе, через создание профессионального объединения полиграфистов, в которое войдет большая часть активных предприятий.
Такое объединение сможет привлечь поставщиков оборудования и материалов, поможет наладить рабочие взаимоотношения с другими отраслевыми союзами и общественными организациями для лоббирования интересов полиграфистов. Об эффективности таких объединений свидетельствует опыт других стран.
- полиграфических услуг (спад, подъем)
Решающее влияние на состояние и развитие российских рынков печатных СМИ,
книгоиздания и полиграфического производства в текущем году оказывал мировой финансово-
экономический кризис, неизбежным следствием которого стало падение потребительского и
коммерческого спроса на печатную продукцию.
Тем не менее, в противовес сложившемуся мнению, следует отметить, что кризис в
российской полиграфии разразился не в одночасье в сентябре 2008 года. Дисбаланс спроса и
предложения на рынке полиграфических работ сформировался задолго до этого момента.
Обострение конкуренции, демпинг, падение рентабельности производства – все это следствие
того, что наращивание производственных мощностей в полиграфии все последнее время
происходило в отрыве от представления о реальном состоянии рынка печатной продукции и
перспективе его развития. А о кризисе в полиграфии заговорили в профессиональных кругах
только осенью, когда он резко ударил по издательской сфере и соответственно по
производству печатной продукции.
В книжном производстве кризис стал результатом длительной стагнации рынка,
чрезмерного кредитования издательских проектов и товаропроводящей сети; в газетно-
журнальном секторе – результатом обвала раздутых рекламных бюджетов. Естественно, это
сразу ударило по полиграфическому производству – по многочисленным предприятиям,
которые специализировались исключительно на выпуске рекламной и другой пред-
ставительской печатной продукции. В меньшей степени кризисные явления затронули сектор
изготовления печатной продукции производственно-технического назначения (этикетки,
упаковка, бланки и т.п.). Более или менее стабильную загрузку этим типографиям обеспечили
некоторые обрабатывающие отрасли (пищевая, включая производство напитков и табака,
фармацевтическая и др.), где снижение объемов производства на пике кризиса оказалась в
пределах 4% и уже начиная с марта 2009г. сформировалась положительная динамика.
Если внимательно посмотреть на основные показатели отрасли, то будет заметно, что
спад темпов роста производства печатной продукции в полиграфии начался гораздо раньше, а
в июне-июле 2008 года стал уже очевиден (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
Индексы производства по экономической деятельности:
целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая
деятельность
(1991г.= 100%)
Годы 1992 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2008
к
2009 2009
к
% 88,0 62,7 81,2 99,8 104,9 108,7 116,3 126,9 127,9 100,8 90,6 75,6
Рис. 1
Динамика в это время еще была положительной, но уже последовательно падала. В
подтверждение сказанному выступают так называемые «индексы предпринимательской
уверенности», рассчитываемые путем опроса участников рынка полиграфических работ (в
виде анкетирования), который проводился ежеквартально.
Если исходить из модели, применяемой Росстатом, имея в виду такой показатель как
тренд-динамику промышленного производства, то выпуск печатной продукции в полиграфии
все первое полугодие 2009 года характеризовался на графике абсолютно горизонтальной
линией. Как принято говорить в современной публицистике, в настоящее время
полиграфическое производство «лежит на дне», но, что обнадеживает – «еще не начало
копать». И, как следует из наблюдений во втором полугодии, ожидаемого всплытия
производства тренд пока не показал.
Реальность этого вывода подтверждается и другими индикаторами. Результаты мони-
торинга (Аналитический центр полиграфии АЦП «Терра Принт»), проведенного по итогам
работы полиграфических предприятий в первом полугодии с.г., показывает, что у 20%
типографий по сравнению с аналогичным периодом 2008 года загрузка упала более чем в 2
раза, у 40% – в пределах 10-15%, а у остальных составила промежуточные величины. При этом
масштабы предприятий не имеют значения: в перечне обследуемых типографий, как более или
менее пострадавших в кризисной ситуации, присутствуют как предприятия малого бизнеса, так
и крупные полиграфические комбинаты.
Эксперты отмечают, что в последнее десятилетие отечественный полиграфический
сектор бурно развивался, показывая завидные темпы ежегодного роста. В 2008 году, по
данным Роспечати, рынок полиграфических работ в России вырос до 7,5 млрд. долл. США.
Интенсивное развитие полиграфического производства по выпуску высококачественной
печатной продукции в России происходило, прежде всего, благодаря быстрому росту
рекламного рынка в печатных СМИ и развитию отечественного рынка упаковки и этикетки.
Оказало влияние и отсутствие ограничений для иностранных компаний на владение
российскими периодическими изданиями.
С конца 2008 года отечественная полиграфия находится в состоянии тревожной
неопределенности.
Кризис разбалансировал ранее сложившиеся связи на рынке 9 полиграфических работ: падение тиражей и рекламных бюджетов и, как следствие, избыток
производственных мощностей заставляют всех участников вести жесткую борьбу за удержание
заказов. Если производители печатной упаковки испытывают затруднения, связанные в
основном с ценовым прессингом со стороны заказчиков, то типографии, работающие в
сегменте производства высококачественной рекламной продукции, потеряли от 40 до 70%
заказов по сравнению с уровнем 2008 года.
Тяжелее всего приходится предприятиям, выполняющим заказы на печать рекламной и
представительской продукции небольшими и средними тиражами. Крупные типографии
переживают кризис несколько легче, здесь сказывается «фактор масштаба» и специфика
работы по объемным долгосрочным контрактам.
В условиях создавшейся экономической ситуации на рынке полиграфических работ все
действующие бизнес-структуры для обеспечения своей эффективной работы были вынуждены
вырабатывать и применять неординарные меры, связанные с оптимизацией своего
производства. Среди них: сокращение персонала (как производственного, так и
управленческого состава), поиск новых поставщиков более дешевых расходных материалов,
сокращение заработной платы персонала, предоставление скидок клиентам и работа на уровне
«точки безубыточности», активный поиск новых заказчиков, сокращение всех
непроизводственных затрат и ремонтных работ.
Следует подчеркнуть, что хотя сокращение персонала всех уровней в течение 2009 года
коснулось почти половины типографий, массовых увольнений в целом отрасли удалось
избежать. Характерно и то, что масштабный переход типографий на более дешевые сорта
бумаги и расходных материалов (что, естественно, не могло не сказаться на качестве печатной
продукции) издательско-полиграфический комплекс в целом воспринял терпимо.
К сожалению, в полиграфии среди «антикризисных» мер широкое распространение
получили нецивилизованные элементы ценовой конкуренции – демпинг. В результате си-
туация еще более обострилась. Проведенный мониторинг показал, что без прибыли готовы
работать 35% опрошенных типографий, преследуя цели сохранения загрузки произ-
водственных мощностей и рабочих мест.
Эксперты отмечают, что «Борьба за удержание заказов ожесточается. Практически в
этих условиях заказчик может выдвигать любые свои требования. Типографии идут на
серьезное снижение стоимости выполняемых работ, многие контракты заключаются по
значительно более низким расценкам, чем уже сложившимся ранее. Использование демпинга в
настоящих условиях может стать причиной «деградации» современной полиграфии,
высокотехнологическое производство не может развиваться в условиях отсутствия
инвестиционной составляющей. При сохранении этой тенденции в течение длительного
периода российская полиграфия может потерять достигнутые конкурентные преимущества».
На основании выполненного исследования, которое представлено в данной работе,
серии проведенных мониторингов в отрасли, анализа публикаций и материалов, состоявшихся
мероприятий различной направленности и масштаба (семинары, форумы, конференции и п.т.)
можно сделать вывод, что в условиях кризиса падение уровня производства в
полиграфической промышленности страны в 2009 году пока не столь катастрофично, сколь
можно было ожидать в начале года. Но, тем не менее, на конец 2009 года Росстат отмечает
падение производства в издательско-полиграфическом комплексе страны на 25% как
значительное и констатирует, что кризис ударил по полиграфии значительно сильнее, чем по
другим обрабатывающим отраслям российской экономики.__
Перспектива развития
Социально-экономические преобразования, происходящие в настоящее время, оказали существенное влияние на изменение информационного пространства, издательский рынок и структуру полиграфической промышленности.
В то время как многие бывшие советские крупнейшие издательства резко сократили выпуск печатной продукции и понесли значительные кадровые потери, появилось множество различных коммерческих негосударственных издательств и рекламно-издательских агентств, которые сумели «вписаться» в новые, рыночные условия, кардинально изменили издательский процесс, систему распространения продукции и заняли доминирующее положение на полиграфическом рынке.
Новые тенденции, связанные, прежде всего, с децентрализацией выпуска печатной продукции, уменьшением средней тиражности, ростом номенклатуры выпуска и проблемами распространения и сбыта, породили необходимость структурной перестройки полиграфической промышленности в части создания более мелких, главным образом, частных производств, которые смогут выдержать новые условия конкуренции по качеству продукции, номенклатуре услуг и срокам изготовления. В 1999 г. объем выпуска печатной продукции в Российской Федерации составил 42 млрд. листов-оттисков, а объем потребляемой бумаги — 833 тыс. тонн. В полиграфической сфере деятельности насчитываются более 5,5 тыс. типографий разного масштаба, из которых 4,4 тыс. — негосударственные. В их числе 65% — это небольшие производства с числом занятых менее 20 человек. А всего в этой части полиграфии уже занято более 65 тыс. работающих.
В России с ее традиционно-емким потенциальным рынком потребления печатной продукции полиграфический бизнес является весьма эффективной сферой предпринимательской деятельности. Это подтверждается как отечественным опытом, так и опытом большинства зарубежных стран, в которых полиграфия также занимает ведущие позиции по объему оборота и уровню дохода.
Дальнейшее развитие отрасли пойдет по пути увеличения удельного веса полиграфических производств негосударственного сектора. В отличие от государственных полиграфических предприятий, которые, в основном, имеют основные производственные фонды со сроком службы значительно превышающим установленный, частные фирмы, начинающие с нуля, сумели найти выгодную рыночную нишу и, постепенно расширяясь, вышли на высокий технологический уровень. Большинство известных российских частных фирм заняты производством многокрасочной листовой рекламно-коммерческой продукции, известных журналов, этикеток, печатной упаковки, многокрасочных газет. По сравнению с государственными и приватизированными предприятиями их будущее представляется более оптимистическим.
Можно перечислить некоторые перспективные рынки полиграфических работ:
журнальная продукция повышенного качества массового и избирательного спроса;
газетная многокрасочная продукция;
картонная и гибкая упаковка обычного и повышенного качества со средствами защиты от подделок;
элитная продукция потребительского назначения (календари, журналы и т. д.);
каталоги для массового и избирательного распространения;
многокрасочные этикетки;
листовая представительская продукция повышенного качества.
Особый класс продукции производственно-технического назначения, имеющий хорошие и постоянные перспективы, — элитная продукция. Это реклама и каталоги для адресного распространения, элитная этикетка и представительская продукция. Ясно, что изменения в структуре выпуска печатной продукции и расширение рынка полиграфических работ требует значительных капиталовложений. В первую очередь речь идет о листовых многокрасочных офсетных машинах половинного формата с секциями лакирования и сушки; о рулонных многокрасочных офсетных машинах для печатания многополосных газет; об узко рулонных многокрасочных машинах флексографической печати с высекательными, лакировательными и сушительными устройствами; о машинах цифровой печати для производства микро тиражей. Потребность в этом оборудовании исчисляется десятками и сотнями установок. Предположительный объем инвестиций в печатное и послепечатное оборудование на ближайшие 10 лет может составить до 1 млрд. долларов США.
Российский рынок представляет богатые возможности для реализации интересных проектов, как начинающим бизнесменам, так и поставщикам оборудования и потенциальным инвесторам.
Новые рынки полиграфии.
Полиграфия испытывает большие потрясения, начало которым было положено не так и давно: одно или пару десятилетий назад. При этом наибольшие из них падают как раз на последнее десятилетие. До сих пор всё было относительно ясно и спокойно. Существовала устоявшаяся веками технология печати книг, журналов, газет, брошюр, плакатов, бланков и другой печатной продукции.
Благодаря развитию компьютерных технологий, мощного и разнообразного программного обеспечения издательских и полиграфических процессов, развитию автоматизации производства, технических наук современная полиграфическая промышленность коренным образом изменилась.
Конечно, изменения не происходят одномоментно, ведь сохраняются какие-то традиции, технологии, оборудование, материалы, которые не исчезнут в мгновение ока, а еще долго будут сосуществовать с упорно прокладывающим себе дорогу новым. Но, если говорить о том, к чему надо стремиться, то здесь двух мнений быть не может: нужно внимательно следить за этим появляющимся новым, анализировать его со всех сторон и принимать оптимальное решение, ориентированное на будущее развитие.
Говоря о направлениях и перспективах развития современной полиграфии, нельзя упускать из внимания и такое обстоятельство. Человечество вступает в эру информационного общества.
Массовая компьютеризация жизни людей, появление глобальных информационных сетей типа Интернета, многое другое приводит к тому, что реальностью становятся многие задачи, о решении которых еще недавно нельзя было и мечтать. Это открывает такие перспективы развития общества, которые изменяют его коренным образом. Изменяется человек, изменяются и его интересы, его мировоззрение, наконец, его потребности, изменения которых стимулируются новыми информационными, а вслед за ними и полиграфическими технологиями.
В результате появились совершенно новые типы изданий — мультимедийные издания, в которых участвуют не только бумага и краски, но и новые носители, среди которых можно назвать CD-ROM, видео- и аудио-носители информации, анимации, и кто знает, что ожидает нас в течение ближайших 5 — 10 лет.
Происходящая в мире глобализация полиграфического производства обязана своему появлению развитию глобальных сетей типа Интернет, через которые мгновенно можно на любое расстояние передать любую информацию. В этом просто можно убедиться на бытовом уровне, передавая сообщение по электронной почте или пользуясь Интернетом. Сетевые технологии являются благодатной основой для передачи в любую точку Земли содержания журнала, газеты, книги, чтобы можно было бы отпечатать их на месте доставки. А электронная коммерция, называемая E-Commerce? Она открывает колоссальные возможности для общения людей на глобальном уровне, и этим уже пользуются на Западе многие типографии и издательства. При этом надо иметь в виду, что сетевые технологии находятся на самом начальном уровне своего развития, и впереди нас ожидает много интересного и неожиданного.
Изменяются и рынки полиграфии. Развитие человека и предоставляемые ему современной полиграфией технические возможности приводят не только к появлению мультимедийных изданий, но и к сокращению тиражей обычных книг и журналов, однако, при увеличении количества их названий. Человек ожидает от полиграфиста повышения качества издания, увеличения красочности, издания во все более сокращающиеся сроки, расширения ассортимента изданий. И полиграфия, мобилизуя свои возможности, решает и будет в дальнейшем решать задачи по удовлетворению этих требований.
В результате такого развития появились технологии печати книг по требованию, выпуск рекламной и информационной полиграфической продукции в виде плакатов не просто больших, но огромных, размеров и многое другое.
Технические средства полиграфической промышленности обеспечивают решение задач по удовлетворению потребностей читателя на самом современном уровне. Для подтверждения этого факта достаточно привести примеры создания и развития таких технологий как вывод информации из компьютеров или из компьютерных банков данных прямо на печатную форму, в печатную машину или же просто на бумагу. Эти технологии получили уже название CtP (Computer-to-Plate, Computer-to-Print, Computer-to-Paper). Как мы видим из их самих названий, в этих технологиях исключаются обычные ранее в полиграфии процессы, выполняемые на фотопленке, т.е. необходимость в изготовлении негативов или диапозитивов (фотоформ), пригодных для копирования печатных форм. Хотя не теряют своего значения системы вывода информации из компьютера на фотопленку CtF (Computer-to-Film), в которых специальные построчные записывающие устройства пришли на смену репродукционному фотоаппарату.
Только недавно появились сканеры, как эволюция уже снова идет в направлении их замены неудержимо развивающимися цифровыми фотоаппаратами.
На смену, или пока еще в дополнение к классическим способам печати пришла цифровая печать, имеющая свои особенности, свои области применения и, заполняющая свои собственные рынки.
Но и этим не исчерпывается уровень развития новых технологий. Уже появились технологии вывода информации из компьютера на что угодно (для различных способов печати) — на флексографскую или трафаретную печатную форму, на форму глубокой печати, да мало ли еще на что. Главным здесь является запись изображения построчно световым или лазерным лучом, лазерным диодом. При этом изображение переносится не все сразу, а по строкам с определенным числом линий на дюйм или сантиметр.
Вот такова общая картина совершенствования или, точнее, нового развития современной полиграфической промышленности, которая стала важной составной частью информационных технологий, ибо в наш век полиграфия, как никогда близко связана с информацией, ее обеспечением, обработкой и быстрой доставкой потребителю.
В последующем, не делая особого акцента на глобальных проблемах развития полиграфии, мы рассмотрим те развивающиеся особенно интенсивно информационные технологии, которые являются основой для создания и упрочения новых рынков полиграфической продукции.