Исследования и сравнительный анализ деятельности конкурентов
Для достижения конкурентного преимущества предприятия необходимо отслеживать, как реализуются у конкурентов вновь формирующиеся потребности клиентов, а также как совершенствуется номенклатура и ассортимент услуг у конкурентов.
Следует выделить те предприятия автосервиса, которые являются конкурентами в выбранном районе, определить их специализацию, объёмы производства, другую специфику, ценовую политику с целью успешного вывода своего предприятия на рынок автосервисных услуг.
Необходимо проанализировать также неценовые характеристики предприятий конкурентов и внедряемого (своего). Это: удобство расположения и режим работы, квалификация персонала и комфорт для клиентов и т.п.
Сбор информации возможен из рекламных продуктов компаний, при непосредственном контакте с сотрудниками или клиентами конкурентных предприятий.
Собранные данные необходимо представить в виде описания или таблиц.
Пример.
На территории МО «Академический» в Калининском районе г. Санкт-Петербурга находится несколько предприятий автосервиса, шиномонтажных предприятий и автомоек.
Основными конкурентами будем считать СТО «Форсаж», СТО «Логан-Сервис», «Авто-Питер» и …(Таблицы 1.3, 1.4).
Таблица 1.3 – Анализ деятельности конкурентов.
Название автосервисного предприятия | Виды выполняемых работ | Объём производства (количество рабочих постов) | Дополнительные услуги | Прочие сервисы |
СТО «Форсаж» Тихорецкий пр., 6 | Диагностика, ремонт и ТО любых марок а/м отечественного и зарубежного производства. Кузовной ремонт. Малярные работы. Диагностика и ремонт дизельных и бензиновых двигателей, подвески, узлов, агрегатов и различных систем грузовых микроавтобусов . | 4 поста ТО и ТР 3 поста кузовных работ | Замена масла, оформление ОСАГО и КАСКО. Автомойка 24 часа. Шиномонтаж. Магазин запчастей. Эвакуатор. Замена лобовых стёкол. Ремонт пластиковых деталей. | Наличие гарантии 6 мес. на работы и запчасти. Работа с физическими и юридическими лицами. Зона ожидания для клиентов с бесплатным WiFi – доступом в Интернет. Кафе. Возможность наблюдать за работами в зоне ремонта. |
СТО «Логан-Сервис» ул. Обручевых, 5 корп.1 | ТО и ремонт легковых а/м марок Рено, Лада. Ремонт двигателя, АКПП, рулевого, ходовой, трансмиссии, тормоза, кузов, салон, электрика. Малярные работы. | 5 постов | Шиномонтаж. Защита картера. Магазин запчастей и аксессуаров. | Дисконтные карты, сезонные скидки. |
«Авто-Питер» ул. Обручевых, д. 7 | … | … | … | … |
… | … | … | … | … |
Таблица 1.4 – Сравнительные характеристики предприятий-конкурентов.
Характеристики | СТО «Форсаж» | СТО «Логан-Сервис» | «Авто-Питер» | …. |
Режим работы | Ежедневно с 9.00 до 21.00 | Ежедневно с 10.00 до 20.00 | … | … |
Спектр (ассортимент) предоставляемых услуг | 5 | 3,5 | … | … |
Наличие нового оборудования | 5 | 4 | … | … |
Удобство подъезда | 5 | 5 | … | … |
Информационное обеспечение для клиента | 5 | 5 | … | … |
Качество выполнения работ | 4,5 | 4 | … | … |
Уровень цен на выполняемые работы | 3,5 | 4 | … | … |
Возможность выбора запчастей различных производителей | 5 | 2 | … | … |
Уровень цен на запчасти и расходные материалы | 3,5 | 4 | … | … |
Квалификация производственного персонала | 4 | 3,5 | … | … |
Уровень работы с клиентами | 4 | 4 | … | … |
Уровень сервиса для клиента | 4,5 | 3,5 | … | … |
Культура производства | 5 | 4 | … | … |
Эстетика предприятия | 4,5 | 3,5 | … | … |
Примечание: оценки расположены в диапазоне от 1 – «очень плохо» до 5 – «отлично».
В результате изысканий нужно сделать следующие выводы:
1. Какие марки автомобилей, и в каком количестве вновь создаваемое предприятие будет обслуживать (свободную долю рынка).
2. Определить их общий и годовой пробеги и удельную трудоёмкость в человеко-часах на 1000 км пробега (ОНТП-01-91; ГОСТ 21624-81).
3. Какие услуги будут оказываться на проектируемом предприятии.
4. В чём особенности проектируемого предприятия (основания для возможности выдержать конкурентную борьбу)
5. Для каких автомобилей, и какого их количества будет предлагаться услуга, разработанная специально для клиентов проектируемого предприятия.
6. В чём особенность и конкурентные преимущества предлагаемой услуги.
7. Где будет располагаться проектируемое предприятие автосервиса и почему.
Пример.
В результате приведённого выше анализа развития рынка автосервиса и факторов, определяющих мощность и конкурентоспособность предприятия, можно сделать следующие выводы.
1. Ввиду того, что в 2015 г. прекратилось производство марок Opel и Chevrolet и часть объёмов продаж GM перейдёт к другим производителям, то целесообразно сориентировать будущее предприятие автосервиса на марку Ford, чьё производство в ближайшее время не планируется сокращать. Ёмкость рынка составляет 5813 а/м. С учётом высокой концентрации в МО «Академический» Калининского района г. Санкт-Петербурга предприятий автосервиса с широким спектром услуг, обслуживающих легковые автомобили отечественного и иностранного производства, будем считать, что свободная доля рынка равна 30% от общей ёмкости рынка по марке Ford, что составляет 1744 автомобиля. На это количество автомобилей будем вести расчёт проектируемого предприятия.
2. Согласно ГОСТ 21624-81 автомобиль Ford относится в основном к среднему классу с рабочим объёмом двигателя 1,6-2,5 л, для которого нормативная трудоёмкость по ТО и ТР составляет 3,3 чел.-ч./1000 км пробега. Годовой пробег семейного автомобиля в мегаполисе составляет 25000 км. Возраст автопарка автомобилей Ford отечественной сборки составляет до 12 лет.
3. На проектируемом предприятии будут оказываться все услуги оп ТО и ТР, исключая кузовные и малярные работы.
4. Проектируемое предприятие будет работать 6 дней в неделю по 14 часов (2 смены по 7 часов) с 8.00 до 22.00. Оборудование будет выбрано современное, но выбор будет рациональным. Кадровый подбор будет осуществлён в соответствии с профильным образованием. Клиентам будет предоставлена клиентская зона с кофейным автоматом и бесплатной зоной Wi-Fi. При назначении цены будем использовать метод ценообразования на основе сравнения с ценами конкурентов. Для определения запаса конкурентоспособности по ценовому фактору будем опираться на анализ уровня наценки предприятий-конкурентов. С целью привлечения клиентов стоимость услуг будет на 5-10 % меньше, чем у конкурентов.
5. На проектируемом автосервисе будет оказываться оригинальная услуга — … для автомобилей Ford в количестве 235 шт., так как 55% население трудоспособно в выбранном районе и из них около 30% имеют права категории В.
6. Данная услуга не оказывается ни в одном из сервисных предприятий МО «Академический». Услуга будет востребована ввиду …
7. Проектируемое предприятие автосервиса будет располагаться на углу ул. Веденеева и Светлановского пр. Вокруг находится обширный спальный район, в перспективе будет проведена реновация квартала 55 и перепланировка парка Бенуа, на территории которого в настоящее время ведётся реставрация усадьбы с размещением в ней культурно-досугового центра и семейного ресторана. Сеть коммуникаций может быть проведена без излишних затрат. Подъезд к СТО будет расположен непосредственно с улицы Веденеева.
После выполнения всех разделов (этапов) аналитической части можно переходить к выполнению технологических расчётов и проектирования.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ