Расчет нормы времени на выполнение услуги
На многих предприятиях автомобильного транспорта использование норм, устанавливаемых на основе аналитически-исследовательского и аналитически-расчётного методов, по экономическим соображениям бывает затруднено. В этой связи для замены суммарных норм успешно могут использоваться методы укрупнённого нормирования и методы нормирования по типовым нормам. Укрупнённое нормирование представляет собой, по существу, одну из разновидностей аналитически-расчётного метода.
Нормы времени предназначены для нормирования труда рабочих и установления нормированных заданий слесарям по ремонту автомобилей, слесарям по топливной аппаратуре, аккумуляторщикам, медникам, жестянщикам, кузнецам ручной ковки, ремонтировщикам резиновых изделий, обойщикам, малярам и мойщикам.
В основу разработки укрупненных нормативов (норм) времени были положены следующие материалы:
· Отраслевые типовые нормы времени на ремонт автомобилей в условиях АТП (Постановление Минтруда РФ от 12.05.1992 г. № 14);
· "Основные методические положения по нормированию труда рабочих в народном хозяйстве", М., НИИ труда, изд. 1987 г.;
· Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; выпуски 1, 2, М., Машиностроение, 1988;
· хронометражные наблюдения и фотографии рабочего дня, проведенные в условиях автотранспортных предприятий;
· каталоги, справочные материалы.
Нормы времени даны на единицу объема работы, подлежащей выполнению одним исполнителем, указаны в человеко-часах, определены аналитически-исследовательским методом и рассчитаны по формуле (2.1):
( 2.1)
где:
Топ - оперативное время на операцию, чел.-час.; (берётся из технологической карты).
К - сумма времени на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные работы, отдых и личные потребности в процентах от оперативного времени.
На основании анализа одноименных затрат времени, определенных с помощью фотографии рабочего дня, проведенных в производственных условиях автотранспортных предприятий, данная величина "К" составляет в среднем 13%. Затраты времени в зависимости от вида выполняемой работы представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. – Затраты времени в зависимости от вида выполняемой работы
№ п/п | Вид работы | Затраты времени в % | |||
Время на подготовительно-заключительную работу | Время на обслуживание рабочего места | Время на отдых и личные потребности | Всего | ||
Постовые работы | |||||
1. | Снятие агрегатов, узлов и деталей с автомобиля | 3.5 | 4.0 | 7.0 | 14.5 |
2. | Установка агрегатов, узлов и деталей на автомобиль | 3.8 | 4.0 | 7.0 | 14.8 |
Участковые работы | |||||
1. | Слесарные работы по ремонту агрегатов и узлов | 3.5 | 2.5 | 6.0 | 12.0 |
2. | Слесарные работы по ремонту электрооборудования | 3.0 | 3.0 | 6.0 | 12.0 |
3. | Слесарные работы по ремонту приборов системы питания | 3.0 | 3.0 | 6.0 | 12.0 |
4. | Медницкие работы | 3.5 | 2.5 | 6.0 | 12.0 |
5. | Жестяницкие работы | 3.5 | 4.0 | 7.0 | 14.5 |
6. | Кузнечно-рессорные работы | 3.5 | 4.0 | 7.0 | 14.5 |
7. | Арматурно-кузовные работы | 3.5 | 2.5 | 7.0 | 13.0 |
8. | Шиномонтажные работы | 3.5 | 2.5 | 7.0 | 13.0 |
9. | Обойные работы | 3.5 | 2.5 | 6.0 | 12.0 |
10. | Малярные работы | 3.5 | 4.5 | 6.0 | 14.0 |
При внесении поправок в Единый тарифно-квалификационный справочник наименования профессий, разряды работ, указанные в данном сборнике, должны соответственно изменяться.
Нормы времени установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ, характерных для большинства автосервисных предприятий.
При внедрении на предприятиях более современной, чем предусмотрено в типовых нормах, технологии работ, обеспечивающей рост производительности труда, следует данные нормы времени корректировать.
При разработке норм времени могут использоваться данные завода-изготовителя, а также данные хронометража непосредственного выполнения операций с учётом выполнения диагностической и исполнительской части операций.
Нормами учитывается время, затрачиваемое рабочими на подготовку рабочего места, получение материалов, инструмента и приспособлений, с подноской их к месту работы и сдачей после окончания работы, на заправку и заточку инструмента в процессе работы, обслуживание приспособление и оборудования, получение заданий и оформление нарядов, а также перемещение материалов, деталей и оборудования на расстояние до 30 м (с учетом одной физкультурной паузы).