Конспект фронтального логопедического занятия [Звук и буква Ш].
ЗАДАЧИ:
1. Автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.
2. Выделять звук из слов, делить слова на слоги.
3. Фонемный анализ слов типа КОШКА.
4. Познакомить детей с буквой Ш.
5. Читать прямые и обратные слоги.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, пеналы, буква, палочки, игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Орг.момент.
Дети сидят на своих местах.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
2. Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.
- Сейчас мы будем говорить о новом звуке. И поможет нам в этом музыка из известного и любимого вами мультфильма.
Дети слушают музыку.
- Кто скажет, из какого мультфильма эта песня?
- - Послушайте, кто поёт эту песенку? (звучит песенка Чебурашки).
- Ребята, назовите героев сказки «Крокодил Гена и его друзья». (Это – Чебурашка, девочка Галя, лев Чандр, старуха Шапокляк, крыска Лариска и др).
Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости.
Логопед вешает на доску картинку Чебурашки.
- Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям. Вы догадались, кто это? (Шапокляк).
На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк.
- Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. Поможем её в этом?
- Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.
- Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).
Артикуляция звука (язык чашечкой, губы округлены), характеристика (согласный, твердый, глухой).
- У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В имени какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).
- В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).
3. Автоматизация звука [ш] в слогах.
- Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Чебурашка насторожился).
Шта-што-шту-шты! (испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) «Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?
4. Фонемный анализ слов.
- Посмотрите, кто встретился Чебурашке по дороге (мишка, кошка).
Фонемный анализ слов мишка, кошка.
5. Автоматизация звука [ш] в словах.
- Чебурашка вышел из леса и пришел к нам.
а) Игра «Назови картинку». Выставляются картинки разнообразных цветов. На опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)
б) Игра «Добавь словечко».
Логопед говорит от имени Чебурашки, а дети помогают вести рассказ.
-Я по лесу шел и волнушку… (нашел). Дальше я в лес… (пошел), в чащу леса … (зашел) и к избушке … (подошел), потом в избушку … (зашел), ничего там не … (нашел), дальше … (пошел). К дереву я … (подошел), там я сладкий мед … (нашел). По дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).
в) Деление слов на слоги.
- Чебурашка шёл по дороге и увидел 3 домика.
На доске — три домика (одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный).Логопед называет слова, а дети должны распределить их по домикам.
Кошка, уши, чашка, игрушка, ловушка, шкаф, шалаш, шишка, шум.
6. Физминутка.
А теперь приготовьте свои ручки.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
7. Автоматизация звука [ш] в предложениях. Анализ состава предложения.
- Теперь составьте предложение со своим словом. В предложении должно быть пять слов.
- Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).
С другом мы играли в чашки … (в шашки).
Пили чай из белой шашки … (чашки).
Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка … (шишка).
Под кустом сидели шишки … (мышки).
На сосне висели мышки … (шишки).
В воздухе летала кошка … (мошка).
Молоко лакала мошка … (кошка).
На столе стояла кошка … (плошка).
На полу сидела плошка … (кошка).
8. Знакомство с буквой Ш: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек.
Чтение слогов: ША ШО ШЕ АШ ЕШ ОШ ШИ
Правило: буква Ы никогда не стоит за буквой Ш.
9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу.
Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?
Какой звук Ш?
Назовите слова со звуком [ш].
Занятие окончено.