Особенности рынка автосервисных услуг, его сущность и структура
СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА АВТОСЕРВИСНЫХ УСЛУГ
Рост парка автомобилей предъявил повышенные требования к функционированию и развитию такой отраслевой группы бытовых услуг, как услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, шиномонтаж и т.п. Так как в соответствии с действующим на сегодня классификатором услуг населению все эти услуги относятся к разным отраслевым группам, но все направлены на удовлетворение потребностей, связанных с поддержанием нормального технического состояния и эксплуатационных характеристик автотранспортного средства, на наш взгляд, целесообразно объединить их под общим названием «услуги автосервиса», тем более что данный термин широко используется в среде автовладельцев и профессионалов, оказывающих данные услуги. Быстрый рост автопарка свидетельствует о том, что резервы роста этого направления сферы услуг далеко не исчерпаны. Автосервис - одна из наиболее динамичных и быстро развивающихся отраслей сферы услуг.
В широком смысле рынок автосервисных услуг - это отношения между субъектами этого рынка: автовладельцами и предприятиями системы автосервиса. С точки зрения взаимоотношений спроса и предложения под рынком автосервисных услуг следует понимать особый институциональный механизм, опосредствующий отношения по поводу купли-продажи услуг, направленных на поддержание работоспособности и восстановления автомобиля в течение всего срока эксплуатации (рис. 1).
Рис. 1. Рынок услуг автосервиса
В течение всего срока эксплуатации система автосервиса должна обеспечивать в пределах требований клиентуры и технических требований автомобиля его исправность, безотказность и максимальный коэффициент технической готовности, а также минимальные затраты времени клиента на поддержание его работоспособности.
Включение в систему автосервиса торговли запасными частями, материалами, новыми и комиссионными автомобилями, ремонтными деталями, агрегатами и принадлежностями связано, во-первых, с необходимостью обязательной предпродажной подготовки автомобиля, во-вторых, с целесообразностью организации при предприятии, оказывающем услуги, торговли сопутствующими товарами. Именно поэтому торговое звено отнесено нами к услугам автосервиса.
Поддержание и восстановление работоспособности автомобилей включают в себя услуги по контролю технического состояния (диагностирование), техническому обслуживанию (гарантийное, регламентное, сезонное) и ремонту (автомобиля, агрегатов, кузова).
Обеспечение технической эксплуатации автотранспорта включает в себя элементы снабжения автомобиля эксплуатационными материалами, топливом и обеспечения сохраняемости автомобиля (это одна из характеристик надежности его технической эксплуатации, которая проявляется в способности не изменять технические параметры при транспортировке и хранении). Из комплекса услуг по обеспечению технической эксплуатации, на наш взгляд, к системе автосервиса целесообразно отнести в первую очередь услуги обеспечения противокоррозионной защиты (с позиций технологии и периодичности возникновения спроса). Услуги же по обеспечению топливом и т.п. в систему автосервиса не входят, а относятся к более масштабной системе, которая будет рассмотрена ниже.
Основную долю услуг обеспечения условий использования автомобиля занимают услуги по созданию жизненных условий водителей и пассажиров на дорогах. Например, автовладелец, который интенсивно использует автомобиль, должен иметь возможность оборудовать его всем необходимым: кондиционером, холодильником, сейфом и т.д. Поскольку продавец точно не знает условий эксплуатации конкретного автомобиля, системы подогрева или кондиционирования должны выпускаться автономно и устанавливаться по требованию покупателя. Таким образом, услуги по тюнинговому доведению автотранспортного средства, установке дополнительного оборудования также необходимо классифицировать как услуги автосервиса.
Экологическая безопасность автомобиля включает в себя технические решения и средства, которые ограничивают или устраняют содержание в отработавших газах вредных веществ, методы и средства борьбы с шумом, загрязнениями от эксплуатационных материалов, утилизацию автомобилей. Система автосервиса включает в себя услуги, удовлетворяющие соответствующие потребности, например регулировка СО-СН и т.п.
Каждый из субъектов рынка автосервисных услуг выступает на нем в определенном качестве. Весь процесс на рынке автосервисных услуг начинается с заказчика-автовладельца. Он является потребителем автосервисных услуг. Следующим субъектом является основной производитель и продавец автосервисных услуг - предприятие системы автосервиса. Предприятия системы автосервиса конкурируют между собой за клиента-автовладельца.
Вообще рынок услуг автосервиса развивается на стыке и в неразрывной связи со многими отраслями народного хозяйства, деятельность хозяйственных субъектов которых в совокупности представляет комплекс обслуживания автотранспорта и автовладельцев (рис. 2).
Определяя место автосервиса в данной системе, необходимо отметить, что практически каждый из ее элементов отчасти имеет отношение к автосервису, иначе говоря, отдельные виды услуг автосервиса присущи ассортиментному составу большинства предприятий системы обслуживания автовладельцев и автотранспорта. Такое утверждение обосновывается следующими моментами.
Рис. 2. Система обслуживания автотранспорта и автовладельцев
Конкурентоспособность любой торговой автомобильной фирмы во многом определяется уровнем развития автосервиса в части предпродажного обслуживания автомобиля, а также гарантийных взаимоотношений с предприятием-производителем. Наличие в ассортименте услуг по антикоррозийной обработке, установке сигнализации, музыкальных систем и т.п. стало нормой для основной массы торговых предприятий.
Предприятия по техническому ремонту и обслуживанию автотранспортных средств являются основным звеном по оказанию комплекса услуг автосервиса широкого спектра. Именно они берут на себя основную нагрузку по удовлетворению потребностей автовладельцев в услугах автосервиса и реализуют функции поддержания и восстановления работоспособности автомобилей.
Качественный автосервис исключает какие-либо проблемы с обеспечением запасными частями. С точки зрения потребителя, наличие запасных частей означает замену их в сроки, которые его удовлетворяют. В то же время, с одной стороны, не всегда предприятия автосервиса обладают необходимым ассортиментом запасных частей, с другой - существует достаточно большая группа потребителей, осуществляющих обслуживание и ремонт автотранспорта самостоятельно. Именно поэтому в ряде случаев магазинам, занимающимся продажей запасных частей, приходится брать на себя отдельные функции по диагностике заменяемых деталей, узлов и т.п., хотя, естественно, доля таких услуг в общем объеме реализации мала. В то же время для значительного числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в области услуг автосервиса, такие магазины выполняют роль основных поставщиков запасных частей и деталей, что объединяет их в единую систему.
Автозаправочные станции (АЗС), которые продают топливо и другие эксплуатационные материалы, аккумуляторы и принадлежности, непосредственно не оказывают услуг автосервиса в нашем понимании, однако необходимо отметить косвенное воздействие АЗС на спрос на услуги автосервиса. То же самое можно сказать и о гаражах и стоянках для хранения автотранспорта. В самом деле, высокое качество топлива и эксплуатационных материалов, а также нормальные условия хранения автомобиля снижают вероятность возникновения потребности в его ремонте. Кроме того, значительная часть сети пунктов противокоррозионной обработки кузова и мойки автомобилей, оказывающих услуги автосервиса, в основной своей массе функционируют на территориях АЗС и в крупных гаражных кооперативах.
Услуги мотелей, кемпингов, дорожных гостиниц направлены, скорее, на обеспечения полноценного отдыха автовладельцев и водителей и непосредственно с системой автосервиса не связаны. Хотя иногда в комплексе предоставляемых услуг таких предприятий могут быть и услуги диагностики и мелкого ремонта. Деятельность предприятий гостиничного обслуживания, а также дорожных служб и служб по регулированию и обеспечению безопасности дорожного движения все же целесообразнее отнести к внешним элементам системы.
Таким образом, можно констатировать, что участниками рынка услуг автосервиса являются многие хозяйствующие субъекты, относящиеся к различным отраслям и видам деятельности, однако все же основную долю среди них занимают предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
Основные производственные предприятия системы автосервиса по функциональному назначению классифицируются следующим образом:
■ станции технического обслуживания автомобилей - СТО;
■ станции дорожного обслуживания автомобилей - СДО;
■ станции технической помощи и гаражного обслуживания автомобилей - СТП и ГО;
■ фирменные автоцентры по техническому обслуживанию - ФАЦ;
■ технические центры автосервиса по обслуживанию населения - ТЦ.
СТО предназначены для обслуживания в основном постоянного парка легковых автомобилей населения, СДО - для обслуживания автомобилей, находящихся в пути. Такое разделение определяет разницу в технологическом оснащении; станций. Так, обязательные на обычных станциях участки кузовных и окрасочных работ на дорожных станциях могут отсутствовать.
СДО являются универсальными станциями для обслуживания и ремонта легковых автомобилей. Они имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. СДО, как правило, сооружаются в комплексе с АЗС.
Помимо прямых функций, связанных с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный: периоды эксплуатации, ФАЦ следует рассматривать как подразделения автомобильных заводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно ФАЦ могут являться центрами по производственно-техническому обучению персонала.
По степени специализации автомобилей предприятия автосервиса классифицируются следующим образом:
■ комплексные;
■ специализированные по видам работ.
Комплексные станции обслуживания выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсальные - для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей или специализированные - для обслуживания одной марки автомобиля.
С увеличением количества и структуры парка легковых автомобилей получают развитие специализированные СТО по маркам автомобилей. Это подтверждается зарубежной практикой, а также опытом таких городов, как Москва, Санкт-Петербург. Необходимо заметить, что внутри группы специализированные автосервисы также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей. В частности, в Москве существует три вида предприятий автосервиса по уровню специализации:
1) специализируются на техническом обслуживании и ремонте автомобилей только иностранного производства;
2) специализируются на техническом обслуживании и ремонте автомобилей только отечественного производства;
3) обслуживают автомобили как отечественного, так и иностранного производства.
В крупных городах наряду с комплексными станциями получили развитие специализированные станции по видам работ: диагностические, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов питания и электрооборудования, ремонта и зарядки аккумуляторных батарей, ремонта кузовов, моечных и др.
СТО, исходя из числа рабочих постов и соответственно вида выполняемых работ, можно подразделить на три основных типа: малые, средние и большие.
Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, электрокарбюраторные, подзарядку аккумуляторов, кузовные, медницкие, подкраску кузова, сварочные, технический ремонт агрегатов, а также продажу запасных частей, автопринадлежностей и эксплуатационных материалов.
Средние станции обслуживания с числом рабочих постов от 11 до 35 выполняют те же работы, что и малые станции. Кроме того, на средних станциях проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, обойные работы, замена агрегатов, ремонт аккумуляторных батарей, а также продажа автомобилей.
Большие станции обслуживания с числом постов более 35 выполняют все виды обслуживания и ремонта, аналогичные средним станциям, в полном объеме. На больших станциях, имеются специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслуживанию могут применяться поточные линии. Как правило, на этих станциях осуществляется продажа автомобилей.
Рынок автосервисных услуг можно сегментировать по конкурентообразующим характеристикам.
Первое место занимают фирменные СТО, которые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями - авторизированные центры. Эти станции специализированные, они имеют высокий уровень технологического оборудования, подготовленные кадры с достаточным уровнем культуры обслуживания клиентов, оригинальные запасные части, широкий выбор услуг по конкретной марке автомобилей, высокую репутацию и высокие цены.
Вторую группу составляют прежние государственной СТО, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую возможность их полной и эффективной адаптации к условиям рынка. На этих станциях хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи со многими потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами. На этих СТО, как правило, невысокие цены, им больше доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, не наилучшее качество запасный частей. Охват рынка с точки зрения номенклатуры услуг - универсальные.
К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТО, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа.
К следующей группе по конкуренции на рынке автосервисных услуг относятся автосервисы на автотранспортных и других предприятиях. На таких автосервисных предприятиях низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работы и узкая специализация по моделям автомобилей.
К низшей группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. Характеристики данных предприятий такие же, как и у предыдущей группы.
Исходя из дифференциации потребностей автовладельцев, можно классифицировать автосервисные предприятия по признакам требований к услугам (табл. 1).
Табл. 1. Классификация предприятий по признакам требований к услугам
Виды предприятий | Предоставляемые услуги | Специфика спроса |
Предприятия, ориентирующиеся на самообслуживание | Предоставление оборудованных постов | Ориентация на низкие цены |
Предоставление постов самообслуживания | Ориентация на низкие цены | |
Выполнение восстановительных работ | Ориентация на низкие цены Ориентация на полноту номенклатуры | |
Продажа первичных материалов | Ориентация на низкие цены Ориентация на полноту номенклатуры | |
Продажа запчастей и материалов | Ориентация на низкие цены Ориентация на полноту номенклатуры Высокие требования к квалификации персонала. | |
Обычные предприятия | Обычные услуги | Обычные требования к организации обслуживания и высокие требования к качеству обслуживания Высокие требования к квалификации персонала Хорошая организация обслуживания и ремонт. |
Нормальные услуги | Хорошая организация обслуживания и ремонт Высокий уровень обслуживания клиентуры. | |
Качественные услуги | Высокий уровень обслуживания клиентуры Повышенные требования к эстетике и культуре. | |
Элитарные предприятия | Высококачественные услуги | Высокий уровень обслуживания клиентуры |
Повышенные требования к эстетике и культуре Повышенные требования к обслуживающему персоналу Абсолютные гарантии, вызывающие доверие. | ||
Элитарные услуги | Высокий уровень обслуживания клиентуры | |
Повышенные требования к эстетике и культуре Повышенные требования к обслуживающему персоналу Абсолютные гарантии, вызывающие доверие. | ||
Забота об автомобиле | Высокий уровень обслуживания клиентуры | |
Повышенные требования к эстетике и культуре Повышенные требования к обслуживающему персоналу Абсолютные гарантии, вызывающие доверие. |
Таким образом, действующая классификация основных субъектов рынка автосервисных услуг - предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта - представлена на рис. 3.
Функционирование рынка услуг автосервиса обладает некоторыми специфичными чертами, несколько отличающими его от традиционного рынка услуг.
По степени локализации рынок автосервисных услуг может быть ограничен конкретным географическим местом. Рынок в пределах одного населенного пункта (местный рынок автосервисных услуг), региональный рынок автосервиса - это сеть предприятий автосервиса в регионе. Причем далеко не всегда местные рынки в рамках регионального будут конкурировать между собой. Это связано со спецификой спроса на услуги автосервиса, которая обусловлена целым рядом факторов, в том числе общей развитостью всех элементов системы обслуживания автотранспорта и автовладельцев, а также ассортиментным составом автопарка и насыщенностью автомобилями на душу населения. Однако при этом существует такая особенность рынка услуг автосервиса, как меньшая степень локальности потребления услуг. Это обусловлено постоянным перемещением спроса по территории административного образования и за его пределы. Сюда же необходимо отнести и въездную миграцию потребителей.
Вообще выделение территориальных и отраслевых границ рынка услуг автосервиса представляется чрезвычайно сложным. Еще одной особенностью является повышенная фондо-, материало- и трудоемкость оказания услуг. При этом происходит разделение процесса оказания и оплаты самой услуги и приобретения необходимых для ее оказания предметов труда (запасных частей, материалов). Это требует более детального рассмотрения отдельных аспектов и факторов, формирующих рынок автосервисных услуг.