Требования, предъявляемые к машинам и деталям машин
Целевые задачи раздела детали машин.
Основной задачей проектирования является систематизация методов расчета и проектирования деталей и узлов (сборочные единицы), которые обеспечили бы для заданных условий работы выбор наиболее рациональных материалов, форм размеров, степени точности, качества поверхности, тех. условий изготовления и эксплуатации деталей машин и элементов конструкций.
Конструирование машин – творческий процесс, требующий всестороннего анализа поставленной задачи. Основные особенности этого процесса заключаются в многовариантности решения, необходимости согласования принимаемых решений с общими и специфическими требованиями, предъявляемые к конструкциям, а также с требованиями соответствующих стандартов. Проектирование- это непрерывная цепь компромиссов, которые приходится принимать на всех стадиях создания механизма или машины. Так, например ухудшение любой характеристики машины(скорость, грузоподъемность, надежность и др.) неизбежно вызывает увеличение её стоимости, трудоёмкости изготовления, повышение культуры эксплуатации, что всегда требует компромиссного решения задачи рационального сочетания технологических возможностей и усложнения конструкции при соблюдения экономической целесообразности .Проектируемый механизм должен иметь более высокие технико-экономические показатели по сравнению с существующими.Процесс проектирования базируется на знании существующих конструкций , способов изготовления деталей , учета условий работы проектируемой машины(узлы, детали) .Практически любые механизмы и машины являются продуктом эволюции и в них всегда имеются элементы, детали и узлы, разработанные и опробированные ранее .Соблюдение преемственности является одним из эффективных путей снижения затрат и сокращения сроков создания машины.
Целью проектирования является подготовка тех. документации включающей: совокупность расчётов, графических материалов и пояснения к ним, предназначенных для обоснования и определения параметров конструкции, её производительности, экономической эффективности.
Стадии разработки конструкторской документации и этапы работ установлены стандартом, который обобщает многолетний опыт проектирования машин, накопленный в передовых странах.
Требования, предъявляемые к машинам и деталям машин.
В соответствии с современными тенденциями развития машиностроения к проектируемым машинам предъявляются следующие требования: обеспечить необходимую производительность при высокой надежности, технологичности изготовления, экономичности в изготовлении и эксплуатации; малые габариты, металло- и энергоемкость, совершенство и красоту внешних форм {эстетичность), удобство и безопасность обслуживания (эргономичность).
Надежностью называют свойство изделия выполнять без внеплановых ремонтов определенные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах.
Экономичностьхарактеризуется совокупностью затрат на проектирование, изготовление и эксплуатацию изделия. Экономическая целесообразность обычно определяется существенным повышением производительности или экономией энергоресурсов, либо увеличением универсальности (возможность использования проектируемого механизма в машинах нового поколения). Экономичность достигается за счет снижения материалоемкости, энергоемкости, высокой технологичности изготовления, увеличения кпд при высокой надежности и других факторов.
Технологичность- основа экономичности конструкции. Технологичными называют изделия, обеспечивающие заданные эксплуатационные показатели при наименьших затратах времени, труда, материалов и средств на их создание в конкретных условиях производства. Технологичность достигается выбором наиболее рациональных материалов, форм, способа получения заготовки, требуемой точности изготовления, применением в конструкции стандартных и унифицированных элементов и другими путями.
Работоспособностью называют состояние машин и механизмов, при котором они способны нормально выполнять заданные функции с параметрами, установленными нормативно-технической документацией (технические условия, стандарты и т. п.). Работоспособность характеризуется определенными условиямипо одному или нескольким, из которых производят расчет.
Важнейшие критерии работоспособности: прочность, жесткость, устойчивость, теплостойкость, износостойкость, виброустойчивость, надежность.
Прочность - способность детали сопротивляться разрушению или пластическому деформированию под действием приложенных нагрузок. Разрушение частей машины приводит не только к отказу всей механической системы, но и к несчастным Случаям. Расчеты на прочность ведут: по допускаемым напряжениям: по коэффициентам запаса прочности: ; по вероятности безотказной работы: P(t) > [Р(t)].
Жесткость - способность деталей сопротивляться изменению формы и размеров под нагрузкой. Расчет на жесткость предусматривает ограничение упругих деформаций деталей в пределах, допустимых в конкретных условиях работы (например, качество зацепления зубчатых колес и условия работы подшипников ухудшаются при больших прогибах валов).
Устойчивость- свойство изделия сохранять первоначальную форму равновесия.
Теплостойкость - способность детали работать при высоких температурах. Нагрев деталей вызывается рабочим процессом машин и трением в кинематических парах и может вызвать вредные последствия: понижение прочностных характеристик материала и появление ползучести; изменение физических свойств трущихся поверхностей; ухудшение показателей точности; уменьшение защищающей способности масляных пленок, а следовательно, и увеличение изнашивания деталей; изменение зазоров в сопряженных деталях, которое может привести к заклиниванию и заеданию.
Износостойкость- свойство деталей сопротивляться изнашиванию, т. е. процессу постепенного изменения размеров и формы деталей в результате трения. При этом увеличиваются зазоры в кинематических парах, что, в свою очередь, приводит к нарушению точности, появлению дополнительных динамических нагрузок, уменьшению поперечного сечения, а следовательно, и к уменьшению прочности, снижению кпд, возрастанию шума.
Виброустойчивость - способность конструкции работать в нужном диапазоне режимов без недопустимых колебаний.
Вибрация ухудшает шумовые характеристики механизмов, являющиеся важными экологическими показателями среды обитания человека. Вибрация оказывает и непосредственное влияние на человека, снижая его функциональные возможности и работоспособность.
Надежность,как критерий работоспособности, оценивают вероятностью P(t) сохранения работоспособности в течение заданного срока службы (коэффициент надежности):P(t)=1-n(t)/n, где n(t) - число деталей, отказавших к моменту времени t или концу наработки; n - число деталей, подвергнутым испытаниям. Вероятность безотказной работы сложного изделия равна произведению вероятностей безотказной работы его составляющих.
4. Износостойкость- свойство деталей сопротивляться изнашиванию, т. е. процессу постепенного изменения размеров и формы деталей в результате трения. При этом увеличиваются зазоры в кинематических парах, что, в свою очередь, приводит к нарушению точности, появлению! дополнительных динамических нагрузок, уменьшению поперечного сечения, а следовательно, и к уменьшению прочности, снижению кпд, возрастанию шума. При современном уровне техники 85...90 % машин выходят из строя в результате изнашивания, что вызывает резкое удорожание эксплуатации в связи с необходимостью периодической проверки их со стояния и ремонта. Для многих типов машин затраты на ремонты и техническое обслуживание в связи с изнашиванием значительно превосходят стоимость новой машины.
Расчет деталей на износостойкость заключается либо в определении условий, обеспечивающих жидкостное трение (режим работы, когда соприкасающиеся поверхности разделены достаточным слоем смазки), либо в обеспечении достаточной долговечности их путем назначения для трущихся поверхностей соответствующих допускаемых давлений.
3. Прочность - способность детали сопротивляться разрушению или пластическому деформированию под действием приложенных нагрузок. Прочность является главным критерием работоспособности, так как непрочные детали не могут работать. Разрушение частей машины приводит не только к отказу всей механической системы, но и к несчастным случаям. Расчеты на прочность ведут: по допускаемым напряжениям: ; по коэффициентам запаса прочности: s > [s]; no вероятности безотказной работы:P[t)>[Р(t)].
В большинстве случаев нарушением прочности считают возникновение в детали напряжения, равного предельному ( ). Для обеспечения достаточной прочности (запас прочности) необходимо выполнить условия:
В зависимости от свойств материала и характера нагружения в качестве предельного напряжения принимают предел текучести, предел прочности (при расчете на статическую прочность) или предел выносливости при соответствующем цикле изменения напряжений (при расчете на усталостную прочность - выносливость). Сопротивление усталости значительно понижается при наличии концентраторов напряжений, связанных c конструктивной формой деталей (галтели, канавки, отверстия и т. п.) или с дефектами производства (царапины, трещины и пр.).
В ряде случаев детали работают под нагрузками, вызывающими в поверхностных слоях переменные контактные напряжения , приводящие к усталостному выкрашиванию контактирующих поверхностей. Расчет в этом случае производят из условия выносливости рабочих поверхностей.
Допускаемый коэффициент запаса [s] устанавливают на основе дифференциального метода как произведение частных коэффициентов:[s] =s1s2s3, отражающих: s1, - достоверность формул и определения расчетных нагрузок; s2 - однородность механических свойств материалов; s3 - специфические требования безопасности.
5. Теплостойкость- способность детали работать при высоких температурах. Нагрев вызывает: изменение прочностных св-в материалов(300-400охрупчивание; 100-150ползучесть); изменение физических св-в материалов; изменение защитных св-в масел(вязкость, маслянность); уменьшение зазоров; уменьшение точности.
Чтобы не допустить вредных последствий перегрева на работу машин, выполняют тепловые расчеты и, при необходимости, вносят соответствующие конструктивные изменения, например принудительное охлаждение, увеличение поверхности теплоотдачи и др.
6. Виброустойчивость - способность конструкции работать в нужном диапазоне режимов без недопустимых колебаний.
Вибрация нарушает планируемые конструктором законы движения машин и систем управления, порождает неустойчивость рабочих процессов, может вызвать отказ и полную расстройку всей системы. Из-за вибрации увеличиваются динамические нагрузки в элементах конструкций (кинематические пары, стыки и др.), в результате чего снижается нагрузочная способность деталей, развиваются усталостные трещины. Вибрация может изменить внутреннюю и поверхностную структуру материалов, условия трения и износа на контактирующих поверхностях деталей машин, привести к потерям мощности на возбуждение колебаний (до 36 %), к нагреву деталей и к снижению кпд. Особо опасными являются резонансные колебания.
Вибрация ухудшает шумовые характеристики механизмов, являющиеся важными экологическими показателями среды обитания человека. Вибрация оказывает и непосредственное влияние на человека, снижая его функциональные возможности и работоспособность. Функциональные нарушения могут выражаться в ухудшении зрения, изменении реакции вестибулярного аппарата (нарушение координации движения; возникновение галлюцинаций; быстрая утомляемость и т. п.). Стойкие физиологические изменения называют виброболезнью, которая является одной из опаснейших профессиональных заболеваний.
Основными направлениями работ, обеспечивающими вибропрочность, виброустойчивость, являются: устранение источников колебаний; создание конструкций такой жесткости, при которой будет отсутствовать опасность возникновения резонанса колебаний, и разработка эффективных средств виброзащиты человека-оператора, управляющего высокоскоростными транспортными средствами, технологическими машинами и машинами вибрационного действия, в которых резонансные и вибрационные эффекты позволяют высокоэкономично увеличить производительность труда.
7. Надежность,как критерий работоспособности, оценивают вероятностью P(t) сохранения работоспособности в течение заданного срока службы (коэффициент надежности):
P(t)=1-n(t)/n,где n(1) - число деталей, отказавших к моменту времени t или концу наработки; n - число деталей, подвергнутым испытаниям.
Вероятность безотказной работы сложного изделия равна произведению вероятностей безотказной работы его составляющих.
Надежность изделия может быть достигнута выполнением нижеследующего ряда требований на всех этапах проектирования, производства и эксплуатации: схема изделия должна быть выбрана так, чтобы число ее элементов по возможности было минимальным; надежность каждого элемента должна быть достаточно высокой; расчеты должны наиболее точно отражать действительные условия работы, а качество изготовления - соответствовать намеченному; широкое использование унифицированных и стандартизованных элементов; защита от внешних воздействий (вибрация, высокие температуры, окислительная среда, пыли и т. п.) и эффективная система смазки; расширение допускаемых пределов для параметров, определяющих работоспособность изделий (например, введение упругих муфт, установка предохранительных устройств); конструкция изделий должна обеспечивать легкую доступность к узлам и деталям для осмотра и замены (ремонтопригодность); применение в некоторых случаях параллельного соединения элементов и резервирования.
8. Шпоночные соединения осуществляются с помощью специальной детали - шпонки, закладываемой в пазы соединяемых деталей. Они могут быть подвижными и неподвижными и служат обычно для предотвращения относительного поворота детали, насаживаемой на вал, при передаче крутящего момента.
Достоинства шпоночных соединений - простота и надежность конструкции, легкость сборки, невысокая стоимость. Основной недостаток - снижение нагрузочной способности сопрягаемых деталей из-за ослабления их поперечных сечений пазами и значительной концентрации напряжений в зоне пазов. В машиностроении наиболее часто употребляются шпонки. Типы шпонок: а - клиновые, которые создают напряженное состояние по широким граням шпонки и передают крутящий момент за счет сил трения; б - призматические; в - призматические направляющие врезные с креплением на валу и допускающие перемещение сопряженной детали вдоль оси вала; г - сегментные; д -цилиндрические и конические
Клиновые шпонки вследствие их запрессовки создают натяг в радиальном направлении и могут вызвать перекос детали и нарушение соосности. В настоящее время применяются редко.
Большинство типов шпонок стандартизовано, их размеры назначают в зависимости от диаметра вала d.
Основными критериями работоспособности призматических ненапряженных шпоночных соединений являются прочность шпонки на срез и прочность соединения на смятие.
Прочность призматической шпонки на срез
Прочность соединения на смятие:
где b - ширина шпонки: h - высота; t1 - глубина шпоночного паза вала; lp — расчетная длина шпонки, принимаемая равной длине прямолинейной части шпонки.
Допускаемые напряжения на смятие для неподвижных соединений принимают в зависимости от предела текучести:
где допустимый коэффициент запаса прочности [s] = 1,9...2,3 при постоянной нереверсивной нагрузке; [s] - 2,9...3,5 — при переменной нереверсивной нагрузке; при реверсивной нагрузке значения [s] увеличивают на 30%. При чугунных ступицах = 70...100 МПа. Для подвижных шпоночных соединений в целях предупреждения задира и ограничения износа допускаемые напряжения смятия уменьшают в 3...4 раза. Допускаемые напряжения на срез: = 60...90МПа.
9. Теория винтовой пары. Классификация резьб. Геометр.параметры.