Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния и надежность автомобилей. Методы учета условий эксплуатации
Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режим работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя изменение параметров их технического состояния по схеме: режим работы автомобиля и его элементов – интенсивность изменения параметров технического состояния – реализуемые показатели надежности и работоспособности – ресурсы деталей, агрегатов, автомобилей – периодичность и перечень операций ТО, трудоемкость ТО и ремонта, расход запасных частей и материалов и т.д. В различных условиях эксплуатации реализуемые показатели надежности автомобилей за одинаковую наработку будут различаться, что скажется на показателях эффективности технической эксплуатации.
Объективные и четко фиксируемые условия ‑ которые однозначно действуют на надежность всех автомобилей и, следовательно, на нормативы технической эксплуатации. Они подразделяются на внешние и внутренние. Внешние условия, напр., тип дороги, условия движения, рельеф местности, климатические и сезонные условия и др. Внутренние условия: возраст, типы, марки, модели автомобилей, концентрация автомобилей на предприятии, возраст автомобилей и парка, размер и обустройство АТП и др.
Местные, или субъективные условия ‑ по отношения к конкретному автомобилю или группе автомобилей на каждом предприятии. Например, квалификация персонала, расстояние перевозок, качество ТО и ремонта, качество применяемых запасных частей и материалов, методы хранения автомобилей и др.
Методы учета условий эксплуатации
Автомобили и парки могут работать в различных условиях эксплуатации, которые влияют на показатели надежности и нормативы. Всю цепочку этого влияния от режимов работы автомобиля и агрегатов да показателей надежности и нормативов ТЭА пока не удается описать чисто аналитически. Для этого используют статистические данные, результаты наблюдений, корреляционно-регрессионные зависимости, обобщают имеющийся опыт.
Очевидно, что автомобили, работающие в более тяжелых условиях эксплуатации, потребуют для обеспечения работоспособности больших трудовых и материальных ресурсов, а затраты на ТО и ремонт автомобилей и себестоимость перевозок будут объективно выше.
Практически эти задачи решаются следующим образом.
1. Выявляются факторы, которые могут быть отнесены к объективным и местным, или субъективным.
2. Объективные факторы систематизируются и группируются по степени и механизму влияния на надежность автомобилей и, как следствие, ‑ на затраты по обеспечению их работоспособности.
На автомобильном транспорте принято учитывать следующие объективно действующие факторы:
а) условия эксплуатации, характеризуемые дорожным покрытием Д, рельефом местности Р, условия движения У:
Дорожные покрытия: Д1 – усовершенствованные капитальные (цементобетонные монолитные, железобетонные или армированные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на битумном основании); Д2 – усовершенствованные облегченные (из щебня, гравия и песка, обработанные вяжущими материалами, из холодного асфальтобетона); Д3 – переходные (щебенчатые и гравийные); Д4 – переходные (из грунтов и местных каменных материалов, обработанных вяжущим материалом, мостовые из булыжника); Д5 – низкие (грунт, укрепленный или улучшенный добавками, лежневое и бревенчатое покрытие); Д6 – естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющего твердого покрытия.
Тип рельефа местности: Р1 – равнинный (до 200м); Р2 – слабохолмистый (свыше 200 до 300м); Р3 – холмистый (свыше 300 до 1000м); Р4 – гористый (свыше 1000 до 2000м); Р5 – горный (свыше 2000м).
Условия движения: У1 – за пределами городской зоны (более 50 км от города); У2 – в малых городах (до 100 тыс. жителей); У3 – в больших городах (более 100 тыс. жителей).
б) Тип (легковые, грузовые, автобусы), модификация и класс автомобиля (легковые – по рабочему объему двигателя, грузовые – по грузоподъемности, автобусы – по длине).
в) Природно-климатические условия в соответствии с их районированием и выделением районов с высокой агрессивностью среды.
г) Возраст автомобилей в парке с выделением девяти групп наработок, отнесенный к нормативному ресурсу автомобиля до первого КР Lк.
д) Концентрация автомобилей на предприятии (размер парка, его разнотипность и разномарочность).
3. Каждый учитываемый фактор имеет идентификационные признаки, которые позволяют выделять специфические группы автомобилей, работающих в данных условиях.
4. Вносятся коррективы в нормативны технической эксплуатации.
«Техническая эксплуатация автомобилей»