Классификация стратегий по уровням иерархии управления
Классификация стратегий
1. По степени обобщенности:
- Генеральная – определяет деятельность организации в целом (например, стратегия диверсификации)
- Вспомогательная – связана с реализацией генеральной стратегии
- Второстепенная – имеет самостоятельное значение, связанное с развитием организации. Часто это функциональная стратегия (например, повышение качества персонала)
- Комплексная – предполагает интеграцию нескольких взаимосвязанных стратегий (например, в области учета).
- Ситуационная – для решения определенной ситуации.
2. По уровню реализации:
- Стратегия уровня организации в целом (финансовая, PR-стратегия, стратегия совершенствования уровня административного управления)
- Стратегия уровня подразделения (стратегии совершенствования техники и технологии)
- Стратегия уровня рабочего места (стратегия повышения квалификации кадров, стратегия совершенствования организации труда)
3. По области реализации – функциональные:
- технологические,
- финансовые,
- в области управления персоналом,
- маркетинговые и т.д.).
4. По этапам формирования:
- Стратегии продвижения и реализации изготовленных товаров (сбытовая, рекламная, PR, маркетинговая (для сбыта), развития рынка).
- Стратегии изготовления товара в максимальном соответствии с требованиями потребителя (стратегия развития продукта, стратегия модификации, маркетинговая (для производства)
- Стратегии обеспечения эффективности изготовления продуктов (стратегия повышения фондоотдачи, снижения фондоемкости, материало-, энергоемкости)
- Стратегии роста потенциала производства (технического, кадрового, организационного, финансового, инновационного, информационного, культурного и т.д.)
Классификация стратегий по уровням иерархии управления
С точки зрения иерархии управления стратегии можно подразделить на:
• корпоративную;
• деловую;
• функциональную;
• операционную (линейную).
Корпоративная стратегия состоит в том, что диверсифицированная компания утверждает свои деловые принципы в различных отраслях, а также в действиях и подходах, направленных на улучшение деятельности групп предприятий, которые составляет диверсифицированная компания.
Деловая стратегия концентрируется на действиях и подходах, которые связаны с управлением, направленным на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Сущность деловой стратегии состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции.
Функциональная стратегия относится к плану управления текущей деятельностью отдельного подразделения (НИОКР, производство, маркетинг, распределение, финансы, кадры и т.д.) или ключевого функционального направления внутри определенной сферы деятельности.
Операционные стратегии определяют, как управлять ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, складами), а также как обеспечить эффективное выполнение в стратегической перспективе жизненно важных оперативных задач (закупка материалов, управление запасами, ремонт оборудования, транспортировка, проведение рекламной кампании).
Все перечисленные стратегии являются комплексными и охватывают стратегические действия на той или иной ступени управления. Ответственность за разработку стратегии лежит на соответствующих руководителях. За корпоративную стратегию отвечают управляющие высшего ранга, решения в данном случае обычно принимаются советом директоров корпорации. Деловая стратегия находится в ведении генеральных директоров и руководителей предприятий, тогда как по функциональным стратегиям решения принимают руководители среднего звена. Операционные стратегии разрабатывают руководители на местах (менеджеры низшего звена управления).
Если компания занимается монопрофильной деятельностью, то корпоративный уровень отсутствует и стратегия разрабатывается для стратегического хозяйственного центра или центра прибыли, т.е. на деловом уровне.