Понятие информационных технологий
Под информационной технологией (ИТ) понимают процесс, состоящий из четко определенных правил выполнения операций над данными и использующий совокупность средств и методов сбора, накопления обработки и передачи данных для получения нового информационного продукта и решения управленческих задач.
Этапы развития ИТ
Период | Поколение ЭВМ | Решаемые задачи | Тип ИТ |
Конец 1950-х – начало 1960-х гг. | I, II | Решение с использованием ЭВМ наиболее трудоемких задач бухгалтерского учета, оптимизационных задач | Частичная электронная обработка данных |
1960-е гг. – начало 1970-х гг. | II, III | Электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочной информации, выдача машинограмм на бумажных носителях | Электронная обработка данных |
1970-е гг. | III | Комплексная обработка информации на всех этапах управления деятельностью предприятия, переход к разработке автоматизированных систем управления (АСУ) | Централизованная автоматизированная обработка информации на вычислительных центрах (ВЦ) |
1980-е гг. | IV | Развитие АСУ предприятиями (АСУП), АСУ технологическими процессами (АСУТП), отраслевых АСУ (ОАСУ). Частичная децентрализация обработки данных, решение задач в многопользовательском режиме. | Реализация ИТ на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ. Удаленный доступ к массивам данных и обработка информации на базе суперЭВМ. |
С конца 1980-х гг. | V | Комплексное решение экономических задач; широкий спектр приложений; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя с вычислительной техникой. | Новая информационная технология (НИТ)– предполагает сочетание вычислительной техники, средств связи и оргтехники для информационного обеспечения процесса управления в режиме реального времени |
АИТ можно также классифицировать по обслуживаемым предметным областям: бухгалтерский учет, банковская, налоговая, страховая и другие сферы деятельности.
Вместе с тем существует существуют другие классификационные признаки информационных технологий:
§ функциональная ориентация технологии;
§ предметная ориентация технологии;
§ проблемная ориентация технологии.
Функционально-ориентированные информационные технологии предназначены для реализации одной из типовых относительно автономных задач обработки информации. Такие технологии могут обладать довольно высокой степенью универсальности и быть доступными для разработки и воспроизводства при минимальном участии будущего потребителя.
В соответствии с выбранной классификацией к функционально-ориентированным информационным технологиям относятся:
· математические вычисления;
· аналитические и символьные преобразования;
· математическое моделирование;
· алгоритмизация;
· программирование;
· обработка текстовой информации;
· обработка табличной информации;
· деловая графика;
· машинная графика;
· обработка изображений;
· обработка сигналов;
· передача и распределение информации и др.
Предметно-ориентированые информационные технологии предназначены для решения конкретной специфической задачи в конкретной области. Они максимальным образом удовлетворяют частным требованиям данного применения и могут обладать наименьшей степенью универсальности. Как правило, их появление невозможно без участия будущего пользователя.
Примерами предметно-ориентированных информационных технологий могут служить технологии для:
· медицинских систем;
· общего и специального профессионального обучения;
· страховых, финансовых и банковских систем;
· средств массовой информации;
· средств социальной реабилитации;
· игровых и развлекательных систем;
· применений в быту.
Однако часто удается обобщить требования со стороны ряда конкретных приложений и выделить некоторые типовые прикладные проблемы. Отсюда возникает понятие проблемно-ориентированной информационной технологии, которая занимает в определенной степени промежуточное положение между функционально-ориентированной и предметно-ориентированной технологией. Потенциальные пользователи такой технологии могут принять участие в ее разработке только на начальной стадии обобщения и типизации конкретных задач или конечной стадии - при разработке некоторых специализированных дополнений. Это позволяет основную часть технологии создавать автономно от пользователя и применять унифицированные технические решения.
Проблемно-ориентированные технологии базируются на использовании:
· информационно-поисковых систем;
· баз данных и баз знаний;
· экспертных систем;
· систем автоматизации научных исследований;
· систем автоматизированного проектирования;
· систем автоматизации профессионального труда;
· систем автоматизации производства;
· обучающих систем;
· настольно-издательских систем;
· систем для перевода с одного языка на другой;
· телеконференций и др.
В зависимости от поставленных целей возможно использование и других критериев классификации. Например, по типу применяемых ЭВМ, программных средств, средств передачи данных.
По степени охватаАИТ задач управлениявыделяют электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач, и автоматизацию управленческой деятельности. Во втором случае вычислительные средства, включая суперЭВМ и ПЭВМ, используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. К этой же группе могут быть отнесены АИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственной практики.
Совокупность средств и методов реализации информационных технологий принято называть информационной системой (ИС).
Информационная система - это совокупность различных средств и методов, предназначенных для сбора, подготовки, хранения, обработки и выдачи информации в интересах пользователя.
Автоматизированные ИС, функционирующие на основе ЭВМ и других технических средств, предполагают автоматизацию целого ряда информационных процедур. Эти ИС обладают широкими функциональными возможностями и способны хранить и обрабатывать очень большие массивы информации. Носителями информации являются запоминающие устройства ЭВМ.
Под автоматизированной информационной системой (АИС) понимают информационную систему, в которой информационный процесс автоматизирован за счет применения специальных методов обработки данных, использующих комплекс вычислительных, коммуникационных и других технических средств для получения результатной информации в интересах пользователя.
В состав АИС, как правило, входят:
· комплекс технических средств, функционирующих в системе (технические средства одной ЭВМ или сети ЭВМ с периферийными устройствами и оборудованием передачи данных);
· программное обеспечение системы, в состав которого входят программы, реализующие все алгоритмы функционирования системы;
· алгоритмы функционирования системы, т.е. алгоритмы всех процедур по созданию, ведению и обработке информационных массивов;
· языковые средства и правила, используемые для сбора и подготовки информации к вводу в ЭВМ, для работы пользователя с системой и для представления выдаваемой информации;
· информационный фонд системы, т.е. совокупность всех данных (нормативно-справочных, входных, промежуточных, выходных), циркулирующих в АИС;
· способы и методы организации информационных массивов и всех процессов обработки информации в системе;
· персонал, обслуживающий АИС.
Классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций.
По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.
По территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, АИС области, АИС республики, округа, города, района и т.д.
По характеру обрабатываемой информации АИС делятся на документальные и фактографические.
Документальные АИС системы предназначены для хранения и поиска текстовых документов (книг, статей, патентов, законодательных и нормативных актов и др.), т.е. обрабатывают неструктурированную информацию.
Правовое обеспечение
Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании, внедрении и функционировании информационной системы.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
Правовое обеспечение АИС включает:
· статус информационной системы;
· совокупность нормативных актов, устанавливающих и закрепляющих договорные отношения разработчика и заказчика в процессе создания и функционирования системы;
· права, обязанности и ответственность персонала и др.