Задвижки с эластичным уплотнением затвора
Сложность изготовления задвижек с металлическими уплотнительными поверхностями затворов, для которых требуется монтаж седел, притирка уплотнительных поверхностей затвора, обеспечение соосностей, высокая точность изготовления направляющих и т. п., заставляет иногда при низких температурах транспортируемых сред и невысоких рабочих давлениях применять более простую и экономичную конструкцию задвижек с уплотнительными поверхностями затвора, изготовленными из эластичного уплотняющего материала — резины, фторопласта и др. В таких задвижках, как правило, седел нет. В качестве уплотнения используют механически обработанные поверхности корпуса. Затвор (рис.13.16) выполнен в виде двух дисков 2, подвешенных на резьбовой втулке 3. Диски облицованы эластичным материалом. Проход уплотняют по обработанным поверхностям корпуса 1. Проход герметизируют в закрытом положении нажатием клиновыми выступами резьбовой втулки, которые вместе со втулкой смещаются вниз при вращении шпинделя 4. Уплотнение по периферии дисков в нижней их части обеспечивается за счет осевого усилия шпинделя.
Рис. 13.15. Затвор двухдисковых параллельных задвижек:
а-с выдвижным шпинделем: 1-диск, 2-грибок, 3-шпиндель, 4-уплотнительное кольцо, 5-седло, 6-корпус; б-с невыдвижным шпинделем: 1-диск, 2-грибок, 3-ходовая гайка, 4-шпиндель, 5-уплотнительное кольцо, 6-седло, 7-корпус
Рис. 13.16. Задвижка с эластичным уплотнением прохода:
1- корпус; 2-диск; 3-резьбовая втулка, 4-шпиндель; 5-уплотнение
Иногда рабочую полость задвижек, работающих в агрессивных средах, покрывают слоем пластмасс, нанесенных распылением или футеровкой. При этом также получают достаточно надежную герметичность прохода.
Конструкция затвора с эластичным уплотнением позволяет отказаться от притирки и чистовой обработки уплотнительных поверхностей корпуса и дисков, а также обеспечивает взаимозаменяемость затвора, что особенно важно при организации крупносерийного производства. Собранный затвор без каких-либо дополнительных операций можно установить в любом корпусе соответствующего прохода с гарантированной герметичностью. Это является важным преимуществом задвижек с эластичным уплотнением. Кроме того, задвижки такой конструкции имеют более низкую стоимость и могут работать в средах, содержащих абразивные частицы. Обслуживание задвижек также является достаточно простым: для ремонта достаточно заменить покрытия дисков.
Однако долговечность затвора задвижек такого типа невысока. Эластичный материал при частых закрытиях изнашивается, при старении на его поверхности появляются трещины и изъязвления, особенно при высоких температурах транспортируемой среды. Поэтому для облегчения ремонта нередко в комплект поставки с задвижкой входят запасные либо диски (если уплотнительный материал нанесен распылением), либо сменные эластичные уплотнения.