Вопрос. Методика проведения наблюдений и опытов на уроках технологии
Наблюдение – целенаправленное восприятие; одно из средств обучения. Цель наблюдения – накопление знания фактов, образование первоначальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
Наблюдения предусматривают не только восприятие, но и переработку информации с помощью мыслительных операций, таких как сравнение, анализ, обобщение.
К моменту поступления в школу дети имеют некоторые представления о том, какие бывают нитки и ткани. Где и как они используются человеком, какую пользу приносят. Как правило, эти представления отрывочные, неполные, не приведенные в систему. Пополнение и систематизация знаний о текстильных материалах, их основных свойствах и способах обработки помогает детям распознавать эти материалы, правильно ими пользоваться и грамотно по назначению применять и обрабатывать.
На этапе открытия нового знания в современном уроке предпочтение отдается проблемному методу обучения, особенно при определении свойств изучаемых материалов (во время наблюдений и опытов) для поиска возможных и рациональных способов реализации творческих замыслов.
Самостоятельность открытия обеспечивается проведением небольших опытов под руководством учителя. После чего обсуждаются и практически пробуются возможные способы усовершенствования конструкции изделий, решаются конструкторские и технологические задачи. Такая работа является основой для развития творческих способностей учащихся.
Например, при изучении текстильных материалов и их свойства изучаются и сравниваются с известными детям материалами – бумагой и картоном. Для того, чтобы эффективно работать с тканью можно воспользоваться имеющимися технологическими знаниями и практическими умениями по бумаге и картону
Классификации наблюдений
Основания классификации | Виды наблюдений |
По объектам исследования | · наблюдение явлений; · исследование конструкции предметов; · за работой машин и механизмов;
|
По роли в учебном процессе: | · наблюдения предварительного характера, на результаты которых можно опираться при изучении нового материала; · наблюдения иллюстративного порядка, в процессе изучения нового материала с целью подтверждения положений и их иллюстраций; · наблюдения исследовательского характера, зависимость технологий от свойств материалов; · наблюдения иллюстративного порядка, после изучения нового материала. |
По месту проведения | · наблюдения в природе; · в лабораторных условиях; · на производстве. |
По форме | · групповые; · индивидуальные; |
Задание №3. Сравнить бумагу и ткань.
Предварительная подготовка
Урок–исследование
Тема: Сравнение ткани и бумаги по основным свойствам
Цель: Изучить свойства ткани через сравнение со свойствами бумаги и картона
Задачи:обучающие – познакомить со свойствами ткани;
развивающие – формировать умение наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы, обобщения; самостоятельность, речь;
воспитательные – воспитывать личностные качества: наблюдательность, умение слушать, аккуратность, активность, культура труда.
Оборудование:
для учителя:подготовить одинаковые по величине полоски бумаги и ткани;
для ученика: баночки с водой, фломастеры, акварель или гуашь, цветные карандаши, ножницы, резаки
Проблема урока.Каковы свойства ткани? Каковы способы обработки ткани?
Введение в проблему. Практическая работа.
Учащимся предлагается рассмотреть ткань и бумагу, определить материал (спрашивать только об известных материалах), сказать, кто их создал (природа или человек). Далее по очереди выполняют опыты с бумагой, картоном и тканью.
Задания на сравнение бумаги и ткани:
1. Рассмотреть, подержать в руках полоски бумаги и ткани. Сравнить бумагу и ткань по толщине. Вывод:
2. Растянуть по краю и рассмотреть полоски бумаги и ткани. Сравнить строение бумаги и ткани. Чем волокна бумаги отличаются от волокон ткани? Вывод:
3. Растянуть полоски бумаги и ткани в долевом и поперечном направлениях и сравнить. Вывод:
4. Какими инструментами пользуются при ручной обработке бумаги и ткани: Вывод:
5. Какими способами можно соединить детали из бумаги? Вывод:
6. Какими способами можно соединить детали из ткани? Вывод:
7. Чем отличается окрашивание бумаги и ткани? Вывод:
8. Разорвать полоски бумаги и ткани. Вывод:
9. Согнуть и сложить полоски бумаги и ткани, прогладить линию сгиба. Как линию сгиба сохранить на ткани? Вывод:
10. Смочить полоски бумаги и ткани и попробовать разорвать их. Вывод: