Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС)

Однолучевой ДИСС

ДИСС – это автономное РНС, устанавливается, как правило, на бомбардировщиках и транспортных самолетах.

ДИСС – представляет собой РЛС, предназначенную для автоматического непрерывного измерения модуля путевой скорости (W), составляющих вектора скорости и угла сноса (a).

Из­ме­рен­ные ДИСС па­ра­мет­ры ис­поль­зу­ют­ся для оп­ре­де­ле­ния ме­сто­по­ло­же­ния ЛА ме­то­дом счис­ле­ния пу­ти.

Принцип работы ДИСС основан на использовании эффекта Доплера.

Примечание:сущность эффекта Доплера заключается в следующем: если источник и приемник колебаний подвиж­ны относительно друг друга, то частота принятых колебаний бу­дет отличаться от частоты источника. Это отклонение частоты называется доплеровской частотой.

Простейшим является однолучевой ДИСС.

На рис. 2 показан самолет, совершающий горизонтальный полет, измеритель которого формирует узкий луч ДНА Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru .

 
 
 
Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru

Рис. 2. Пространственная картина для пояснения

принципа определения путевой скорости и угла

сноса однолучевым ДИСС

На рис. 2: Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru - вектор истиной воздушной скорости (совпадает с направлением продольной оси самолета);

Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru - вектор путевой скорости;

Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru - вектор скорости воздушных масс;

Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru - величина луча ДНА, сформированного ДИСС, в конкретный момент времени;

Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru - проекция путевой скорости самолета на направление радиолуча;

Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru - угол сноса (угол между векторами Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru и Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru ).

Узкий луч ДНА измерителя образует:

- с го­ризонтальной плоскостью угол Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru ;

- с вектором путевой скорости - угол Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru ;

- верти­кальная плоскость, в которой расположен луч, составляет с продольной осью самолета угол Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru .

Однолучевые ДИСС явились прообразом современных многолучевых измерителей, хотя сами в настоящий момент не используются. Причиной явилась невозможность обеспечить одновременное измерение с требуемой точностью путевой скорости и угла сноса. Практика показала, что для решения такой задачи измеритель должен располагать как минимум двумя лучами ДНА.

Наиболее распространенными на современном этапе развития технологии стали четырехлучевые ДИСС.

Четырехлучевой ДИСС

При совершении ЛА полета с набором и снижением высоты появляется вертикальная составляю­щая полной скорости, что приводит к появлению ошибки, обусловленной наличием этой составляющей.

Подобная ошибка компенсируется в четырехлучевых ДИСС.

Такие измерители получили широкое распространение, поскольку позволяют обеспечить высокую точность измерения путевой скорости и угла сноса.

В четырехлучевом ДИСС первый и второй лучи (рис. 3) направлены вперед по полету самолета, третий и четвертый - назад. Первый и третий лучи, так же как второй и четвертый, называют диагональными лучами (полусистемами).

Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru

Рис. 3. Расположение лучей четырехлучевого ДИСС

Структурная схема четырехлучевого ДИСС представлена на рис. 4.

Доплеровские частоты по каждому лучу измерителя определяются следующими выражениями:

Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru ; Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru ;

Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru ; Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru

где: Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru - угол между горизонтальной проекцией каждого луча и осью симметрии антенной системы;

Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru - угол между продольной осью самолета и осью симметрии антенны.

Доплеровский сигнал выделяется одновременной обработкой сигналов диагональных лучей:

- для сигналов от первой пары диагональных лучей – доплеровская частота определяется как: Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru ;

- для сигналов от второй пары лучей: Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru .

Выделенные колебания c частотами Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru и Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru подаются на разностный и суммарный частотомеры.

В результате формируются следующие напряжения:

- на выходе разностного частотомера: Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru ,

- на выходе суммарного частотомера: Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru ,

где: k1 и k2 — масштабные коэффициенты пропорциональности.

Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru

Рис. 4. Структурная схема ДИСС

В измерителях с поворотной антенной, напря­жение ир, снимаемое с выхода разностного частотомера, исполь­зуется в качестве сигнала ошибки следящей системы и используется для пово­рота антенны.

После отработки угла сноса (т.е. когда выполнится равенство Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru ) разностное напряжение станет равным нулю (ир=0).

Величина путевой скорости, при Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru , будет определяться по формуле

Доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС) - student2.ru .

В на­стоя­щее вре­мя наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми яв­ля­ют­ся до­п­ле­ров­ские из­ме­ри­те­ли ДИСС-15, ДИСС-32 различных модификаций.

Наши рекомендации