Критерии отбора нововведений для выбора инновационной стратегии
Критерии отбора:
Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации:Оценивая инновационный проект по данному критерию, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.
К этой группе критериев относят:стратегическое планирование;отношение к риску;отношение к нововведениям;временной аспект.
Маркетинговые критерии:Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта – продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования – спрогнозировать спрос на новый продукт.
К маркетинговым критериям относят:выявление потребностей;потенциальный объем продаж;временной аспект;воздействие на существующие продукты;ценообразование;уровень конкуренции;каналы распределения;стартовые затраты.
Производственные критерии:Стадия производства является заключительной стадией реализации инновационного проекта, требующая тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом.
К этим критериям относят:новые технологические процессы;наличие численности и квалификации производственного персонала;соответствие имеющимся производственным мощностям;цена и наличие материалов;производственные издержки;потребности в дополнительных мощностях.
Финансовые критерии:При выборе инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия.
К этим критериям относят:стоимость НИОКР;вложения в производство;вложения в маркетинг;наличие финансов в нужные моменты времени;влияние на другие проекты, требующие финансовых средств;время достижения точки безубыточности и максимальное отрицательное значение расходов;потенциальный годовой размер прибыли;ожидаемая норма прибыли;отвечает ли проект критериям эффективности инвестиций, принятым в компании.
Научно-технические критерии:Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Технический успех – это получение желаемых технических показателей, при этом эти показатели должны быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки.
Анализ должен исходить из того, что:соответствует ли проект стратегии НИОКР в компании;оправдывает ли потенциал проекта изменения в стратегии НИОКР;вероятность технического успеха;стоимость и время разработки;патентная чистота;наличие научно-технических ресурсов для реализации проекта;возможные будущие НИОКР на базе проекта и применения новой технологии;воздействие на другие проекты.
Прочие критерии: Целевые критерии. Их состав определяется социально-экономической ситуацией в стране, полезностью для государства или региона.
Внешние и экологические критерии включают: правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость действующему законодательству; возможное влияние перспективного законодательства на проект; возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта; воздействие проекта на уровень занятости.
Критерии региональных особенностей реализации проекта. Вопросы риска при инновационных действиях могут дифференцироваться по различным регионам. Несмотря на единство экономической и правовой основы, местное самоуправление применяют ряд своих региональных актов, которые существенно влияют на степень инновационного риска по регионам Беларуси. Необходимо также учитывать ресурсные возможности регионов, степень социальной нестабильности, состояние инфраструктуры и другие факторы.
Критерии субъекта, осуществляющего инновационный проект, включают: навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи; стратегия в области маркетинга, наличие опыта и знаний об объёме операций на внешнем рынке; данные о финансовом состоянии; достигнутые результаты деятельности и их тенденции; показатели диверсификации.
40. Формы малого инновационного предпринимательства.
Основные виды:
Венчурные (рисковые) предприятия(Сущность: это относительно небольшое предприятие, занимающееся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений с неопределенным заранее доходом). Виды: внутренние венчуры – малые внедренческие фиомы, выделяемые из структуры корпораций на период создания и освоения новаций; внешние венчуры – малые независимые внедренческие фирмы, которые включаются в сферу деятельности крупных корпораций рутем предоставления им финансовых средств, консультаций, экспериментальной базы и т.д.
Инжиниринговые организации: Инжиниринг – это комплекс инженерно-консультационных услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению непосредственно процесса производства, обслуживанию сооружений, эксплуатации хозяйственных объектов и реализации продукции.Сущность: это организации, специализирующиеся на предоставлении инжиниринговых услуг. Такие компании пользуются статусом формально независимых, способны оказывать услуги одновременно в нескольких областях и привлекать к выполнению работ различных поставщиков оборудования, разные подрядные фирмы. Как правило, инжиниринговая компания включает в свой состав несколько крупных предприятий (или холдингов), каждое из которых осуществляет ту или иную функцию: проектирование, строительство, поставка оборудования и его установка, монтажные работы, ведение проекта, последующие работы (ремонт, сервис, обслуживание и тд). Компании, осуществляющие работы «под ключ» принято называть инжиниринговыми компаниями полного цикла.
Виды: специализированные фирмы, для которых предоставление инжиниринговых услуг есть основная сфера их деятельности (есть инженерно-консультационные фирмы, продукцией которых являются технические консультации. Они сами не занимаются ни производством, ни строительством. Сфера их деятельности широка);промышленные фирмы, сочетающие оказание инжиниринговых услуг с производственной деятельностью (Их обычно подразделяют на компании-проектировщики и компании-производители оборудования для определенных отраслей промышленности).
Консалтинговые организации. Консалтинг– консультирование производителей, продавцов, покупателей в сфере технологической, технической, экспертной деятельности. Услуги по исследованию и прогнозированию рынка, разработке маркетинговых программ и т.п. предоставляют специализированными консалтинговыми компаниями.
Виды работ:исследование и прогнозирование рынков;разработка маркетинговых программ;оценка эффективности проектов;создание и преобразование организационных структур;поиск путей выхода из кризисных ситуаций;оценка стоимости объектов и др.
Бизнес-инкубаторы: Сущность: это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей. Под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
Услуги:предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора;осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;почтово-секретарские услуги;консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;доступ к информационным базам данных.
Внедренческие организации:
Сущность: это предприятие межотраслевого характера, созданное с целью реализации заключительной стадии научно-технического цикла освоения новой продукции или внедрения современной технологии. Внедренческая фирма специализируется на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.
Виды:бесприбыльные; ориентированные на получение прибыли; филиалы высших учебных заведений.
Аутсорсинговые компании:Сущность: это использование внешних организаций для выполнения функций компании.
Основные направления:бухгалтерский и финансовый учет;аудит;производство;транспортное обеспечение;сервис.