Тема 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТОРГОВЛИ
2.1. Отраслевая инфраструктура торговли
2.2. Торговые организации и их объединения
2.3. Рынки и их деятельность в Республике Беларусь
2.1. Отраслевая инфраструктура торговли
Торговля как отрасль имеет сложное организационное построение, сущность которого состоит в упорядочении взаимодействия различных торговых организаций и объединений.
Сочетание различных систем, осуществляющих торговое обслуживание на территории Республики Беларусь и обеспечивающих удовлетворение спроса на потребительском рынке, представляет структуру торговли как отрасли. Она характеризуется многообразием форм управления торговыми Организациями, наличием отдельных торговых систем.
Торговая система — совокупность организаций розничной, оптовой торговли, общественного питания и их объединений с учетом форм собственности, реализуемого ассорти Цента, контингента обслуживаемого населения.
Организационное построение торговли республики осуществляется с учетом административно-территориального, товарно-отраслевого и ведомственного признаков.
В основу организационного построения торговли положены следующие принципы:
• экономическое обоснование необходимости и целесообразности создания каждой торговой системы и организации;
• научное выявление наиболее рациональных форм хозяйствования и создание на их основе организационно-хозяйственных звеньев отрасли;
• построение систем торгового обслуживания по определенному признаку;
• создание равных экономических условий для всех субъектов торговли независимо от их организационно-правовых форм;
• обеспечение баланса интересов всех участников процесса товарного обращения — производителей, торговых организаций, потребителей и государства.
Отраслевая инфраструктура торговли — упорядоченная совокупность взаимосвязанных систем, организаций, их материально-технической базы, осуществляющих торговую деятельность и находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого.
Отраслевая инфраструктура торговли может быть рассмотрена как в вертикальном, так и в горизонтальном планах. Во главе вертикальной иерархической системы находится Совет Министров Республики Беларусь, который в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Совете Министров и подчиненных ему государственных органах» от 31.01.2003 г., № 186-3 осуществляет руководство системой подчиненных ему государственных органов управления и других органов исполнительной власти. В связи с большим разнообразием организаций торговли Совет Министров Республики Беларусь осуществляет координацию их деятельности.
Следующий уровень отраслевой вертикали условно представлен четырьмя крупными сегментами:
• Министерством торговли Республики Беларусь;
• Белорусским республиканским союзом потребительских обществ (Белкоопсоюэ);
• республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, общественными организациями, имеющими сеть организаций торговли;
• республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование торговой деятельности по определенному кругу вопросов.
Все они имеют одинаковый статус.
Министерство торговли Республики Беларусь в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о Министерстве торговли Республики Беларусь» является республиканским органом государственного регулирования и управления, подчиняется Совету Министров Республики Беларусь и осуществляет следующие функции:
• проводит государственную политику в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
• координирует деятельность других республиканских органов государственного управления в этих сферах, внешнеторговую деятельность в Республике Беларусь;
• регулирует отношения, связанные с защитой прав потребителей;
• контролирует осуществление рекламной деятельности;
• обобщает практику применения законодательства, регулирующего торговую и торгово-производственную деятельность Республики Беларусь, разрабатывает предложения по его совершенствованию.
Реализация функций, возложенных на Министерство торговли Республики Беларусь, осуществляется через соответствующие управления. Так, ему подчинены органы управления торговлей и услуг облисполкомов и Мингорисполкома, органы управления торговлей и услуг городских и районных исполнительных комитетов, ГО «Белбыт», ПО «Бел ресурсы», хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде. Кроме того, в соответствии с возложенными на него обязательствами в рамках законодательства Республики Беларусь министерство регулирует деятельность организаций республиканского подчинения и большинства организаций оптовой торговли Минска.
Министерство торговли Республики Беларусь и соответствующие местные органы управления в сфере торговли, бытового обслуживания населения, внешнеторговой деятельности, защиты прав потребителей и контроля за рекламой Составляют единую систему органов управления указанными сферами деятельности.
Органы управления торговлей областных исполкомов и Минского горисполкома проводят торговую политику на областном уровне и уровне Минска. Дальнейшую реализацию торговой политики в республике осуществляют органы управления торговлей городских и районных исполнительных Комитетов. В областных городах и в Бобруйске имеются тайне административные единицы, как районы. В этом случае Могут функционировать отделы торговли или работать специалисты по торговле при администрациях районов.
Потребительская кооперация — система потребительских обществ, союзов и созданных ими унитарных предприятий и учреждений в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения Республики Беларусь. Это негосударственная общественно-массовая организация.
Потребительские общества на добровольной основе объединены в 6 областных союзов потребительских обществ (облпотребсоюзы) и образуют вместе с ними Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белко-опсоюз). Таким образом, система потребкооперации имеет трехзвенное управление, сочетающее территориальный и отраслевой признаки построения.
Потребительская кооперация осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» от 18.12.2001 г., № 224-3. В экономическом плане потребительская кооперация республики является хозяйственной системой универсального типа, осуществляющей деятельность по 14 отраслевым направлениям.
Следующую систему торговли образуют республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, общественные организации, имеющие сеть организаций торговли, которые условно можно поделить на две группы:
1)органы, не осуществляющие производство товаров народного потребления. В их ведомственной подчиненности находятся организации торговли (как розничные, так и оптовые), а также организации общественного питания. Торговые объекты, входящие в состав ведомственной сети, либо осуществляют продажу определенных товаров, либо обслуживают определенные группы населения. Свою ведомственную сеть имеет ряд министерств и ведомств Республики Беларусь, среди которых Совет Министров, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство связи и информатизации, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и др.;
2)органы, имеющие в подчинении предприятия — производители товаров народного потребления. Они имеют в своем подчинении организации фирменной торговли, а также отделы рабочего снабжения, которые, в свою очередь, объединяют объекты торговли и общественного питания, обеспечивающие в основном сотрудников вышеупомянутых органов.
Отдел рабочего снабжения (ОРС) на предприятиях промышленности и транспорта — хозрасчетная комплексная торговая организация, действующая на правах самостоятельного отдела промышленного предприятия или какого-либо ведомства. Наряду с торговым обслуживанием ОРСы организуют общественное питание, бытовое и медицинское обслуживание рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности и транспорта, занимаются подсобным хозяйством. Они получили развитие на предприятиях нефтяной, химической, лесной, торфодобывающей промышленности и др.
Крупнейшим ОРСом в республике является ДорОРС «Белорусская железная дорога». Среди других можно отметить ОРС концерна «Белнефтегазстрой», ОРС «Беларусьнефть», ОРС «Велтрансгаз», ОРС «Полесьеводстрой», ОРС треста «Белнефтегаэразведка» и др.
Фирменный магазин — розничный торговый объект, учредителем которого является субъект хозяйствования, выпускающий и реализующий преимущественно товары учредителя, а также отвечающий требованиям Типового положения о фирменном магазине предприятия.
Фирменные магазины промышленного предприятия, выпускающего товары народного потребления, образуют его фирменную сеть. Являясь структурным подразделением промышленного предприятия, они не имеют своего расчетного счета, их выручка инкассируется на расчетный счет учредителя.
Выделяют следующие типы фирменных магазинов с учетом подчиненности: магазин отрасли, магазин промышленного объединения, магазин отдельного промышленного предприятия.
Государственный контроль за торговой деятельностью осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, иными уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции.
Полномасштабный контроль за деятельностью всех торговых организаций независимо от форм собственности, ведомственной подчиненности, а также физических лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, осуществляет Комитет государственного контроля.
Непосредственный контроль за деятельностью организаций торговли и лиц, занимающихся торговой деятельностью, осуществляет Госторгинспекция Комитета государственного контроля, которая наделена очень широкими правами.
Министерство торговли Республики Беларусь, областные и Главное управление потребительского рынка Мингор-исполкома осуществляют ведомственный контроль за деятельностью торговых организаций в целом независимо от форм собственности: соблюдение правил торговли; обоснованность плановых расчетов; контрольно-ревизионные функции; законность и необходимость хозяйственных операций, их документальное оформление; режимы работы; соблюдение ценовой дисциплины и т.д.
Экспертная комиссия по кассовым суммирующим аппаратам и компьютерным системам определяет перечень используемых на территории республики контрольно-кассовых и контрольно-суммирующих аппаратов, а также порядок их регистрации в Государственной налоговой инспекции, регламентирует порядок ремонта и опломбирования данных аппаратов, организует контроль за техническим состоянием и правилами эксплуатации.
К республиканским, органам государственного управления, осуществляющим регулирование торговой деятельности по определенному кругу вопросов, относятся такие, как Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь и др.
Общественный контроль, согласно Закону «О защите прав потребителей», возлагается на Белорусское общество защиты прав потребителей.
2.2. Торговые организации и их объединения
Торговая организация — юридическое лицо, осуществляющее торговлю на территории Республики Беларусь. Обязательной функцией торговой организации является осуществление законченного торгового процесса, начиная от закупки товаров и заканчивая их реализацией покупателю.
Такие организации могут создаваться двумя способами 1) приватизацией торговых объектов, принадлежащих государству, и 2) регистрацией вновь созданного субъекта хозяйствования. Порядок организации и ликвидации субъектов хозяйствования регулируется Положением «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16.03.1999 г., № 11 и дополнениями к нему.
Существуют такие виды торговых организаций, как хозяйственные товарищества, хозяйственные общества (ООО, ОАО, ОДО, ЗАО), унитарные предприятия, производственные кооперативы.
Организации торговли могут быть представлены как отдельными объектами, так и разного рода объединениями в виде ассоциаций, концернов, торговых домов, трестов. В случае наличия такого рода объединений объекты, входящие в его состав, могут действовать как в виде структурных подразделений, филиалов, так и самостоятельных юридических лиц.
Ассоциация — добровольное объединение торговых организаций, формируемое при органах управления и действующее на основе устава и договора. Цель ее создания координация деятельности участников. Поэтому ассоциация является вневедомственной структурой. Высшим органом управления является Совет ассоциации, который избирает правление и президента ассоциации. Членство в ассоциации не ограничивает экономическую свободу торговой организации, но предлагает определенные выгоды, вытекающие из задач ассоциации.
Концерн — объединение предприятий и организаций, Осуществляющих совместную деятельность по производству товаров и оказанию услуг на основе договора, объединения финансовой и других сфер деятельности для эффективного использования имеющегося потенциала. По сравнению с ассоциацией для него характерна более высокая степень централизации управленческих функций. Концерны осуществляют выпуск ценных бумаг, организацию туризма, строительство жилых домов.
Торговый дом — крупное оптовое объединение, занимающееся продажей товаров внутри страны, но главным образом выполняющее экспортно-импортные операции. Особенность деятельности торгового дома состоит не только в купле-продаже товаров, но и в участии в производстве и кредитно-финансовых структурах. В состав ПО «Белресурсы» входят 22 торговых дома.
2.3. Рынки и их деятельность в Республике Беларусь
Рынок — имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенный для осуществления юридическими и физическими лицами торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными.
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров различают продовольственные, вещевые, зооботанические и смешанные рынки, от вида осуществляемой торговли — оптовые и розничные.
Ассортимент товаров, реализуемых на рынке, схема расположения торговых зон и торговых мест определяются органом управления рынка по согласованию с местным исполнительным органом по месту нахождения рынка, с органом государственного пожарного надзора.
Деятельность рынков в Республике Беларусь регулируется Правилами торговли на рынках Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах деятельности рынков» от 12.12.2003 г., № 1623, Санитарными нормами и Правилами СНиП 13-119.99 «Организация и проведение рыночной торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами в Республике Беларусь», решениями местных органов управления.