Основные задачи инженерно-технической службы на АТП. Материально-техническая база и ресурсы ИТС АТП

Основные задачи ИТС на АТП

1 Определение технической политики объединений и предприятий по ТЭ ПС; 2. Планирование, организация, управление ТО, ТР и хранение ПС, ресурсное и оперативное корректирование нормативов с учетом условий эксплуатации; 3. Создание, использование и рационализация ПТБ, проведение мер по ее поддержанию; 4. Организация МТС и хранения запчастей, эксплуатационных материалов, технологического оборудования; 5. Разработка мероприятий по экономии всех видов ресурсов, сбор, повторное использование отходов; 6. Комплектация ИТС персоналом, повышение квалификации, улучшение условий труда, материальное стимулирование рабочих; 7. Подготовка предприятий к приему и эффективной эксплуатации а/м новой конструкции, новых эксплуатационных материалов, оборудования, компьютерной и сетевой техники; 8. Обобщение, распространение передового опыта ТЭ; 9. Предъявление требований к службе перевозок, контроль за соблюдением правил ТЭ ПС на линии; 10. Предъявление требований к производителям транспортной техники, качеству эксплуатационных материалов, эксплуатации автомобильных дорого; 11. Модернизация ПС, изготовление некоторых типов специализированного ПС; восстановление и изготовление ограниченной номенклатуры деталей и оборудования; 12. Организация работы предприятия в особых условиях.

Материально-техническая база и ресурсы ИТС АТП

1. Интеллектуальные ресурсы в виде накопленных АТП и его персоналом научно обоснованных и проверенных производством решений, стратегии и тактики обеспечения работоспособности ПС, обобщенных системой ТО и ТР, технологий и принципов управления производства ТО и ТР, нормативов ТЭ и методов их корректирования; 2. производственно-техническая база (здания, сооружения, технические средства для хранения, заправки, ТО и ТР); 3. ПС; 4. материально-технические ресурсы (приобретаемые с учетом норм запчасти, шины, масла и смазки, Ме, топливо, энергия, вода и др.); 5. Финансовые ресурсы (для финансирования кап вложений, приобретения ПС и оборудования, оплаты труда, приобретение эксплуатационных материалов и обеспечение запасов, оплата договоров на выполнение проектных и технологических договоров);. 6. Кадры ИТС, ремонтных и вспомогательных рабочих; 7. Информационное обеспечение ИТС для оперативного управления и организации производства, формирования МТБ, определение ресурсов ИТС

«Техническая эксплуатация автомобилей»

33 Методы принятия инженерных решений при управлении производством: стандартные и нестандартные решения, понятие исследования операции. Процесс принятия решений в нестандартной ситуации.

Методы принятия решений:

1. По способу принятия решений (стандартные и нестандартные); 2. По объему и характеру информации (в условиях определенности, в условиях риска, в условиях неопределенности); 3. По аппарату принятия решений (алгоритмический подход, коллективное мнение специалистов, расчетно-аналитические методы, моделирование процессов, натурный эксперимент и наблюдение).

Стандартные решения принимаются в часто повторяющихся производственных ситуациях. Они содержатся в законах, стандартах, правилах, нормативах и др. действующей документации.

Операция – это конкретное действие, направленное направленных на достижение поставленных целей. К ним относятся как отдельные действия, так и сложные программы. Каждая операция оценивается ее эффективностью, которая зависит от 3 групп факторов (показателей эффективности или целевой функции U (а1, а2,.. аn, x1, x2,.. xn, z1, z2,.. zn)): а) характеризуют условия выполнения операции, которые заданы и не могут быть изменены – климатические условия, дорожные условия; б) элементы решения, которые могут меняться при управлении – режимы ТО, качество ТО и ТР; в) неизвестные условия, влияние которых на эффективность системы мало изучена – погодные условия, загрузка постов и персонала, психофизиологические качества водителя.

При принятии решения в нестандартной ситуации необходимо воспользоваться: 1. сбором инфо и ее анализом, 2. опытом аналогичных предприятий; 3. коллективным мнением специалистов и экспертов; 3. применение специальных инструментальных методов и критериев, основанных на теории игр; 4. использование имитационного моделирования, которое производит производственные ситуации близкие к реальным

«Техническая эксплуатация автомобилей»

34 Организационно-производственная структура ИТС АТП: обобщенная схема структуры ИТС АТП; отделы, цехи, участки и их функции. Методы организации производства ТО и ремонта автомобилей.

Структура: Руководитель предприятия ‑ Руководитель ИТС (гл. инженер) - 1. подразделения оперативного управления производством; 2. ОТК.

(от 1) Производство ТО и ТР: 1. Основное (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, Д-1, Д-2). 2. Вспомогательное (слесарное, электротехническое, ремонт агрегатов…). 3. Обеспечивающее (ОГМ, ОМТС и др.).

Под организационно-производственной структурой ИТС понимается упорядоченная совокупность производственных подразделений (их количество, размер, специализация, взаимосвязь, методы и формы взаимодействия). ИТС располагает производственной базой, ресурсами, производственными подразделениями.

Участки: комплекс тех обслуживания и диагностирования (объединяет ЕО, ТО-1, ТО-2 и диагностирование), комплекс ТР (объединяет подразделения, выполняющие ремонтные работы непосредственно на автомобиле), комплекс рем участков (исполнители, занятые восстановление оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей).

Отделы: 1. Управление ИТС (гл. инженер). 2. Отдел управления производством. 3. Тех. отдел. 4. ОГМ. 5. ОМТС. 6. ОТК.

Методы организации производства ТО и Р автомобилей:

1. Специализированных бригад. Предусматривает формирование производственных подразделений по признаку технологической специализации, видам тех воздействий. Специализация бригад по видам воздействий способствует повышению производительности труда рабочих, повышение навыков и специализации на выполнение закрепленной ограниченной номенклатуры технологических операций. Обеспечивается технологическая однородность каждого участка, создаются предпосылки к эффективному оперативному управлению, упрощается учет и контроль. Недостаток – слабая персональная ответственность.

2. Метод комплексных бригад. Предусматривает формирование производственных подразделений по признаку из предметной специализации, т.е. закрепление за бригадой определенной группы автомобилей. Каждая бригада имеет закрепленные за ней посты ТО и ТР, свое оборудование и инструмент, запас оборотных средств. При этом методе имеются некоторые сложности управления, что объясняется трудностями маневрирования производственными мощностями и мат ресурсами и регулирования загрузки различных исполнителей. Преимущество – бригадная ответственность за качество работ.

3. Агрегатно-участковый метод. Все работы по ТО и Р ПС распределяются по производственным участкам, ответственным за их выполнение. Здесь осуществляется персональная ответственность. Результаты работы оцениваются по средней наработке и по простоям ПС из-за технической неисправности агрегатов, закрепленных за определенным участком.

Работы, закрепленные за участком, осуществляются исполнителями как на постах ТО и ТР, так и в соответствующих цехах и участках. Недостаток – децентрализация производства, приводящая к сложности оперативного управления.

«Техническая эксплуатация автомобилей»

35 Система организации и управления производством ТО и Р а\м

ИТС решает следующие вопросы: 1. определение программы работ. 2. Распределение автомобилей по производственным постам в зависимости от специализации, оснащенности и занятости. 3. Распределение запчастей и материалов. 4. Распределение заданий между рем рабочими и участками.

Максимальная эффективность при организации производства может быть достигнута благодаря системе ЦУП, которая строится по следующим принципам: жесткое распределение административных и оперативных функций между руководящим персоналом и сосредоточение функций оперативного управления в едином центре.

Основные задачи: 1. сбор и обработка информации о состоянии производственных ресурсов и объемах работ; 2. выполнение каждого вида тех воздействия специализированной бригадой; 3. объединение производственных подразделений, выполняющих технологически однородные работы; 4. централизованная подготовка производства; 5. использование средств связи, автоматики и телемеханики, вычислительной техники.

ЦУП возглавляет начальник. Основную оперативную работы выполняет диспетчер производства и его помощник. Численность персонала ЦУП определяется общим объемом управляемых работ. Так же диспетчер ЦУП обеспечивает руководство комплексом подготовки производства, который занимается комплектование ТО, ТР и Д запчастями и мат.

В соответствии с информацией о наличии запасов на складах и имеющемся ремонтом фонде начальник ЦУП планирует задания на ремонт и изготовлении агрегатов, узлов и деталей, в связи с чем комплекс подготовки производства доставляет рем фонд на участки, а отремонтированные – на промежуточные склады.

На предприятии кроме центрального склада организуется пром склад, входящий в состав комплекса подготовки производства, где хранится оборудование, отремонтированное собственными силами и получено с авторемонтных заводов.

Структура ЦУП: начальник ЦУП, непосредственно центр управления производством, отдел оперативного управления, отдел анализа и обработки информации.

В функции входит получение и обработка ремонтных листков, составление и ведение оперативного плана, выдача заданий производственным подразделениям и комплексу подготовки производства, контроль выполнения заданий, получение информации об отклонениях в технологических процессах и т.п.

«Техническая эксплуатация автомобилей»

36 Планирование и учет при производстве ТО и ремонта автомобилей: постановка автомобилей на ТО-1 с Д-1 и т.д.

Планирование производится работниками ЦУП или инженером ПТО по фактическому пробегу, отражаемому в лицевой карточке. Допускается отклонение планируемой периодичности от нормативной на 10%. На основании лицевой карточки, нормативной периодичности и расчетной суточной программы ТО-1 составляется план-отчет ТО, который передается механику КТП или колонны не позднее чем за сутки до постановки а/м на ТО-1, бригадиру участка перед началом смены или дежурному водителю-перегонщику. Механик КТП предупреждает водителя о предстоящем ТО, контролирует выполнение уборочно-моечных работ постановку на пост ожидания, а так же отсутствие включенных противоугонных средств.

В процессе проведения ТО-1 бригадир заполняет карту Д-1 и по окончанию работ делает отметку в плане-отчете ТО. Контролер ОТК производит выборочный контроль качества. Если выявляются неисправности, то данные передаются диспетчеру ЦУП, и после его оперативной корректировку а/м поступает в зону ТР.

На основании лицевой карточки, нормативной периодичности и расчетной суточной программы ТО-2 составляется план-отчет ТО, который передается механику КТП или колонны за трое сутки до постановки автомобиля на ТО-2, в зону Д-2 и мастеру зоны Д-2.

Механик КТП вместе с водителем проводят общий осмотр а/м, заносят внешние проявления неисправностей. Затем это передается в Д-2. Механик хоны заполняет карту и заносит в рем листок выявленные неисправности. Информация передается в ЦУП и в случае не превышения трудоемкости 20% ТО-2 автомобиль через 2 суток эксплуатации поступает на ТО-2. Если выявленный объем работ значителен, то автомобиль предварительно направляется в зону ТР.

Первичный документ – ремонтный листок. В случае дорожного или линейного отказа механик КТП с водителем оформляют рем листок, куда записываются гаражный номер, пробег с начала эксплуатации, дата, записываются внешние признаки неисправности. После прохождения уборочно-моечных работ авто направляется в зону ожидания. Далее дежурный принимает авто к ремонту. Информация передается диспетчеру. В случае, если неисправность однозначна, диспетчер планирует подготовку производства и прохождение автомобилем комплекса ТР в оперативно-производственном плане. Иначе диспетчер оценивает возможность привлечения средств диагностирования и экспертов. Контроль качества осуществляется работниками ОТК.

«Техническая эксплуатация автомобилей»

37 Оперативное управление: сущность процесса управления, формирование диспетчерской и технологической характеристик заявки на ремонт; составление оперативно-производственного плана ремонта автомобилей.

Централизация управления приводит к концентрации управленческой информации о состояния процессов обслуживания и ремонта в едином органе ‑ центре управления производством. В функции входит получение и обработка ремонтных листков, составление и ведение оперативного плана, выдача заданий производственным подразделениям и комплексу подготовки производства, контроль выполнения заданий, получение информации об отклонениях в технологических процессах и т.п. Конечная цель управления ‑ решить имеющиеся в распоряжении технической службы ресурсы таким образом, чтобы количество отремонтированных автомобилей за определенный промежуток времени было максимально возможным.

Учитывая отмеченные выше особенности, необходимая для оперативно-производственного планирования информация должна представляться в виде двух характеристик заявки на технические воздействия ‑ диспетчерской и технологической.

Под диспетчерской характеристикой заявки понимается содержащееся, в ней сочетание работ с указанием планового времени их выполнения.

Под технологической характеристикой заявки понимается совокупность технологических очередностей выполнения отдельных видов работ, содержащихся в диспетчерской характеристике этой заявки.

Задача оперативно-производственного планирования процессов ТО и ремонта заключается в составлении графика поступления автомобилей на специализированные посты производственных зон из общей очереди, а задача оперативно-производственного управления - в обеспечении реализации оперативно-производственного плана и выполнения необходимого в соответствии с целевыми нормативами количества требований при минимизации трудовых и материальных ресурсов. В качестве критерия эффективности оперативно-производственного планирования принимается количество автомобилей, отремонтированных за плановый период. Задача составления оперативно-производственного плана ремонтов состоит в том, чтобы найти такое расписание (график очередности выполнения работ) выполнения требований из принятых к планированию на предстоящий период, которое обеспечит выпуск из ремонта максимального количества автомобилей.

Исходной информацией для решения этой задачи ЯВЛЯЮТСЯ информация о наличии свободных и занятых постов к началу планируемого периода на каждом производственном участке и перечень подлежащих ремонту автомобилей с указанием их диспетчерских и технологических характеристик.

В качестве метода решения этой задачи, являющейся задачей теории расписаний, применяют различные эвристические приемы. Суть их СВОДИТСЯ к тому, что принимается какой-либо определенный порядок обслуживания требований, который позволяет сформировать расписание. Например, устанавливается первоначальное обслуживание требований:

а) с меньшим общим временем обслуживания;

б) с меньшим временем обслуживания на отдельном участке;

в) по подвижному составу, необходимому службе организации перевозок, и т.д.

Составленные оперативно-производственные планы ТО и ремонта принимаются ООУ ЦУП к реализации.

«Техническая эксплуатация автомобилей»

38 Система МТО автотранспорта: характеристика товаропроводящей сети заводов-изготовителей автомобилей, состоящей из складов трех- и четырех уровней: центрального склада, региональных складов, склада центра ТО фирмы (крупного дилера) и дилеров. Виды складов на АТП

Товаропроводящая сеть состоит из трех уровней: 1. центрального склада запчастей, 2. ремонтных складов, 3. складов дилеров.

Некоторые фирмы применяют 4-ех уровневую систему, где региональные склад обслуживаются с зональными.

Центральным склад является основным звеном системы. На нем хранится около 80% номенклатуры запчастей, необходимой для удовлетворения спроса парка авто данной фирмы в стране и за рубежом. Поступление деталей на склад производится в соответствии с планом, составленным на основании инфо о запчастях с прошлого года и изменении парка авто. Средний запас поддерживается на уровне 4-ех месячной потребности, а общая номенклатура составляет около 40 тыс. наименований.

Региональные склады являются отделениями центрального склада и располагаются в районах сосредоточения парка авто, их размеры определяются размерами этих парков. В зоне действия этих складов обычно располагается крупный центр ТО фирмы или крупный дилер, осуществляющий продажу и ТО, склад центра которого удовлетворяет собственную потребность в запчастях. Так же на нем хранят запчасти, имеющие высокий спрос. Запас составляет 1,5 месячной потребности.

Массовым звеном являются дилеры, которые покупают детали на складах и продают их владельцам авто. Номенклатура СТО дилера составляет от 100 до 400 наименований. При этом считается, что в случае отсутствия детали она будет доставлена со склада центра ТО в течение нескольких дней и даже часов.

Так же имеется небольшие частные СТО, которые производят определенные виды работ, услугами которых пользуются водители послегарантийного периода. Они обеспечиваются запчастями через дилеров и независимые магазины.

Дилеры и независимые магазины потребляют основную массу запчастей.

Региональные склады позволяют случайный спрос потребителей превратить в «свой» спрос, поддающийся анализу и прогнозу, что позволяет определить размеры оптовых заказов.

Продажей запчастей занимаются множество мелких, средних и крупных предприятий, которые покапают запчасти как у заводов-изготовителей, так и у заводов-иммитаторов, а так же предприятий, торгующих подержанными запчастями.

Крупные предприятий, имеющие большой разномарочный парк и свою развитую ПТБ, покупают запчасти мелким оптом и в розницу, пользуясь услугами посредников.

Характерной особенностью является многочисленность посредников, которые не имеют четких обязательств и не гарантируют качество поставляемой продукции.

На автотранспортных предприятиях создаются склады для хранения следующих видов материалов:

автомобильного топлива (если предприятие не пользуется заправочными станциями общего пользования),

смазочных материалов,

шин и резиновых материалов,

запасных частей и агрегатов,

технических материалов,

топлива для хозяйственных целей,

строительных материалов и др.

В авторемонтном производстве склады в зависимости от их назначения делятся на снабженческие, сбытовые и производственные.

Снабженческие склады предназначены для хранения основных и вспомогательных материалов, запасных частей, жидкого топлива и смазочных материалов, твердого топлива, лесоматериалов. Сбытовые — для объектов, ожидающих ремонта, готовой продукции, лома и отходов, подлежащих реализации. Производственные — для деталей, ожидающих ремонта.

По виду и характеру хранимых материалов склады АТП делятся на универсальные и специализированные. Универсальные склады приспособлены для хранения различных видов материалов. К ним относятся центральные склады, предназначенные для хранения материалов и изделий производственного и хозяйственного назначения и др. Специализированные склады предназначаются для хранения определенных видов материалов.

По месту расположения и масштабу действия склады делятся на общезаводские, участковые и прицеховые.

«Техническая эксплуатация автомобилей»

Наши рекомендации