Тема 3. эффективное функционирование логистики складирования
Основными вопросами при организации эффективного функционирования логистики складирования являются:
1) выбор типа, количества и мощности складов;
2) эффективное использование складского помещения;
3) увеличение оперативной эффективности (уменьшение числа операций с товаром);
4) создание условий для эффективной работы;
5) улучшение логистического обслуживания;
6) снижение издержек.
Выбор типа, количества и мощности складов
1. Выбор из двух альтернатив — приобретение склада в собственность или использование складов общего пользования — одна из самых главных проблем в складировании. Оба варианта имеют преимущества и недостатки. Рассмотрим некоторые факторы, указывающие в пользу выбора той или другой альтернативы.
Таблица 2. Выбор между приобретением склада в собственность или использованием складов общего пользования
В последние годы наблюдается тенденция использовать склады общего пользования, что позволяет организациям заниматься своими ключевыми операциями, применяя опыт компаний, специализирующихся на складировании. Этот вариант также может стать основой для политики аутсорсинга, включающей другие логистические услуги, такие как транспортировка
Решающим условием при выборе одного из двух вариантов обычно является условие минимума затрат. У собственного склада более высокие постоянные затраты, но более низкие операционные затраты на единицу продукции, в то время как у складов общего пользования низкие постоянные затраты, но обычно более высокие переменные. При анализе затрат учитывается и возможность склада общего пользования предоставлять такое же (или лучше) обслуживание при таких же (или меньших) затратах, по сравнению с собственным складом.
Как уже говорилось выше, создание складов всегда сопряжено с затратами, связанными с их организацией и функционированием. На рис 2 отражена зависимость логистических издержек от числа складов в системе распределения. При увеличении числа складов транспортные расходы на доставку груза на склад возрастут, так как увеличится пробег транспорта, но в то же время уменьшатся транспортные расходы на доставку товаров клиенту, что связано с приближением расположения складов к месту потребления этих товаров и, следовательно, уменьшением пробега транспорта Суммарные транспортные расходы, как правило, обратно пропорциональны изменению числа складов Затраты на содержание запасов с увеличением числа складов возрастут из-за роста совокупных запасов, особенно страхового запаса, создание которого является обязательным для каждого склада
Расходы на эксплуатацию складского хозяйства возрастают пропорционально увеличению числа складов. Такая тенденция вызвана эффектом масштаба расширение складской сети за счет увеличения числа складов сопровождается уменьшением площади складов и, следовательно, ростом эксплуатационных затрат, приходящихся на 1 м2. Аналогично объясняется рост затрат, связанных с управлением распределительной системой, в процессе увеличения числа складов.
Рис 2.Зависимость логистических издержек от числа складов в распределительной сети
Размер упущенной выгоды от продаж обратно пропорционален числу складов Увеличение числа складов, как правило, вызвано стремлением приблизить их к месту потребления, что дает возможность фирме контролировать рынки сбыта и оперативно реагировать на изменяющиеся рыночные условия, тем самым, сокращая размер упущенной выгоды от продаж.
Сложив графики, получаем кривую зависимости общих логистических издержек от числа складов в складской сети. Точка минимума общих логистических издержек соответствует оптимальному числу складов в складской сети предприятия.
Эффективное использование складских площадей
Для управления складом очень важна его планировка, которая определяет физическое размещение полок для хранения, зон погрузки и разгрузки, тип оборудования. Все это обусловливает эффективность выполняемых операций. Например, если часто используемый продукт хранится далеко от зон приемки и отгрузки, каждый раз тратится много времени на его размещение в место хранения или на изъятие его оттуда
Рациональная разбивка складских площадей на рабочие (складские) зоны позволяет обеспечить оптимальный процесс переработки грузов на складе при максимальном использовании имеющихся складских мощностей Основным принципом деления складской площади является выделение пространства с учетом особенностей поступления товара, характеристик складской техники и т.д. для последовательного осуществления логистических операций грузопереработки.
В общем виде выделяются следующие основные складские зоны зона приемки, зона основного хранения (стеллажного и штабельного), зона комплектации заказа, зона упаковки и консолидации отправок, зона отгрузки. Планировка склада должна обеспечивать беспрепятственное движение грузов независимо от того, подлежат они хранению или нет.
Рис 3Принципиальная схема склада
Склад имеет постоянную длину, ширину и высоту, т е постоянную емкость Эффективное использование складской емкости может повлиять на снижение затрат на складирование.
Использование складских площадей можно рассматривать в двух аспектах. Одним из них является стремление к как можно максимальному использованию высоты здания. В большинстве складских объектов доступная площадь не используется полностью вследствие неполного складирования по высоте, в то время как использование складских площадей по горизонтали является наиболее легкой и наиболее очевидной процедурой. Благодаря стеллажам или другим подобным приспособлениям удается эффективно использовать весь объем склада, до самого потолка.
Вторым аспектом использования пространства является минимизация поверхности, занятой под переходами, при одновременном исключении ситуации, когда чрезмерно узкие коридоры затрудняют перемещение по складскому объекту. Существует необходимость складирования отдельных позиций запасов на определенном расстоянии друг от друга с целью обеспечения свободного к ним доступа. На ширину переходов оказывает влияние тип используемого оборудования для манипуляции материалами. Например, оборудование, с помощью которого осуществляется перемещение на короткие дистанции, требует пространства для обратного хода и маневрирования.
Увеличение оперативной эффективности (уменьшение числа операций с товаром)
Организация обычно перемещает продукты на склад и размещает их в предназначенной для этого зоне, затем перемещает товары в зону комплектации, откуда они изымаются с целью выполнения заказов, и затем повторно размещает скомплектованные товары для подготовки их к отправке.
Для рационального размещения товаров на складе применяется метод Парето (20/80), позволяющий минимизировать количество передвижений на складе посредством разделения всего ассортимента на группы, требующие большого количества перемещений, и группы, к которым обращаются достаточно редко Как правило, часто отпускаемые товары составляют небольшую часть ассортимента, и их размещают в удобных, максимально приближенных к зонам отпуска местах, вдоль так называемых «горячих» линий Товары, требующиеся реже, размещают вдоль «холодных» линий
Рис 2.9. Разделение потоков на складе на основании метода Парето (20/80); —♦ - «горячая линия»; ------ - «холодная линия»
Автоматическое управление и контроль позволяют минимизировать число перемещений. Организация может полностью автоматизировать весь технологический процесс, используя штрих-коды. Но независимо от того, автоматизирован весь процесс или он реализуется вручную, компания должна стремиться к исключению необязательных перегрузочных операций путем правильного проектирования эффективной системы управления материалами.
Улучшение логистического обслуживания
Управление грузопотоком играет ключевую роль в доставке товаров клиентам в соответствующее время, в соответствующем количестве и качестве. Благодаря эффективному перемещению товаров на склад и их размещению, а также точному выполнению заказов и быстрой подготовке к отправке управление грузопотоком имеет решающее значение для логистики распределения. Манипуляции эти также важны и для логистики снабжения, т. е. для обеспечения организации материальными ресурсами. Необходимость эластичности системы на запросы клиентов и потребности, вытекающие из структуры технологического производственного процесса, — одно из важнейших элементов реализации программы обслуживания клиента.
В качестве примера можно привести фирму «Lincoln Electric», занимающуюся производством сварочного оборудования и электрических двигателей. «Lincoln Electric» имеет шесть центров дистрибьюции, которые поддерживают полный ассортимент продукции. Фирма установила стандартный показатель реализованных заказов (98%), а также установила «время реализации заказа — 24 часа. Чтобы достичь этой цели, она использует компьютерную систему мониторинга спроса и формирования графика пополнения запасов в центрах дистрибьюции. Все товары и места их складирования обозначаются штрих-кодом, что позволяет персоналу склада применять ручные устройства для ввода данных о размещении складируемых товаров. Затем эти данные используются компьютером с целью создания списка товаров, которые должны комплектоваться в соответствии с заказом (комплектационным списком).
Снижение издержек
Эффективное управление грузопотоком может влиять на сокращение издержек в результате роста производительности труда, увеличения грузооборота. Более эффективное использование складского пространства и снижение числа некорректного определения ассортиментных позиций также ведут к снижению логистических издержек.
ТЕМА 4 ГРУЗОПЕРЕРАБОТКА
Грузопереработка является составной частью логистического процесса на складе. Выделяют следующие основные цели грузопереработки
1) эффективное использование складской мощности;
2) улучшение операционной эффективности (минимизация видов перерабатываемых грузовых единиц),
3) улучшение условий труда персонала (повышение безопасности операций грузопереработки, эргономических и экологических характеристик Рабочих мест, механизация и автоматизация складских работ и т. д.);
4) обеспечение должного уровня логистического сервиса (повышение качества обслуживания потребителей за счет более быстрой реакции на их запросы);
5) минимизация логистических издержек.
Реализация этих целей в значительной степени зависит от соблюдения следующих основных принципов рациональной организации процесса грузопереработки:
1) механизации и автоматизации технологических операций;
2) оптимального использования площади и емкости помещений;
3) организации сквозного товарного потока;
4) планомерности и ритмичности складских работ;
5) полной сохранности товаров.
К основным операциям грузопереработки относятся (рис. 4.):
1) подготовка склада к приемке продукции;
2) разгрузка транспорта;
Рис 4. Схема последовательности выполнения операций
грузопереработки
1) приемка продукции по количеству и качеству;
2) размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);
3) отборка товаров из мест хранения;
4) комплектование заказов и упаковка;
5) отпуск товаров;
6) погрузка в транспортное средство.
Последовательность выполнения операций грузопереработки с указанием их продолжительности отражается в технологической карте. Технологические карты разрабатываются с учетом конкретных условий и могут иметь вид таблиц, графических схем или текстовых документов.
На продолжительность и характер складских операций оказывают влияние следующие факторы
1) объем поступления и отпуска;
2) размеры товарных запасов;
3) условия транспортировки (вагон, контейнер, автомобиль);
4) ассортиментная структура товарооборота и способ упаковки товаров;
5) габариты, вес товаров, тарных мест;
6) условия и порядок хранения;
7) площадь склада, состав помещений, их планировка, размеры конструктивных элементов, ширина проходов;
8) габариты складских помещений;
9) наличие технологического оборудования, его виды. Рассмотрим наиболее распространенные операции грузопереработки.