Состав электромонтажных работ
Электромонтажные работы - это специальные строительные работы, выполняемые при возведении и реконструкции зданий и сооружений различного назначения и связанные с монтажом электрических сетей (воздушных и кабельных линий электропередачи, токопроводов, электропроводов и др.) и электрооборудования (электрических машин, распределительных пунктов, пультов управления и др.).
Электромонтажные работы обычно проводятся в два этапа.
-первый этап, осуществляемый одновременно с общестроительными работами, включает установку крепёжных (закладных) деталей в строительных элементах для последующего крепления к ним электрооборудования и электромонтажных конструкций, укладку в фундаментах и перекрытиях зданий (сооружений) труб для электропроводок, устройство в стенах гнёзд для розеток и выключателей и т. п. При этом укрупнительная сборка электрооборудования и кабельных конструкций, изготовление трубных блоков, стендовая заготовка проводов и кабелей для осветительных сетей и других производятся вне монтажной зоны в специально оборудованных мастерских электромонтажных заготовок (МЭЗ).
- на втором этапе электромонтажных работ осуществляются транспортировка, установка в проектное положение, сборка электрооборудования и электромонтажных конструкций, прокладка кабелей и проводов и присоединение их к смонтированному электрооборудованию. Электромонтажные работы завершаются пусконаладочными работами, из которых наиболее сложной является наладка устройств релейной защиты и систем автоматического управления электроприводами.
Механизация электромонтажных работ обеспечивается применением строительных, машин и механизмов общего назначения (например, автопогрузчиков, подъёмников, автокранов и т. п.), а также специализированных электромонтажных механизмов, приспособлений и инструментов.
Сокращение сроков и повышение производительности труда при электромонтажных работах обеспечиваются, в первую очередь, применением индустриальных методов монтажа электрооборудования, доставкой к месту электромонтажных работ электромонтажных конструкций и элементов электрических сетей укрупнёнными узлами и блоками, изготовленными и собранными в МЭЗ. Уровень индустриализации электромонтажных работ в значительной мере обусловлен объёмом промышленного производства комплектного электрооборудования и электрических сетей, имеющих высокую степень монтажной и наладочной готовности. Одно из основных направлений дальнейшей индустриализации электромонтажных работ - применение объёмных электротехнических устройств (например, помещений станций управления электроприводами, городских трансформаторных подстанций), поставляемых промышленностью с полностью смонтированным и налаженным электрооборудованием; при этом электромонтажные работы сводятся к установке таких устройств и присоединению их к внешним электрическим сетям.
3. Структура цеха
Рисунок 1- Структура цеха
4. Материалы для электромонтажных работ
При производстве электромонтажных работ, и, в частности, на крупных энергетических объектах - большое значение имеет своевременное обеспечение монтажа всеми необходимыми материалами, номенклатура которых весьма обширна и разнообразна.
Все монтажные материалы, используемые в процессе производства электромонтажных работ, по своему назначению делятся на две большие группы: основные и вспомогательные материалы.
К первой группе относятся материалы и изделия, остающиеся после монтажа в смонтированных сооружениях и устройствах. Сюда входят:
черные металлы и изделия из них (сортовой металл, опорные и кабельные конструкции, электроконструкции, ограждения, трубопроводы, шины заземления, крепёжные изделия и т.д.); цветные металлы и изделия из них (сортовой металл, электротехнические шины, трубопроводы специального назначения, провода и кабели, установочные и крепёжные изделия и пр.);
электроизоляционные материалы (твёрдые и полутвёрдые, мягкие и жидкие, включая изоляционное трансформаторное масло);
лаки, эмали и краски, а также соответствующие растворители и разбавители для них;
химические материалы (кислоты, щёлочи, клеящие составы);
текстильные и прочие волокнистые материалы;
резиновые, пластмассовые и другие прокладочные изделия;
электроды, присадки, припои.
К группе вспомогательных относятся материалы, расходуемые без остатка в процессе производства работ:
Горючие материалы (топливо), сжатые и сжиженные газы, смазочные масла;
Лесные, строительные и некоторые другие материалы и изделия чисто подсобного характера.
Порядок заготовки различного вида монтажных материалов и изделий в основном заключается в следующем.
Для основных материалов, расходуемых в относительно больших количествах (металлы, провода, кабели), номенклатура и потребность определяется в соответствии с проектной документацией, а снабжение ими является обязанностью заказчика (генерального подрядчика).
Снабжение монтажа остальными основными материалами (изоляцией, лаками и красками, установочными и крепёжными изделиями и др.), а также вспомогательными материалами осуществляется обычно монтажными организациями. Расход этих материалов обычно невелик и такой порядок обеспечивает более организованное и квалифицированное снабжение всем необходимым в соответствии с графиком работ.
Потребность в этих случаях определяется обычно непосредственно монтажным персоналом по типовым (справочным) или опытным данным.
На месте работ должны быть обеспеченны условия для приёмки, хранения и использования поступающих материалов. Неправильное хранение материалов легко может привести к их преждевременной порче.
5. Электромонтажные изделия
Являясь неотъемлемой частью электротехнической установки, электромонтажные изделия оказывают большое влияние на ее качество и потому должны отвечать ряду требований. Основные из них сводятся к следующему:
Электромонтажные изделия для закрепления проводников, комплектных устройств или аппаратов должны обладать достаточной механической прочностью.
Изделия, которыми проводники не только закрепляются, но и изолируются, должны, кроме того, обладать еще и электрической прочностью.
Вредное влияние внешней среды на электромонтажные изделия, например окисление контактных поверхностей, ржавление стальных деталей и т. п., должно исключаться защитным покрытием (окраской, хромированием и т. п.) или применением для их изготовления антикоррозийных, т. е. не подверженных разрушающему действию среды, материалов.
Электромонтажные изделия должны обеспечивать удобство, простоту и высокую производительность при выполнении электромонтажных работ. Следовательно, их конструкция должна учитывать применение в процессе монтажа наиболее совершенных инструментов, механизмов и технологических методов и создавать благоприятные предпосылки для широкой индустриализации и механизации.
Электромонтажные изделия должны быть надежны и удобны в эксплуатации, долговечны и легко заменяемы.
Массовость выпуска требует достаточной технологичности. Это значит, что применяемые материалы и технологический процесс должны способствовать предельной простоте изготовления. Перечисленные требования находят отражение в конструкциях электромонтажные изделий. Отметим, что применение прогрессивных электромонтажных изделий дает большую экономию, ускоряет монтаж, улучшает условия труда. Например, современные зажимы разного рода, а также закрепляемые опрессованием наконечники, соединители и оконцеватели позволяют отказаться от трудоемкого процесса сварки и пайки и экономят дефицитное олово; дюбели для всевозможных креплений совместно со специальным инструментом по сравнению с другими видами креплений сокращают во много раз время для установки аппаратов, комплектных устройств и т. п.; лотки для прокладки проводов значительно ускоряют монтаж и создают большие удобства в эксплуатации, так как обеспечивают легкую замену проводов и добавление их в необходимых случаях.
Все электромонтажные изделия могут быть разделены на следующие характерные группы: изделия для шинных прокладок; изделия для кабельных прокладок; изделия для трубных прокладок; изделия для внутренних проводок: изделия для соединения и оконцевания проводов и кабелей;
изделия для проводок вторичной коммутации; изделия для осветительных установок; крепежные изделия; разные монтажные изделия.
6. Электромонтажные конструкции
Монтажные изделия и детали используются во всех электрических установках и при всех видах электромонтажных работ и операций. Они применяются при подготовке трасс для прокладки проводов, кабелей, шин и при их прокладке, закреплении, соединении и присоединении к машинам, приборам и аппаратам, используются для защиты их от воздействий окружающей среды и механических повреждений, а также для установки приборов, аппаратов, светильников и др.
Конструкции и детали для прокладки проводов и кабелей.
Лоток представляет собой сварную металлическую решетчатую конструкцию, состоящую из двух параллельных профилей или пластин (полос). Для прокладки проводов и кабелей применяют сварные и перфорированные лотки, которые комплектуются различными деталями: уголочками, уголками для разделения прокладываемых проводов и кабелей различных цепей, подвесками и пряжками для крепления кабелей на сварных лотках, прижимами для крепления лотков к кабельным полкам.
Короба представляют собой профили прямоугольной формы из листовой стали со съемными крышками. Изготавливают короба следующих размеров: 60x30, 220x117 мм и др. Сечение типового короба эквивалентно сечению стальной трубы с диаметром 2". Короба комплектуют из прямых секций, крестовин, тройников, угольников для поворота трассы в горизонтальной плоскости, по вертикали вверх и вниз, торцовых крышек и соединительных скоб, а также вспомогательных деталей для крепления к строительным конструкциям — скоб и подвесов. Длина прямой секции короба 3 м. Стальные короба КЛ-1 и КЛ-2 служат для прокладки в них питающих проводов и подвески к ним люминесцентных светильников в один и два ряда.
Кабельные конструкции, предназначенные для прокладки кабелей в производственных помещениях, тоннелях, каналах и других кабельных сооружениях, собираются из стандартных элементов — стоек и полок. Стойки, укомплектованные полками, закрепляются в строительных основаниях, на полках прокладывают кабели и горизонтальными рядами. Стойки могут быть высотой 400, 600, 800, 1200 и 1800 мм с числом овальных отверстий для установки полок соответственно 8, 12, 16, 24 и 36. Длина полок 160, 250, 350 и 450 мм.
Кабели укладывают непосредственно на полках либо в лотках, устанавливаемых на них. Современные кабельные конструкции изготавливается из оцинкованной стали. Разновидностью сборных кабельных конструкций являются стойки с закладными подвесками для прокладки кабелей рядами в вертикальной плоскости. Дополнительно к этим основным изделиям для прокладки кабелей выпускаются некоторые комплектующие детали: скобы для крепления кабельных стоек пристрелкой; лотки для укладки соединительных муфт на сборных кабельных конструкциях; основания для установки одной полки и для укладки и соединения асбоцементных разделительных перегородок; подвески и соединители.
Соединения и ответвления проводов выполняются в стальных и пластмассовых коробках разных размеров для различных видов электропроводок. Коробки для тросовой электропроводки и для проводки в трубах рассматриваются далее.
Монтажные профили и полосы из перфорированной стали. Выпускаемые предприятиями изделия из перфорированной стали — полосы, пинты, швеллеры, рейки и другие монтажные профили с перфорацией обеспечивают изготовление различных опорных и крепежных конструкций с минимальными трудовыми затратами в мастерских и при монтаже. Из них получают рамы и каркасы для сборки блоков щитков и пусковых устройств, их используют для подвески собранных в блоки светильников и крепления труб, проводов и кабелей.
Применение монтажного профиля с закладной гайкой позволяет крепить трубы, кабели, аппараты без подготовки новых отверстий при изменении мест крепления. Из перфорированной полосы легко изготовить планки, скобы, траверсы. Полосы с пряжками облегчают закрепление труб или кабелей привязкой. Эти пряжки имеют вырезы для закрепления в перфорации полосы и прямоугольные отверстия для подосок, крепящих кабели или трубы.
7. Внешний монтаж электрооборудования
Под внешним электромонтажом понимают монтаж кабелей и кабельных трасс, включающий такие технологические процессы и операции, как затяжка укладка, крепление, разводка, разделка, маркировка, заземление и ввод кабелей в электрооборудование, а также уплотнение мест прохода кабелей через палубы и непроницаемые переборки.
Затяжку магистральных кабелей производят в соответствии со схемой и планом затяжки поэтапно с учетом требований принятого метода (принципиальной технологии) ЭМР и НСР. При затяжке кабелей используют в основном три способа: односторонний, транзитный и двухсторонний. По одностороннему способу кабель на большую часть длины затягивается по маршруту затяжки в одном направлении. По транзитному способу отдельные помещения кабель может проходить транзитом без укладки в трассу, если в переборках или палубах имеются отверстия достаточных размеров (вырезы, кабельные коробки). По двухстороннему способу кабель сначала затягивается в одном направлении примерно на половину его длины, затем, оставшаяся на барабане часть кабеля сматывается и укладывается в виде технологической бухты ("восьмерки") на специально устанавливаемый в пункте затяжки деревянный настил, после чего вторым концом кабель подается по маршруту затяжки в противоположном направлении. Двухсторонним способом рекомендуется затягивать кабели длиной более 60м. Затяжку каждого кабеля в одном направлении производят до тех пор, пока его стоп - марка не достигнет контрольной переборки, положение которой относительно пункта затяжки зависит от способа затяжки. Для всех способов, кроме транзитного, в качестве контрольной переборки принимают первую переборку по направлению затяжки по маршруту прокладки. При транзитном способе затяжки контрольных переборок может быть несколько, в зависимости от числа кабелей в пучке и их начальных адресов. Каждый затянутый кабель сразу же, начиная от контрольной переборки, в обоих направлениях укладывается в штатные кабельные подвески с выгибом всех радиусов поворота. При креплении кабелей скобами формирование пучков производится двумя способами в зависимости от их конфигурации. В однорядных пучках кабели укладывают в штатные скобы, закрепленные одной лапкой, в многорядных пучках кабели дополнительно временно увязывают в местах поворотов трассы, в местах отвода от общей трассы, у кабельных коробок, а также на прямых участках через три-пять штатных креплений. В некоторых случаях дополнительной увязки требуют пучки кабелей с металлическими оплетками, обладающие пружинящими свойствами. Неуложенными оставляют концы кабелей на длине, необходимой для разводки около электрооборудования и ввода в него.
В первую очередь затягивают и укладывают магистральные кабели. Затяжка и укладка местных кабелей производится в перерывах между затяжкой магистральных и после ее окончания. Концы кабелей с наружными металлическими оплетками перед затяжкой подготавливают специальным образом — сдвигают оплетку, обрезают конец кабеля длиной 100-150 мм, затем оплетку возвращают обратно и закручивают на конус. Такое закручивание препятствует сдвиганию оплетки при затяжке, кроме того, оно обеспечивает закрепление троса при затягивании кабеля через трубу. На концах оптических кабелей перед затяжкой закрепляют специальные захваты. При затягивании через трубу кабеля, не имеющего наружной металлической оплетки, на его конец надевают отрезок стальной плетенки длиной 15-20 диаметров кабеля и закрепляют с помощью бандажа из мягкой стальной проволоки. Свободный конец плетенки соответствующий половине ее общей длины закручивают на ковше. Перед затягиванием через трубу пучка кабелей на их концы надевают отрезки стальной плетенки длиной 1,0-1,3 м, закрепляют их и связывают свободные концы бандажом из мягкой стальной проволоки. В процессе затягивания кабелей через трубы выполняют следующие операции:
-удаляют с концов трубы технологические заглушки и продувают ее сжатым воздухом;
-пропускают через трубу жесткую стальную проволоку диаметром 2-3 мм, имеющую на конце шарик или продувают сжатым воздухом шпагат;
-к концу проволоки (шпагата) прикрепляют мягкий стальной трос диаметром 4-5мм и вручную протягивают через трубу;
-трос соединяют с помощью проволочного бандажа или специального патрона с подготовленным концом кабеля или пучка кабелей;
-протягивают кабели за трос через трубу вручную или при помощи лебедки.
Для облегчения прохождения кабелей рекомендуется пересыпать их графитовым порошком или тальком, а также легко ударять молотком в местах изгиба трубы. После затяжки кабелей через трубу проверяют целостность их жил и измеряют сопротивление изоляции относительно корпуса. Трубы большой длины или с несколькими изгибами выполняют из отдельных частей, соединяемых монтажными коробками с фланцевыми крышами. В этих случаях затяжку кабелей в трубу выполняют поэтапно. Сначала затягивают кабель на участке от конца трубы до первого разъема, укладывая его восьмеркой. Затем затягивают кабель на втором участке трубы и т. д. При затягивании кабеля через сальник на него предварительно надевают нажимную гайку и шайбу. При затягивании кабелей через кабельные коробки предварительно и после затягивания каждого ряда с обоих торцов коробки устанавливают деревянные прокладки сечением примерно 10x30 мм2.
Крепление кабельных трасс производится после окончания затяжки и укладки по всей длине соответствующих пучков кабелей одновременно с их окончательным выравниванием. Для предохранения кабелей с наружными пластмассовыми и металлическими оболочками от пережатия и электрохимической коррозии под крепежными скобами и в подвесках устанавливают защитные прокладки из электротехнического картона или поливинилхлоридного пластиката (в сырых помещениях). В подвесках дополнительно устанавливают под замком прокладки из губчатой резины.
Разводкой кабелей называют их укладку и крепление в районе установки электрооборудования. Производят ее в соответствии с монтажными чертежами прокладки кабелей и технологическими инструкциями по электромонтажу после укладки и крепления кабелей таким образом, чтобы обеспечивались внешний запас кабелей, допустимые радиусы изгиба и прямолинейные участки непосредственно у ввода в электрооборудование.
Разделка кабелей заключается в отрезании излишней длины, снятии на требуемом расстоянии защитных оболочек, а также закреплении металлической наружной оплетки. Разметка разделки кабелей осуществляется при помощи шаблона из отожженной стальной проволоки диаметром 2-3 мм. К вводу кабелей приступают после разводки и разделки всех кабелей, подключаемых к данному электрооборудованию. В зависимости от конструктивного исполнения электрооборудования ввод кабелей может осуществляться через сальники, втулки пли групповые отверстия. При этом должны обеспечиваться требуемые расстояния от места среза наружной защитной оболочки до внутренней поверхности стенки электрооборудования (3-5 мм при вводе через сальники и 5-10 мм приводе через вырезы и втулки). Во всех случаях, кроме ввода через сальники, кабели в месте ввода должны закрепляться при помощи штатных хомутиков и скоб или бандажа из поливинилхлоридной ленты. После ввода и закрепления кабели не должны ограничивать вибрационные перемещения электрооборудования, установленного на амортизаторах. Штатная маркировка выполняется только для магистральных кабелей при помощи поясковых бирок с обозначенным на них индексом кабеля. Маркировочные бирки закрепляют в местах ввода кабелей в электрооборудование (на расстоянии 50-80 мм от места ввода) и в местах прохода через переборочные сальники (на расстоянии 250-500 мм по обе стороны от переборки или палубы).
Заземление металлических оболочек кабелей производится с целью обеспечения их
надежного электрического соединения с корпусом судна для зашиты от поражения электрическим током и от помех радиоприему. Стальные оплетки заземляют на обоих концах кабеля на расстоянии не более 300 мм от места ввода в электрооборудование. Медные — на обоих концах в местах выхода кабелей на открытую палубу, при вводе в радиорубку, а также через каждые 3-5 м по маршруту прокладки на открытой палубе. Заземление осуществляется в зависимости от марш кабеля, способа ввода в электрооборудование и крепления, количества кабелей в пучке и прочих особенностей прокладки при помощи припаиваемых латунных луженых лент, специальных гибких перемычек, косичек, сплетенных из прядей экранной оплетки, шинок - перемычек, свинцовой фольги токопроводящего покрытия. Места подсоединения заземляющих перемычек к корпусу прибора грунтуют и закрашивают эмалью. Подробное описание технологических процессов заземления кабелей приводится в отраслевых стандартах и ведомственных технологических инструкциях. Вышеперечисленные работы по внешнему монтажу производятся практически одновременно во всех помещениях технологического района монтажа по мере затягивания кабелей. Места прохода кабелей через переборки, палубы, а также места ввода в электрооборудование в необходимых случаях уплотняют с целью предотвращения проникновения воды атмосферной влаги или газов. Для этого служат кабельные уплотнительные коробки, уплотнительные патрубки, переборочные и приборные сальники. Кабельные коробки перед затяжкой кабелей проверяют на отсутствие острых кромок, заусениц, пятен коррозии, удаляют их и обезжиривают внутренние поверхности. После затягивания всех кабелей, проходящих через коробку, производят заделку ее торцов. Для этого кабели в местах входа в коробку обматывают асбестовым шнуром и поверх наносят специальную быстро твердеющую замазку. Заливку кабельных коробок выполняют эпоксидно-тиоколовым компаундом при помощи шприца-насоса. Подача компаунда в палубные коробки производится сверху, а в переборочные — через заливочные штуцеры, расположенные в нижней части коробки. При этом предварительно вывертываются болты отверстий в верхней части коробки для выхода воздуха. В торцевых кабельных коробках на завершающей стадии производится поджатие нажимных фланцев. Продолжительность отвердения компаунда 6-8 суток.
В современном судостроении применяются также разборные уплотнительные коробки. Герметизация в них обеспечивается механическим обжатием кабелей, помещаемых в специальные резиновые уплотнительные элементы (модули) Уплотнительные патрубки уплотняют эпоксиднотиоколовым компаундом, но с добавлением наполнителя - резиновой крошки и последующим его сжатием шайбой и металлическим кольцом при равномерной затяжке упорных винтов. Сальники уплотняют путем обжатия нажимной шайбой и гайкой уплотняющего материала. Для кабелей в резиновой оболочке используют набивочную массу типа 421А и полимерно-мастичный шнур или асбестовый шнур, пропитанный в массе 421А. Для кабелей в пластмассовой оболочке используют эпоксидно-тиоколовый компаунд и аналогичные шнуры. В некоторых случаях приборные сальники уплотняют при помощи резиновых колец.
Одновременно с уплотнением приборных сальников уплотняющей массой можно обеспечить и заземление металлической оплетки, зажимая ее венчиком между двумя шайбами - контактной и прижимной, вдвигаемыми в корпус сальника перед наворачиванием гайки. Качество уплотнения проверяют при испытаниях помещений на герметичность путем создания в них избыточного давления или обдувая уплотнительные устройства воздухом под давлением 30-40Н/см2 с расстояния 100 мм. Контроль просачивания воздуха осуществляется наблюдением за обратной стороной уплотнительного устройства покрываемой мыльным раствором. Места ввода кабелей в трубы уплотняют при помощи сальников или асбестового шнура пропитанного в массе 421А.
8. Внутренний монтаж электрооборудования
Под внутренним электромонтажом понимают комплекс работ, связанных с подключением электрооборудования. В их число входят следующие основные технологические процессы и операции: отрезка жил кабелей на нужную длину, контактное, защитное и защитно-уплотнительное оконцевание кабелей, местная герметизация, заземление экранов жил, маркировка, укладка, увязка жил и их подключение к контактным клеммам, а также монтаж электрических штепсельных соединителей (разъемов). Работы по внутреннему монтажу начинают сразу после ввода всех кабелей в подключаемое электрическое устройство. Перед их началом должно быть проверено соответствие ввода каждого кабеля проектной электрической схеме соединений и чертежу установки электрооборудования и прокладки кабелей с их креплениями. Отрезка жил кабелей на нужную длину, если она не выполнена при разделке кабелей, производится с использованием разметочного проволочного шаблона. Длина жил кабелей в электрооборудовании после отрезки должна соответствовать следующим требованиям: - для рабочих жил сечением до 2,5 мм2 включительно длина равна расстоянию от места ввода кабеля до соответствующей контактной клеммы с учетом прокладки жилы вдоль стенок электрооборудования, соблюдения допустимых радиусов изгиба (не менее трех диаметров жилы) и запаса на каждую жилу 40-50 мм. Допускается длину всех жил делать одинаковой, равной длине жилы до наиболее удаленного контакта; - для жил сечением более 2,5 мм2 длина равна расстоянию от места ввода до контакта при условии свободной укладки; - в светильниках длина равна расстоянию от места ввода до контакта с запасом на переоконцевание 40-50 мм; - для запасных жил многожильных кабелей длина равна наибольшей длине рабочих жил. Контактное оконцевание производится путем обработки концов токоведущих жил с целью обеспечения надежного электрического контакта при подключении их к клеммам электрооборудования. Такая обработка может заключаться в зачистке и лужении концевого участка токопроводящей жилы (оконцевание штырем с лужением), скручивании конца жилы в кольцо с последующим облуживанием (оконцевание кольцом с полудой), креплении к жиле путем прессовки гильзы или путем закрепления различными способами кабельных наконечников. Трубчатые наконечники предназначены для оконцевания жил сечением 2,5-300 мм. Лепестковые наконечники, используются для оконцевания жил сечением 2,5-400 мм — для жил сечением 0,35-1,5 мм2. Блочные наконечники применяются для оконцевания жил сечением до 1,5 мм2, кольцевые — для жил сечением до 2,5 мм2. В связи со сложностью операции контактного оконцевання оптических кабелей (необходимость шлифовки мест среза оптических волокон, юстировка их осей с осями оптического соединителя и т.п.) этот процессы выполняют в цеховых условиях с использованием специального оборудования и инструментов. На судно доставляют полностью подготовленные к монтажу оптические кабели в виде кабельных оптических линий — изделий, состоящих из оконцованных с двух сторон соединителями оптических кабелей и элементов уплотнительных устройств. Защитное оконцевание производится с целью предохранения изоляции жил от внешних воздействий (света, паров воды масла и других агрессивных жидкостей, тепла незначительных механических воздействий). Выполняется шлем намотки в полнахлеста на изоляцию жилы поливинилхлоридной ленты или надевания поливинилхлоридной трубки. При возможных воздействиях температур, превышающих значения, установленные техническими условиями на кабель, для защитного оконцевания применяют специальные термостойкие трубки из кремнийорганической резины или стекловолокна, а также стеклоленту. Такой вид оконцевания обычно называют теплозащитным. Уплотнительное оконцевание производится для защиты от проникновения влаги воздуха внутрь негерметизированных кабелей с резиновой изоляцией при подключении их к электрооборудованию не водозащищённого исполнения. Обычно оно сочетается с защитным и носит название защитно - уплотнительного. Его особенностью является бандажировка поливинилхлоридной лентой в два слоя мест среза защитной и изоляционных оболочек. Для защитно-уплотнительного оконцевання силовых кабелей с жилами сечением более 4 мм2 рекомендуется применять специальные пластмассовые оконцеватели.
Местной герметизации подлежат все негерметизированные магистральные кабели, вводимые в электрооборудование негерметического исполнения. Выполняется местная герметизация путем нанесения эпоксидно - тиоколового компаунда в междужильные пространства в местах среза защитной и изоляционной оболочек с последующим наложением общего бандажа из поливинилхлоридной ленты в два слоя. У кабелей с резиновой изоляцией дополнительно раскручивают и промазывают компаундом проволочки жил в местах от среза изоляции до наконечника. Эта операция исключает возможность проникновения воздуха по кабелю из помещения в помещение. Экранные оболочки жил заземляют в местах ввода внутри электрооборудования. Для этого используют медную плетенку, припаиваемую к оплеткам всех экранированных лент кабеля с последующей бандажировкой поливинилхлоридной лентой. Можно также использовать косички, сплетенные из штатных оплеток токоведущих жил — групповые и индивидуальные, припаиваемые к заземляющей латунной ленте. Заземление также возможно с использованием токопроводящего покрытия, которое наносят в месте среза на защитную оболочку кабеля (на длине 10 мм от среза), в междужильное пространство и на экраны жил (на длине 20 мм). После этого собирают жилы в пучок, сверху накладывают несколько витков медной плетенки, выполняющей роль перемычки заземления, и бандаж из поливинилхлоридной ленты. На жилы, экранированные металлизированной бумагой, предварительно в месте среза защитной оболочки кабеля накладывают два - три слоя ленты из свинцовой фольги, надевают медные плетенки и прижимают их к жилам бандажом из медной луженой проволоки диаметром 0,5 мм. После этого одна из плетенок используется в качестве заземляющей перемычки. Маркировка жил должна соответствовать маркировке контактных клемм электрооборудования, к которым они подключаются, или монтажной схеме подключения, маркировка не производится лишь в тех случаях, когда отсутствует штатная маркировка контактных клемм или порядок подключения жил не влияет на правильность функционирования электрооборудования.
Для маркировки используют поливинилхлоридные бирки-трубки, надеваемые поверх защитного оконцевания (для жил сечением 2,5 мм2 и менее), привязные бирки из фибры или электрокартона (для жил сечением свыше 2,5 мм2)липкую маркировочную ленту. Маркировочных бирок может быть две, например, в тех случаях, когда в электрооборудовании имеется более одной клеммной платы. При этом на бирке, установленной ближе к контакту, обозначается номер контакта, а на другой — номер платы. На запасные жилы закрепляют три маркировочных бирки - трубки. Две из них чистые, а на третью наносится номер жилы в соответствии со схемой подключения или присвоенный при прозвонке. Жилы сечением до 2,5 мм2 укладывают внутри электрооборудования по периметру и между рядами клеммных плат в соответствии с монтажной схемой подключения увязывают в жгуты при помощи ниток или перфорированных поливинилхлоридных поясков с кнопками, и подключают к клеммам. Запасные жилы увязывают и укладывают отдельно от остальных, изолируя наконечники поливинилхлоридной клейкой лентой. Жгуты жил закрепляют с помощью специальных платных устройств. При наличии в электрооборудовании монтажных пластмассовых коробов (пеналов) жилы размешают в них без увязки и крепления. Монтаж электрических и радиочастотных соединителей включает: разделку кабеля, подготовку к монтажу, заземление металлических оплеток кабеля и жил, маркировку жил, припайку их к контактам соединителя, его сборку и заделку места ввода кабеля. Эти операции выполняют, как правило, в цеховых условиях в соответствии с типовыми технологическими инструкциями в зависимости от марш кабеля и типа соединителя.
9. Сдаточные испытания электрооборудования
Наибольший по продолжительности и трудоемкости объем испытательных работ выполняется на этапе швартовных испытаний. Решаемые при их проведении задачи:
-оценка качества ЭМР;
-проверка факта готовности смонтированного электрооборудования к эксплуатации по прямому назначению;
-общая оценка электроэнергетической системы судна и ее проверка на соответствие проектной и нормативно-технической документации.
Для обеспечения решения этих задач в составе проекта судна разрабатывается программа швартовных испытаний, включающая раздел по электротехнической части. Для отдельных электрических схем, устройств или комплексов по согласованию с заказчиком могут составляться специальные программы. Программы швартовных испытаний составляют на основе типовых программ, приводимых в отраслевых и государственных стандартах с учетом требований технических условий на поставку электрооборудования. Они устанавливают виды, объем и последовательность проведения экспериментов, условия, место и сроки их проведения, а также формы отчетности по их результатам. Методы проведения экспериментов, состав контрольно-измерительной аппаратуры и вспомогательных устройств, формы представления и способы обработки полученных результатов, способы оценки точности и достоверности измерения параметров, а также требования техники безопасности и охраны труда приводятся в специальных документах — методиках проведения испытаний, разрабатываемых отдельно для каждого испытуемого объекта. Швартовные испытания электрооборудования в большой степени определяют завершение работ по монтажу, настройке и сдаче представителю заказчика всех судовых устройств и систем. Поэтому с целью сокращения их продолжительности и разгрузки достроечного и сдаточного этапов постройки судна целесообразно возможно больший объем испытаний электрооборудования проводить на стапельном и достапельных этапах.
В настоящее время вошли в практику испытания электрооборудования по некоторым пунктам программы швартовных испытаний еще до установки его на судне. Для этого используются специальные стенды, на которых испытывают электрические машины статические преобразователи, пульты систем централизованного контроля и управления, электрораспределительные устройства аппаратура связи, электронавигационное оборудование и т.п. На стендах также испытывают электрооборудование, входящее в состав СМЕ, агрегаты и функциональные модули. Все возможные виды испытаний проводят также в блоках судна еще до их стыковки на стапеле. Некоторые электрические схемы, электротехнические устройства и даже сложные комплексы не связанные с механическими установками, проверяются в действии по прямому назначению по мере завершение их монтажа на стапеле, при питании с берега. В их число входят сети судового освещения, электронагревательные приборы, камбуз, внутрисудовая связь, электросигнализация, пожарные посты, вентиляция и т.п.
Непосредственно на плаву испытывают электрооборудование систем, требующих наличия водной среды, а также завершают швартовные испытание электрооборудования в составе судовых комплексов. К таким комплексам относятся:
-силовая установка с механизмами и системами обслуживания;
-электроэнергетическая установка с системами контроля и управления;
-котельная установка с обеспечивающими насосами;
-общесудовые системы (пожарная, осушительная, забортной воды балластная и т.п.).
Целью ходовых испытаний является проверка эксплуатационных и мореходных качеств судна, а также проверка надежности работы всех судовых устройств и систем во взаимодействии в условиях качки и ходовой вибрации. На этом этапе проводят испытательные режимы главной энергетической установки в целом на экономических и полных ходах, проверяют работу рулевого устройства на полном переднем и заднем ходах, испытывают якорное устройство на максимальной расчетной глубине. В обусловленных программой ходовых испытаний режимах производят сдачу радиостанции электрорадионавигационных комплексов, а также специальных устройств и систем, определяющих назначение судна. Целесообразно сокращать объем и продолжительность ходовых испытаний путем переноса проверки отдельных режимов и пунктов программы на этап швартовных испытаний. Этому способствует внедрение на судостроительных заводах гидротормозов и разгрузочных приспособлений, обеспечивающих возможность испытания главных двигателей при стоянке судна на швартовах. Важное значение имеет как можно более ранняя подготовка к действию судовой электростанции, поскольку с ее функционированием связаны настроечные и сдаточные работы по большому числу судовых устройств и систем. Программа ее испытаний должна предусматривать проведение основного объема НСР в достапельный и стапельный периоды постройки судна с тем, чтобы окончательная сдача электростанции была проведена сразу же после спуска судна на воду. Для этих целей используют испытательные стенды и имитаторы, позволяющие обеспечить проведение НСР по отдельным генераторным агрегатам еще до их установки на судне, а также различные способы загрузки электростанции без использования судовых потребителей. К таким наиболее распространенным способам относятся испытания на нагрузочные устройства, имитирующие с требуемой точностью испытательные режимы и испытания на береговую сеть с отдачей энергии в энергосистему. Для метрологического обеспечения сдаточных испытаний целесообразно применять измерительно-вычислительные комплексы на базе микро-ЭВМ.
10. Заключение
Учебная практика проходила на базе ОАО ТГК-2 ГУ по Архангельской области Северодвинские городские тепловые сети. В процессе учебной практики были изучены инструменты, оборудование, технологические процессы. Выполнялись работы по разметке мест крепления магистральных, местных и смешанных кабелей. Были составлены маршрутно-технологические карты на внешний и внутренний монтаж кабелей и электрооборудования, технологические карты ступенчатой разделки кабелей и монтажа концевых и соединительных муфт, проведены следующие работы:
1.Пайка, лужение, контактное оконцевание жил. 2. Приварка наконечников. 3. Заземление корпусов электрооборудования и металлических оплеток кабелей. 4. Сращивание и ремонт кабеля. 5. Прокладка и крепление магистральных, смешанных и местных кабелей 6. Разделка, разводка и ввод кабеля в электроустановки. 7. Защитное, уплотнительное оконцевание жил кабелей. 8. Укладка, увязка и подключение жил. 9. Монтаж штепсельных разъемов. |
Цели и задачи учебной практики достигнуты полностью.
Список использованных источников
1. Акулов К. Е. Технология судовых элкектромонтажных работ : учебник / К. Е. Акулов, Б.Д. Гандин и др. – изд. 2-е, прераб. – Л. : Судостроение, 1991. - 208 с., ил.
2. Баранов А. П. Судовые автоматизированные электроэнергетические системы : учебник для вузов / А. П. Баранов. - М. : Транспорт, 1998. - 328 с.
3. Г. И. Китаенко Справочник судового электротехника. Т.3. Технология электромонтажных работ / под ред.. – Л. : Судостроение, 1990. – 264 с.
4. Путято Ю. С. Технология электромонтажных работ на судах / Ю. С. Путято, Е. А. Иванов.- Л. : Судостроение, 1990. - 544 с.
5. Путято Ю. С. Справочник судового электромонтажника / Ю. С. Путято, Н. В. Еремеев, Б.Д. Гандин, Н. С. Лазаревский. - Л. : Судостроение, 1986. – 408 с.
6. Усатенко С. Т. Выполнение электрических схем по ЕСКД : справочник / С. Т. Усатенко, Т.К. Каченюк, М. В. Терехова. - М. : Издательство стандартов, 1999. - 325 с.
7. Фрейдзон И. Р. Судовые автоматизированные электроприводы и системы : учебник / И. Р.Фрейдзон. - Л. : Судостроение, 1998. – 472 с.
8. Фесенко В. И. Автоматизированные судовые электроприводы / В. И. Фесенко. - М. : Легкая пищевая промышленность, 1993. – 375 с.
9.Разработка и постановка продукции на производство. Изделия промышленные производственного назначения : ОСТ15-201-93, Москва.
10. Правила классификации и постройки морских судов / Морской регистр судоходства. – С-Петербург, 1999. – Часть 11. - 928 с.