Методические рекомендации по составлению тестов
ТЕСТ - пробное задание, исследование, испытание. Для составления тестов необходимо найти информацию из разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и подобрать задания, отражающие основные моменты по заданной теме.
Тест создается индивидуально.
Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.
Выполненную работу сдать к указанному сроку.
Планирование деятельности по составлению тестов.
1. Определить, с какой целью составляется тест.
2. Просмотреть и изучить материал по теме в различных источниках (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература).
3. Просмотреть и выбрать форму теста.
4. Определить количество вопросов в тесте.
5. Составить вопросы и подобрать варианты ответов.
6. Продумать критерии оценивания.
7. Написать инструкцию к выполнению теста.
8. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.
9. Проанализировать составленный тест согласно критериям оценивания.
10. Оформить готовый тест.
11. Оформить бланк ответов к тесту.
Формы тестовых заданий
1. - задания закрытой формы, в которых выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания;
2. - задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа;
3. - задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств;
4. - задания па установление правильной последовательности, в которых требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании.
Общие рекомендации к составлению тестов
· не следует прибегать к формулированию задания на воспроизведение, если вместо него может быть предложена качественная или количественная задача;
· не следует стремиться к только словесному формированию вопросов. При использовании рисунков, схем, графиков и др. значительно сокращается текст вопроса и в то же время повышается выразительность задачи;
· предпочитайте в формулировках не констатацию фактов, а выявление причинно-следственных связей;
· прибегайте к формулировкам, побуждающим к систематизации и классификации явлений;
· изыскивайте возможность формулировки задания, направленного на установление общности и различия в явлениях;
· избегайте однообразных формулировок;
· чаще ставьте проблемы, помогающие решать задачи, с которыми приходиться сталкиваться в каждодневной работе.
Требования при составлении теста:
1) Строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся (соответствие содержанию и объему полученной ими информации).
2) Простота (задание должно требовать от испытуемого решения только одного вопроса).
3) Однозначность задания (формулировка вопроса должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, способы и индексация обозначений, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятны всеми учащимися).
4) Предпочтительнее подробный вопрос (задание) и лаконичные ответы.
5)Идентичность всех ответов по форме, содержанию, объему, количеству представленных позиций.
6) Оптимальное количество вариантов ответа — четыре-пять.
7) Грамматическое и логическое соответствие ответов вопросу (заданию).
8) Совершенно неприемлемы абсурдные, очевидно неправильные ответы.
9) Обучающая функция теста возрастает, если необходимо отметить неправильный или негативный ответ, а также в случае, когда все ответы правильные, но один предпочтительнее по тем или иным критериям.
Структура теста
Объем работы: 6-8 листов; нумерация страниц - снизу, справа;
1 лист – титульный ;
2 - 7 лист – содержание теста;
8 лист – список используемой литературы
Отметка: зачет / незачет
Критерии оценивания: ²зачет² выставляется, если:
- содержание теста соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению;
- основные требования к оформлению теста соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно составлены вопросы (задания), имеются упущения в оформлении;
²зачет² не выставляется, если:
- вопросы или задания теста не соответствуют заданной теме, обнаруживается существенное непонимание проблемы;
- тест обучающимся не представлен.