Расчет и выбор посадок с зазором
Разнообразны условия работы подвижных соединений, например, шейка коленчатого вала – вкладыш; поршень – гильза; поршневой палец – втулка шатуна одного и того же двигателя внутреннего сгорания заметно отличаются одно от другого по характеру взаимного перемещения деталей, температурному режиму, способу подвода смазки, направлению действия нагрузки.
В состоянии покоя под действием силы тяжести вал находится в крайнем положении. При вращении силы трения увлекают смазку в узкую клинообразную щель между валом и отверстием.
Под действием возникающего в клине давления при определенном соотношении размеров соединения (частоты вращения, вязкости смазки и давления) вал как бы всплывает, опираясь на масляный клин и несколько смещаясь в сторону вращения.
Рис. 4. Положение вала в соединении вал-подшипник скольжения | Рис. 5. Процесс увеличения зазора во времени |
Соотношение между величинами h и S в подшипниках конечной длины выражается зависимостью
,
где h – толщина масляного слоя в месте наибольшего сближения поверхностей вала и подшипника в рабочем состоянии, м;
S – зазор между валом и подшипником в состоянии покоя, м;
dном – номинальный диаметр соединения, м;
ℓ – длина подшипника, м;
ω – угловая скорость, 1/с;
η – абсолютная вязкость смазочного масла при рабочей температуре, Па·с;
Р – среднее удельное давление в подшипнике, Па, определяемое через нагрузку R, Н, на цапфу из выражения
.
Известно, что если при установившемся движении
h = 0,25 S,
то коэффициент трения получается min, следовательно, и тепловой режим работы подшипника будет наилучшим. Подставив это значение h в формулу, найдем значение наивыгоднейшего зазора, м:
.
Следует учитывать, что в процессе работы изнашиваются поверхности вала и отверстия, в результате чего зазор увеличивается:
t1 – период приработки – зазор быстро нарастает из-за сглаживания шероховатостей, выравнивания погрешностей формы.
t2 – время нормальной работы сопряжения. Зазор в это время нарастает сравнительно медленно, прямо пропорционально времени работы.
t3 – резкое увеличение зазора, нарушается нормальная работа сопряжения, что может привести к аварии. Окончание периода нормальной работы (эксплуатация) сопряжения называется предельно допустимым зазором (Sпред. доп.).
Долговечность соединения может быть увеличена за счет уменьшения начального зазора (Sнач.). Поэтому целесообразно начальный зазор уменьшить на сумму высот шероховатостей вала и отверстия, что обеспечит больший технический ресурс сопряжения.
Учитывая, что в процессе приработки высота шероховатости уменьшается на 0,7 от первоначальной, расчетный зазор, по которому следует выбирать посадку, можно определить из выражения
Sрасч = Sнаивыч – 1,4 (RzD + Rzd).
Чтобы большая часть сопряжений при сборке имела зазор, близкий к расчетному, при выборе стандартной посадки необходимо выдержать условие
Sср.ст. ≈ Sрасч.,
поскольку в этом случае средний зазор в сопряжении будет являться наиболее вероятным. Однако условие выбора посадки должно быть записано так:
Sср.ст. ≤ Sрасч.
Посадку выбирают в первую очередь из числа предпочтительных, помня, что для соединения вал – подшипник скольжения посадки с Smin = 0 применять нельзя.
Выбранную посадку необходимо проверить, исходя из условия обеспечения min слоя смазки при наиболее неблагоприятных условиях. В этом случае
.
Чтобы избежать сухого трения, min толщина масляного слоя должна быть больше суммы высот шероховатостей вала и отверстия
hmin > RzD + Rzd.
Если оба условия выдерживаются, посадка выбрана правильно. Если посадка не удовлетворяет второму условию, нужно выбрать другую посадку и вновь произвести проверку. Только если ни одна из предпочтительных посадок не удовлетворяет обоим условия, следует выбирать посадку из числа рекомендуемых. Шероховатости для сопряжений типа вал – подшипник скольжения имеют оптимальные значения Rz = =1.6 ÷ 6.3 мкм.
Таблица 1
Варианты заданий для расчета посадки с зазором
№ вар. | d | 1 | п | R | Rzr | RzA | Тип масла | t°C | Материал | |
мм | мм | об/мин | кН | MKM | MKM | вала | втул-ки | |||
1,25 | 1,25 | 1,5 | Индуст. 12 | Сталь 30 | Бронза БрОЦС 6-6-3 | |||||
1,25 | 1,25 | 1,5 | - | |||||||
1,30 | 1,30 | 1,5 | - | |||||||
1,30 | 1,30 | 1,5 | Индуст. 20 | |||||||
1,30 | 1,30 | 2,0 | - | |||||||
1,30 | 1,30 | 2,0 | - | |||||||
1,40 | 1,40 | 2,0 | Индуст. 30 | Сталь 35 | Бронза БрАЖ 9-4 | |||||
1,40 | 1,40 | 2,0 | - | |||||||
1,40 | 1,45 | 2,5 | - | |||||||
1,50 | 1,45 | 2,5 | -40 | |||||||
1,50 | 1,50 | 2,5 | - | |||||||
1,50 | 1,50 | 2,5 | - | |||||||
2,00 | 1,60 | 3,0 | Индуст. 50 | Сталь 40 | Латунь ЛАЖМц 66-6-3-2 | |||||
2,00 | 1,60 | 3,0 | - | |||||||
2,00 | 1,65 | 3,0 | - | |||||||
2,00 | 1,65 | 3,0 | Турб.22 | |||||||
3,00 | 1,70 | 3,5 | - | |||||||
4,00 | 1,70 | 3,5 | - | |||||||
5,00 | 1,75 | 3,5 | Турб. 30 | Сталь 45 | Латунь ЛМц 58-2-2 | |||||
6,00 | 1,75 | 3,5 | - | |||||||
8,00 | 1,80 | 4,0 | - | |||||||
10,0 | 1,80 | 4,0 | Турб.46 | |||||||
12,0 | 1,85 | 4,0 | - | |||||||
13,0 | 1,85 | 4,0 | - | |||||||
Продолжение табл. 1 | ||||||||||
15,0 | 1,9 | 3,5 | Турб.57 | Сталь 50 | Бронза БрОЦС 6-6-3 | |||||
17,0 | 1,9 | 3,5 | - | |||||||
18,0 | 2,0 | 3,5 | - | |||||||
19,0 | 2,0 | 4,0 | Моторн. Т | |||||||
20,0 | 2,5 | 4,0 | - | |||||||
21,0 | 2,5 | 4,0 | - | |||||||
1,35 | 1,20 | 1,40 | Индуст. 20 | Сталь 50 | Бронза БрАЖ 9-4 | |||||
1,35 | 1,20 | 1,40 | ||||||||
1,30 | 1,20 | 1,40 | ||||||||
1,30 | 1,30 | 1,80 | - | |||||||
1,25 | 1,30 | 1,80 | - | |||||||
1,25 | 1,30 | 1,80 | - | |||||||
1,50 | 1,30 | 1,80 | Индуст. 50 | Сталь 45 | Бронза БрОЦС 6-6-3 | |||||
1,50 | 1,35 | 1,90 | ||||||||
1,50 | 1,35 | 1,90 | ||||||||
1,40 | 1,35 | 1,90 | - | |||||||
1,40 | 1,40 | 2,00 | - | |||||||
1,40 | 1,40 | 2,00 | - | |||||||
4,00 | 1,50 | 2,5 | Турб. | Сталь 40 | Бронза БрОЦС 6-6-3 | |||||
3,00 | 1,50 | 2,5 | ||||||||
2,00 | 1,50 | 2,5 | - | |||||||
2,00 | 1,60 | 3,0 | - | |||||||
2,00 | 1,60 | 3,0 | - | |||||||
2,00 | 1,60 | 3,0 | - | |||||||
13,0 | 1,70 | 3,0 | Турб. 46 | Сталь 35 | Латунь ЛМцОС 58-2-2-2 | |||||
12,0 | 1,70 | 3,0 | ||||||||
10,0 | 1,70 | 3,0 | - | |||||||
8,00 | 1,80 | 3,5 | - | |||||||
6,00 | 1,80 | 3,5 | - | |||||||
5,00 | 1,80 | 3,5 | - | |||||||
Продолжение табл. 1 | ||||||||||
21,0 | 1,80 | 3,5 | Моторн. Т | Сталь 30 | Латунь ЛМцОС 58-2-2-2 | |||||
20,0 | 1,80 | 3,5 | ||||||||
19,0 | 1,80 | 3,5 | - | |||||||
18,0 | 1,90 | 4,0 | - | |||||||
17,0 | 1,90 | 4,0 | - | |||||||
15,0 | 1,90 | 4,0 | - | |||||||
1,50 | 1,30 | 1,50 | Моторн. Т | Сталь 50 | Латунь ЛМцОС 58-2-2-2 | |||||
1,50 | 1,30 | 1,50 | ||||||||
1,50 | 1,30 | 1,30 | - | |||||||
2,00 | 1,40 | 1,60 | - | |||||||
2,00 | 1,40 | 1,60 | - | |||||||
2,00 | 1,40 | 1,60 | - | |||||||
2,00 | 1,40 | 1,60 | - | |||||||
2,50 | 1,50 | 1,70 | - | |||||||
2,50 | 1,50 | 1,70 | Индуст. 50 | Сталь 30 | Бронза БрАЖ 9-4 | |||||
2,50 | 1,50 | 1,70 | ||||||||
2,50 | 1,60 | 1,80 | ||||||||
2,50 | 1,60 | 1,80 | - | |||||||
3,00 | 1,60 | 1,80 | - | |||||||
3,00 | 1,80 | 1,90 | - | |||||||
3,00 | 1,80 | 2,00 | - | |||||||
1,25 | 1,25 | 1,5 | Индуст. 12 | Сталь 30 | Бронза БрОЦС 6-6-3 | |||||
1,25 | 1,25 | 1,5 | - | |||||||
1,30 | 1,30 | 1,5 | - | |||||||
1,30 | 1,30 | 1,5 | Индуст. 20 | |||||||
1,30 | 1,30 | 2,0 | - | |||||||
1,30 | 1,30 | 2,0 | - | |||||||
1,40 | 1,40 | 2,0 | Индуст. 30 | Сталь 35 | Бронза БрАЖ 9-4 | |||||
1,40 | 1,40 | 2,0 | - | |||||||
1,40 | 1,45 | 2,5 | - | |||||||
1,50 | 1,45 | 2,5 | -40 | |||||||
1,50 | 1,50 | 2,5 | - | |||||||
1,50 | 1,50 | 2,5 | - | |||||||
Окончание табл. 1 | ||||||||||
2,00 | 1,60 | 3,0 | Индуст.50 | Сталь 40 | Латунь ЛАЖМц 66-6-3-2 | |||||
2,00 | 1,60 | 3,0 | - | |||||||
2,00 | 1,65 | 3,0 | - | |||||||
2,00 | 1,65 | 3,0 | Турб.22 | |||||||
3,00 | 1,70 | 3,5 | - | |||||||
4,00 | 1,70 | 3,5 | - | |||||||
5,00 | 1,75 | 3,5 | Турб. | Сталь 45 | Латунь ЛМц 58-2-2 | |||||
6,00 | 1,75 | 3,5 | - | |||||||
8,00 | 1,80 | 4,0 | - | |||||||
10,0 | 1,80 | 4,0 | Турб.46 | |||||||
12,0 | 1,85 | 4,0 | - | |||||||
13,0 | 1,85 | 4,0 | - | |||||||
ПО | 15,0 | 1,9 | 3,5 | Турб.57 | Сталь 50 | Бронза БрОЦС 6-6-3 |
Пример
Подобрать стандартную посадку с зазором при следующих условиях: номинальный диаметр соединения d = 0,045 м; длина подшипника (соединения) ℓ = 0,06 м; ω = 100 рад/c; динамическая вязкость смазочной жидкости ; среднее давление на цапфу ; высота микронеровностей отверстия ; высота микронеровностей .
Решение
1. Определяем значение самого выгодного зазора по формуле
2. Найдем значение расчетного зазора по формуле
.
По ГОСТ 25347-92 подберем посадку, удовлетворяющую условию . Из числа предпочтительных посадок в 7-м квалитете наиболее близка к выполнению условия посадка
Æ 45 , в которой
Средний зазор .
3. Проверим посадку при неблагоприятных условиях, т.е. когда зазор наибольший :
4. Выполняем проверку на достаточность толщины слоя смазки:
что свидетельствует о правильно выбранной посадке.
Величину допуска, величину и знаки основных и предельных отклонений сводим в табл. 2.
Таблица 2
Параметры размера | Отверстие | Вал |
Допуск, мкм | ТД = 25 | Td = 39 |
Основное отклонение, мкм | EJ = 0 | es = - 50 |
Верхнее отклонение, мкм | ES = + 25 | es = - 50 |
Нижнее отклонение, мкм | EJ = 0 | ei = - 89 |
Обозначение посадки Æ 45 .
Предельные размеры вала и отверстия:
Dmax = D+ ES = 45 + 0,025 = 45,025 мкм;
Dmin = D+ EJ = 45 + 0 = 45 мкм;
dmax = d+ es = 45 – 0,050 = 44,950 мкм;
dmin = d+ ei = 45 – 0,089 = 44,911 мкм.
Допуски размеров вала и отверстия:
TD = ES – EJ = 25 – 0 = 25 мкм;
TD = D max – D min = 45,025 – 45 = 0,025 мкм;
Td =es – ei = -50 – (- 89) = 39 мкм;
Td = d max – d min = 44,950 – 44,911 = 0,039 мм.
Величины предельных зазоров:
Smax = D max – dmin = 45,025 – 44,911 = 0,114 мм;
Smax = ES – ei = + 25 – (- 89) = 114 мкм;
Smax = Dmin – dmax= 45 – 44,950 = 0,050 мм;
Smin=EJ – es = 0 – (- 50) = 50 мкм.
Допуск посадки:
TS = Smax – Smin = 114 – 50 = 64 мм;
TS = TD + Td = 25 + 39 = 64 мм;
Характеристика посадки:
посадка Æ 45 с номинальным размером соединения Æ 45 выполнена в системе отверстия, с зазором, комбинированная по квалитетам (отверстие Н7, вал е8).
Выбор средств измерения
Для измерений размеров отверстия и вала требуется выбрать измерительный инструмент. Определяем для этого допустимую погрешность измерений по формуле
± d > ± D lim,
где ± d – допустимая погрешность измерения (прил. 5);
± D lim – предельная погрешность измерения (прил. 6).
Данные по выбору средств измерения сведены в табл. 3.
Таблица 3
Обозначение деталей соединения | Допуск TD(Td) мкм | Допускаемая погрешность измерения ± d, мкм | Предельная погрешность измерения ± D lim, мкм | Измерительные инструменты |
Æ 45Н7 | Нутромер индикаторный (МИ) с ценой деления отсчетного устройства 0,01 мм | |||
Æ 45 е8 | Скоба индикаторная (СИ) с ценой деления 0,01 мм – прибор находится в руках при надежной теплоизоляции |
Схема полей допусков и эскизы соединения в сборе и его деталей с обозначением параметров шероховатостей (прил. 19) даны на рис. 6.
Рис. 6. Поля допусков и посадки в гладком цилиндрическом
соединении с зазором
Контрольные вопросы
1. Какие системы и виды посадок предусмотрены стандартом?
2. Что такое основания и комбинированная посадка?
3. Как подсчитать предельные зазоры (натяги) через предельные размеры и отклонения спрягаемых деталей?
4. Как изменится схема полей допусков соединения при изменении основного отклонения и квалитета вала и отверстия?
5. Дать заключение о годности действительного размера.
6. Что собой представляет и как подсчитать допуск посадки?
7. Изложите правила записи отклонений размеров на чертежах.
8. Изложите правила постановки знаков, нормирующих шероховатость поверхностей на чертежах.