Тема 10 . Особенности проектирования и проведения разных видов экскурсий
Городская обзорная экскурсия – это последовательный рассказ о городе, основанный на показе наиболее значительных памятников. Цель городской обзорной экскурсии – предварительное знакомство с городом, общая характеристика культурных ценностей города, показ уникального. Перед составлением обзорной экскурсии важно найти ярко выраженную отличительную черту города. Расскажите о том, какие типы городов существуют с экскурсионной точки зрения (столицы, города-памятники древней истории, промышленные центры и др.)
Городские обзорные многоплановые экскурсии в своей основе являются краеведческими. Краеведение – это всестороннее и комплексное изучение территориально ограниченного района страны. Расскажите, каким образом материалы краеведения используются в обзорной экскурсии по городу, как это отражается в формулировании подтем экскурсии.
Что является объектом показа на обзорной экскурсии? Каковы принципы составления маршрута? По месту проведения городская обзорная экскурсия может быть комплексной (городской и музейной). Приведите примеры комплексных экскурсий по Санкт-Петербургу. Какие музеи могут быть включены в такие комплексные экскурсии?
Сформулируйте определение архитектурно-градостроительной экскурсии. Когда появились такие экскурсии? Расскажите об особенностях сбора материала для архитектурно-градостроительной экскурсии, в каких случаях может быть необходимо пользование архивными материалами?
Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на несколько подгрупп: 1) экскурсии с показом архитектурного облика данного города (архитектурно-обзорные); 2) экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; 3) экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; 4) экскурсии по архитектурным стилям; 5) экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам. Каждая подгруппа имеет особенности подготовки и проведения. Расскажите об этих особенностях.
Основой методики проведения архитектурно-градостроительных экскурсий является прием архитектурного анализа. Архитектурный анализ основывается на специфике архитектуры как своеобразного вида человеческой деятельности. В основе этой деятельности лежит сочетание технических, функциональных и художественно-эстетических достижений общества, сочетание пользы, прочности и красоты.Покажите использование приема архитектурного анализа на примере архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Главная цель производственных экскурсий – расширение знаний в области той или иной отрасли. Производственные экскурсии помогают уяснить сущность профессии, познакомиться с научными основами производственного процесса, составить представление о современном производстве. Расскажите о том, когда в России появись производственные экскурсии, объясните популярность производственных экскурсий в первые годы советской власти.
Сегодня производственная экскурсия может рассматриваться в контексте системы связей с общественностью предприятия. Объясните, как экскурсия может выполнять функции одной из PR-технологий.
В чем заключается подготовительный этап разработки производственной экскурсии? Расскажите о процессе согласования экскурсии с руководством предприятия. Кто может и должен проводить экскурсии на производстве? Расскажите о специфике подготовки экскурсовода для такой экскурсии.
Производственные экскурсии бывают обзорными и тематическими. Обзорные экскурсии дают целостное представление о предприятии. Тематические экскурсии (производственно-технические, производственно-экономические и др.) целесообразно проводить для специалистов родственных предприятий. Расскажите об особенностях каждого подтипа производственных экскурсий, а также об общей логике показа, обязательных подтемах, структуре маршрута. Объясните, почему инструктаж по технике безопасности должен быть более продолжительным? Какие особые методические приемы можно включить в производственную экскурсию?
Сформулируйте, что такое природоведческая экскурсия, когда в России появились первые природоведческие экскурсии, какой вид они имели? Природоведческие экскурсии бывают нескольких подтипов (ботанические, зоологические, геологические и др.). Расскажите о каждом подтипе.
При изучении объектов природы сведения об объекте заносятся в специальную карточку объекта природы. Назовите основные сведения, которые должны быть указаны в этой карточке.
На ваш взгляд, можно ли провести природоведческую экскурсию, не выезжая из города? Назовите места в Санкт-Петербурге, где можно проводить природоведческие экскурсии.
При проектировании экскурсии по музею или культурному центру, следует, во-первых, сформулировать определение понятий «музей», «культурный центр». Расскажите, когда в России появились первые музейные экскурсии.
Особенности музейных экскурсий зависят от профиля музея. Расскажите, что такое профиль музея, назовите основные профильные группы (при подготовке этого вопроса можно использовать книгу Юреневой Т.Ю.).
Экскурсии в музеях являются одной из форм (старейшей формой) культурно-просветительской деятельности музеев. Они могут быть обзорными и тематическими. Разработка экскурсии начинается на этапе проектирования экспозиции. Экспонат музея является объектом показа на музейной экскурсии. Расскажите о классификации экспонатов (соответственно классификации музейных предметов). Дайте определение понятию «музейная экспозиция». Расскажите о структуре музейной экспозиции. Назовите специфические особенности подготовки и проведения музейных экскурсий.
В настоящее время необычно популярными становятся нестандартные тематические экскурсии и туры. Покажите, к каким видам туров испытывают интерес туристы, желающие «незаготовленных» впечатлений.
На создание нестандартных тематических программ ориентированы сегодня многие туристские фирмы и экскурсионные бюро. Приведите примеры таких программ. Для поиска информации лучше всего пользоваться материалами сети Интернет, просматривая домашние страницы турфирм.
Проведение нестандартных экскурсий может быть сопряжено с повышенной опасностью. Расскажите, какие меры предосторожности должны быть соблюдены при организации таких туров и нестандартных экскурсионных программ.
Могут возникнуть сложности при продаже нестандартных туров и экскурсий в связи с их повышенной стоимостью. Поэтому в рамках данной темы следует рассмотреть проблему продвижения туристского продукта на рынок туристских услуг. Расскажите о PR-мероприятиях, сопутствующих продвижению нестандартного туристского продукта.