Автоматизированные информационные системы таможенных органов (АИСТО)
. Таможенное дело, определяемое в Таможенном кодексе РФ (ст. 2) «… представляет собой совокупность методик и средств обеспечения соблюдения мер таможенно–тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу...»
На таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:
- участие в разработке и реализации таможенной политики;
- защита экономических интересов РФ, обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
- принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
- взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
- создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ; осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
- участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;
- осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;
- проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений.
Для выполнения вышеуказанных функций, а также для ускорения и упрощения их выполнения, таможенными органами Российской Федерации используются информационные технологии и системы.
Согласно ст. 423 ТК РФ, разработка, создание и использование информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения осуществляются таможенными органами в соответствии с таможенным кодексом и другими федеральными законами.
Внедрение информационных систем и информационных технологий с использованием средств вычислительной техники и связи осуществляется в соответствии со стандартами, действующими в Российской Федерации, и международными стандартами.
Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые таможенными органами или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности.
Использование таможенными органами не находящихся в федеральной собственности информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется на договорной основе.
В соответствии со ст. 424 ТК РФ, информационные системы, информационные технологии, а также программно-технические средства защиты информации, применяемые в таможенном деле, подлежат сертификации в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Информационные ресурсы таможенных органов составляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с ТК РФ, а также иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.
Информационные ресурсы таможенных органов являются федеральной собственностью.
Порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов, требования к документированию информации устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документы, предусмотренные ТК РФ, в том числе налоговая декларация, могут представляться посредством электронных способов обмена информацией при соблюдении требований к документированию информации, установленных федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов, определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК и другими федеральными законами.
Таможенными органами являются:
- федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;
- региональные таможенные управления;
- таможни;
- таможенные посты.
Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) Федеральной таможенной службы (ФТС) России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.
Основным назначением ЕАИС таможенной службы РФ является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.
Основная цель создания ЕАИС заключается в совершенствовании существующих, а также в обеспечении создания и развития новых информационных автоматизированных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах.
Исходя из этого, назначением ЕАИС ФТС России является:
¾ обеспечение подразделений Федеральной таможенной службы России и правительственных органов, информацией, необходимой для ведения таможенной статистики;
¾ совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами всех уровнях управления;
¾ автоматизация таможенного оформления документов на товары;
¾ повышение эффективности таможенного контроля за багажом следующих через границу пассажиров;
¾ обеспечение централизованного взимания и контроля начисления таможенных платежей;
¾ информационная поддержка борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
¾ совершенствование методов и средств нетарифного регулирования и контроль исполнения лицензий и квот;
¾ создание информационной технологии контроля внешнеэкономической деятельности с валютного контроля и др.
ЕАИС таможенной службы России за время своего развития превратилась в уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях - от таможенного поста до центрального аппарата ФТС России.
Для организации работ по реализации программы поэтапной разработки ЕАИС при ФТС России создан Главный Научно-информационный вычислительный центр(ГНИВЦ ФТС России) как научно-производственная организация по созданию, внедрению и эксплуатации ЕАИС.
Учитывая сложную многоуровневую структуру системы таможенных органов России, множественность их функций и задач, при создании ЕАИС таможенной службы принимались во внимание информационные потребности ФТС России и ее основных структурных подразделений (I уровень управления), специализированных и территориальных региональных таможенных управлений (II уровень управления), таможни (в том числе базовых - III уровень управления), приграничных и внутренних таможенных постов (IV уровень управления). Это предопределило и сложную структуру ЕАИС, обслуживающую систему таможенных органов и их подразделений.
Особенностью созданной ЕАИС является и то, что она ориентирована на информационное обеспечение различных по документообороту объектов.
Основной объем документооборота и исходной (первичной) информации в таможенных органах России составляют грузовые таможенные декларации (далее ГТД).
Первая очередь ЕАИС ФТС России реализует основные информационные таможенные технологии, обеспечивая функционирование всех уровней таможенных органов (от таможенных постов и отделов таможенного оформления до центрального аппарата ФТС России).
Внедрение компьютерной техники и программного обеспечения первой очереди ЕАИС осуществлялось, прежде всего, для решения проблем, возникающих в центральном аппарате ФТС. Автоматизация внедрялась сверху вниз. В результате в таможенных органах России создан мощный технический потенциал, который позволяет приступить к решению задач комплексной автоматизации, перейти от автоматизации отдельных рабочих мест к интегрированным системам и к автоматизации таможенных информационных технологий.
Вторая очередь ЕАИС является логическим развитием существующей автоматизированной системы на новых программно-технической и технологической платформах.
Под новой программно-технической платформой, наряду с современными мощными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, понимаются и прогрессивные общесистемные программные средства: операционные системы Windows, Unix, сетевые операционные системы Windows, Novell, система управления базами данных ORACLE и системы проектирования, входящие в комплект ORACLE CASE.
Применение новой программно-технической платформы позволит:
- расширить круг автоматизируемых задач;
- повысить надежность функционирования системы;
- внедрить эффективные элементы защиты от несанкционированного доступа.
В связи с этим одной из основных задач, которая должна решаться при создании второй очереди ЕАИС, является обеспечение преемственности и совместного сосуществования имеющихся и вновь разрабатываемых или модернизируемых (в рамках второй очереди) прикладных и общесистемных программных средств.
Достижение сформулированных выше целей создания и развития ЕАИС ФТС России обеспечивается за счет:
¾ развития и совершенствования аппаратно-программной платформы ЕАИС на базе последних достижений в области компьютерной и телекоммуникационной техники и информационных технологий;
¾ внедрения электронных документов и использования частичной бумажной технологии обработки таможенных документов;
¾ создания единого информационного пространства таможенных органов на основе использования электронной почты, обеспечивающей оперативное взаимодействие между таможенными органами, а также между таможенными органами и сторонними организациями;
¾ формализации и стандартизации таможенных процедур, технологий, нормативной базы и документов;
¾ разработки и внедрения объективных параметров таможенной оценки ситуации и селекции товаров;
¾ разделения процессов оформления и досмотра товаров;
¾ создания систем контроля и слежения за товарами при процедурах, требующих длительных сроков контроля по времени (временный ввоз, вывоз, реэкспорт, бартерные операции, ВТТ и др.)
¾ снижения уровня загрузки персонала рутинными операциями, переориентации работников таможенных органов на углубленный анализ различных аспектов внешнеэкономической деятельности, уменьшение трудоемкости составления отчетно-учетной документации с одновременным повышением ее достоверности;
¾ гарантии непрерывного обслуживания клиентов и повышения удобства контактов клиентов с таможенными органами.
Основными критериями оценки разрабатываемой второй очереди ЕАИС является:
¾ повышение достоверности таможенной статистики;
¾ полнота взимания таможенных платежей в Госбюджет;
¾ повышение эффективности таможенного контроля, снижение затрат на таможенное оформление;
¾ повышение оперативности решения задач таможенной службы;
¾ сокращение временных и финансовых затрат на информационно-поисковые, расчетные и аналитические работы;
¾ адекватная отчетность по финансовым операциям таможенных органов (контроль начисления и взимания таможенных платежей);
¾ обеспечение соответствующего уровня защиты системы и соответственно ограничение доступности данных, включая полный аудит использования (попытки использования) информационных ресурсов системы;
¾ минимизация времени стабилизации системы при изменении нормативно-правовой базы;
¾ обеспечение полного резервирования критических компонентов системы: аппаратной части, программного обеспечения, коммуникаций и целостности данных.
Разработка и внедрение ЕАИС ФТС России резко повысили роль таможенной службы России как инструмента экономической политики государства. Это привело кбурному росту объема решаемых таможенных задач, и обусловило специфические требования к функционированию ЕАИС:
- этапность разработок ЕАИС и ее внедрения из-за необходимости первоочередной реализации в информационно-технологической структуре главных направлений деятельности важнейших задач ФТС России;
- соблюдение принципов построения «открытых систем» для обеспечения гибкости информационно-технологической структуры, возможности ее модификаций и наращивания мощностей в соответствии с потребностями ФТС России и выделяемыми ресурсами.
Дальнейшее развитие таможенной службы России выдвигает новые требования к ЕАИС. К ним относятся:
- создание единого информационного пространства таможенных органов на основе использования' современных программных и технических средств, обеспечивающих оперативный обмен информацией;
- создание эффективного механизма информационного взаимодействия между таможенными органами и органами государственной власти и управления, государственными органами правоохранительного блока (МВД, ФСБ, прокуратура, налоговые органы и т.д.), иными государственными организациями (МИД и т.п.), банками, участниками ВЭД, брокерами/декларантами и другими организациями, действующими на рынке таможенных услуг (склады временного хранения, перевозчики и т.п.);
- сведение к минимуму рутинных операций в работе сотрудников и за счет этого увеличение доли аналитических функций;
- сокращение затрат времени и сил на подготовку отчетов, ведение учета и т.п. при повышении качества документирования работы;
- уменьшение существующего разрыва между высокими современными требованиями к оперативности отчетности по финансовым операциям таможенных органов, таможенной статистики, внутритаможенного транзита и т.д. и ограниченными технологическими возможностями первой очереди ЕАИС;
- повышение эффективности таможенного оформления и таможенного контроля с одновременным уменьшением временных затрат на его производство;
- обеспечение стабильного функционирования программно-технического комплекса ЕАИС при постоянно увеличивающихся объемах обрабатываемой информации и сокращении времени на такую обработку.
Проектируемая ЕАИС ФТС России охватывает все четыре уровня организационной структуры таможенной службы:
¾ уровень ФТС России;
¾ уровень регионально таможенного управления;
¾ уровень таможни;
¾ уровень таможенного поста.
Режим работы всей ЕАИС и ее отдельных компонентов определен в соответствии с регламентом работы тех таможенных служб, которые непосредственно используют соответствующие компоненты ЕАИС.
Важнейшим требованием к системе является совместимость всех подсистем и элементов между собой и с аналогичными системами других ведомств, что достигается применением в ней стандартных и унифицированных компонентов.
В части стандартизации и унификации ЕАИС ФТС России выполнены следующие требования:
· обеспечение типизации и блочности (модульности) структуры компонентов ЕАИС;
· обеспечение документированного интерфейса компонентов ЕАИС для их комплексирования;
· для организации информационного обмена ЕАИС с внешними пользователями (их программными системами) используется открытый интерфейс, основанный на четком описании технологии взаимодействия, форматов данных, регламентов приема, передачи и обработки данных и т.п.;
· обеспечение максимальной интеграции обработки данных, т.е. достижение однократности ввода и про верки информации при обеспечении ее многократного и многопользовательского востребования.
Повышение степени надежности и эффективности функционирования системы производится с использованием:
¾ средств проектирования и разработки, входящих в комплект ORACLE CASE (для баз данных и приложений в среде СУБД ORACLE);
¾ стандартного набора программного обеспечения для разработки баз данных и приложений;
¾ стандартного набора операционных систем, сетевых операционных систем;
¾ совместимых технических средств вычислительной техники;
¾ международных, государственных, межотраслевых и отраслевых классификаторов и справочников.
При создании ЕАИС заказчиком произведена унификация:
¾ схем технологических процессов таможенного оформления и контроля;
¾ систем кодирования классификации объектов;
¾ форм документов, порядка их функционирования и контроля;
¾ терминов, понятий и определений прикладной области.
При создании ЕАИС исполнителем произведена унификация:
¾ механизмов, способов и форматов обмена информации в ЕАИС;
¾ механизмов, способов и форматов обмена информации между ЕАИС и программными системами сторонних организаций;
¾ структур и форматов основных баз данных ЕАИС, систем кодирования и классификации.