Автоматизированные информационные системы таможенных органов (АИСТО)

. Таможенное дело, определяемое в Таможенном кодексе РФ (ст. 2) «… представляет собой совокупность методик и средств обеспечения соблюдения мер таможенно–тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу...»

На таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

  • участие в разработке и реализации таможенной политики;
  • защита экономических интересов РФ, обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
  • принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  • создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ; осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
  • участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;
  • осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
  • ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;
  • проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений.

Для выполнения вышеуказанных функций, а также для ускорения и упрощения их выполнения, таможенными органами Российской Федерации используются информационные технологии и системы.

Согласно ст. 423 ТК РФ, разработка, создание и использование информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения осуществляются таможенными органами в соответствии с таможенным кодексом и другими федеральными законами.

Внедрение информационных систем и информационных технологий с использованием средств вычислительной техники и связи осуществляется в соответствии со стандартами, действующими в Российской Федерации, и международными стандартами.

Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые таможенными органами или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности.

Использование таможенными органами не находящихся в федеральной собственности информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется на договорной основе.

В соответствии со ст. 424 ТК РФ, информационные системы, информационные технологии, а также программно-технические средства защиты информации, применяемые в таможенном деле, подлежат сертификации в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Информационные ресурсы таможенных органов составляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с ТК РФ, а также иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

Информационные ресурсы таможенных органов являются федеральной собственностью.

Порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов, требования к документированию информации устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы, предусмотренные ТК РФ, в том числе налоговая декларация, могут представляться посредством электронных способов обмена информацией при соблюдении требований к документированию информации, установленных федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов, определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК и другими федеральными законами.

Таможенными органами являются:

  • федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;
  • региональные таможенные управления;
  • таможни;
  • таможенные посты.

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) Федеральной таможенной службы (ФТС) России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.

Основным назначением ЕАИС таможенной службы РФ является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.

Основная цель создания ЕАИС заключается в совершенствовании существующих, а также в обеспечении создания и развития новых информационных автоматизированных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах.

Исходя из этого, назначением ЕАИС ФТС России является:

¾ обеспечение подразделений Федеральной таможенной службы России и правительственных органов, информацией, необходимой для ведения таможенной статистики;

¾ совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами всех уровнях управления;

¾ автоматизация таможенного оформления документов на товары;

¾ повышение эффективности таможенного контроля за багажом следующих через границу пассажиров;

¾ обеспечение централизованного взимания и контроля начисления таможенных платежей;

¾ информационная поддержка борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

¾ совершенствование методов и средств нетарифного регулирования и контроль исполнения лицензий и квот;

¾ создание информационной технологии контроля внешнеэкономической деятельности с валютного контроля и др.

ЕАИС таможенной службы России за время своего развития превратилась в уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях - от таможенного поста до центрального аппарата ФТС России.

Для организации работ по реализации программы поэтапной разработки ЕАИС при ФТС России создан Главный Научно-информационный вычислительный центр(ГНИВЦ ФТС России) как научно-производственная организация по созданию, внедрению и эксплуатации ЕАИС.

Учитывая сложную многоуровневую структуру системы таможенных органов России, множественность их функций и задач, при создании ЕАИС таможенной службы принимались во внимание информационные потребности ФТС России и ее основных структурных подразделений (I уровень управления), специализированных и территориальных региональных таможенных управлений (II уровень управления), таможни (в том числе базовых - III уровень управления), приграничных и внутренних таможенных постов (IV уровень управления). Это предопределило и сложную структуру ЕАИС, обслуживающую систему таможенных органов и их подразделений.

Особенностью созданной ЕАИС является и то, что она ориентирована на информационное обеспечение различных по документообороту объектов.

Основной объем документооборота и исходной (первичной) информации в таможенных органах России составляют грузовые таможенные декларации (далее ГТД).

Первая очередь ЕАИС ФТС России реализует основные информационные таможенные технологии, обеспечивая функционирование всех уровней таможенных органов (от таможенных постов и отделов таможенного оформления до центрального аппарата ФТС России).

Внедрение компьютерной техники и программного обеспечения первой очереди ЕАИС осуществлялось, прежде всего, для решения проблем, возникающих в центральном аппарате ФТС. Автоматизация внедрялась сверху вниз. В результате в таможенных органах России создан мощный технический потенциал, который позволяет приступить к решению задач комплексной автоматизации, перейти от автоматизации отдельных рабочих мест к интегрированным системам и к автоматизации таможенных информационных технологий.

Вторая очередь ЕАИС является логическим развитием существующей автоматизированной системы на новых программно-технической и технологической платформах.

Под новой программно-технической платформой, наряду с современными мощными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, понимаются и прогрессивные общесистемные программные средства: операционные системы Windows, Unix, сетевые операционные системы Windows, Novell, система управления базами данных ORACLE и системы проектирования, входящие в комплект ORACLE CASE.

Применение новой программно-технической платформы позволит:

  • расширить круг автоматизируемых задач;
  • повысить надежность функционирования системы;
  • внедрить эффективные элементы защиты от несанкционированного доступа.

В связи с этим одной из основных задач, которая должна решаться при создании второй очереди ЕАИС, является обеспечение преемственности и совместного сосуществования имеющихся и вновь разрабатываемых или модернизируемых (в рамках второй очереди) прикладных и общесистемных программных средств.

Достижение сформулированных выше целей создания и развития ЕАИС ФТС России обеспечивается за счет:

¾ развития и совершенствования аппаратно-программной платформы ЕАИС на базе последних достижений в области компьютерной и телекоммуникационной техники и информационных технологий;

¾ внедрения электронных документов и использования частичной бумажной технологии обработки таможенных документов;

¾ создания единого информационного пространства таможенных органов на основе использования электронной почты, обеспечивающей оперативное взаимодействие между таможенными органами, а также между таможенными органами и сторонними организациями;

¾ формализации и стандартизации таможенных процедур, технологий, нормативной базы и документов;

¾ разработки и внедрения объективных параметров таможенной оценки ситуации и селекции товаров;

¾ разделения процессов оформления и досмотра товаров;

¾ создания систем контроля и слежения за товарами при процедурах, требующих длительных сроков контроля по времени (временный ввоз, вывоз, реэкспорт, бартерные операции, ВТТ и др.)

¾ снижения уровня загрузки персонала рутинными операциями, переориентации работников таможенных органов на углубленный анализ различных аспектов внешнеэкономической деятельности, уменьшение трудоемкости составления отчетно-учетной документации с одновременным повышением ее достоверности;

¾ гарантии непрерывного обслуживания клиентов и повышения удобства контактов клиентов с таможенными органами.

Основными критериями оценки разрабатываемой второй очереди ЕАИС является:

¾ повышение достоверности таможенной статистики;

¾ полнота взимания таможенных платежей в Госбюджет;

¾ повышение эффективности таможенного контроля, снижение затрат на таможенное оформление;

¾ повышение оперативности решения задач таможенной службы;

¾ сокращение временных и финансовых затрат на информационно-поисковые, расчетные и аналитические работы;

¾ адекватная отчетность по финансовым операциям таможенных органов (контроль начисления и взимания таможенных платежей);

¾ обеспечение соответствующего уровня защиты системы и соответственно ограничение доступности данных, включая полный аудит использования (попытки использования) информационных ресурсов системы;

¾ минимизация времени стабилизации системы при изменении нормативно-правовой базы;

¾ обеспечение полного резервирования критических компонентов системы: аппаратной части, программного обеспечения, коммуникаций и целостности данных.

Разработка и внедрение ЕАИС ФТС России резко повысили роль таможенной службы России как инструмента экономической политики государства. Это привело кбурному росту объема решаемых таможенных задач, и обусловило специфические требования к функционированию ЕАИС:

  • этапность разработок ЕАИС и ее внедрения из-за необходимости первоочередной реализации в информационно-технологической структуре главных направлений деятельности важнейших задач ФТС России;
  • соблюдение принципов построения «открытых систем» для обеспечения гибкости информационно-технологической структуры, возможности ее модификаций и наращивания мощностей в соответствии с потребностями ФТС России и выделяемыми ресурсами.

Дальнейшее развитие таможенной службы России выдвигает новые требования к ЕАИС. К ним относятся:

  • создание единого информационного пространства таможенных органов на основе использования' современных программных и технических средств, обеспечивающих оперативный обмен информацией;
  • создание эффективного механизма информационного взаимодействия между таможенными органами и органами государственной власти и управления, государственными органами правоохранительного блока (МВД, ФСБ, прокуратура, налоговые органы и т.д.), иными государственными организациями (МИД и т.п.), банками, участниками ВЭД, брокерами/декларантами и другими организациями, действующими на рынке таможенных услуг (склады временного хранения, перевозчики и т.п.);
  • сведение к минимуму рутинных операций в работе сотрудников и за счет этого увеличение доли аналитических функций;
  • сокращение затрат времени и сил на подготовку отчетов, ведение учета и т.п. при повышении качества документирования работы;
  • уменьшение существующего разрыва между высокими современными требованиями к оперативности отчетности по финансовым операциям таможенных органов, таможенной статистики, внутритаможенного транзита и т.д. и ограниченными технологическими возможностями первой очереди ЕАИС;
  • повышение эффективности таможенного оформления и таможенного контроля с одновременным уменьшением временных затрат на его производство;
  • обеспечение стабильного функционирования программно-технического комплекса ЕАИС при постоянно увеличивающихся объемах обрабатываемой информации и сокращении времени на такую обработку.

Проектируемая ЕАИС ФТС России охватывает все четыре уровня организационной структуры таможенной службы:

¾ уровень ФТС России;

¾ уровень регионально таможенного управления;

¾ уровень таможни;

¾ уровень таможенного поста.

Режим работы всей ЕАИС и ее отдельных компонентов определен в соответствии с регламентом работы тех таможенных служб, которые непосредственно используют соответствующие компоненты ЕАИС.

Важнейшим требованием к системе является совместимость всех подсистем и элементов между собой и с аналогичными системами других ведомств, что достигается применением в ней стандартных и унифицированных компонентов.

В части стандартизации и унификации ЕАИС ФТС России выполнены следующие требования:

· обеспечение типизации и блочности (модульности) структуры компонентов ЕАИС;

· обеспечение документированного интерфейса компонентов ЕАИС для их комплексирования;

· для организации информационного обмена ЕАИС с внешними пользователями (их программными системами) используется открытый интерфейс, основанный на четком описании технологии взаимодействия, форматов данных, регламентов приема, передачи и обработки данных и т.п.;

· обеспечение максимальной интеграции обработки данных, т.е. достижение однократности ввода и про верки информации при обеспечении ее многократного и многопользовательского востребования.

Повышение степени надежности и эффективности функционирования системы производится с использованием:

¾ средств проектирования и разработки, входящих в комплект ORACLE CASE (для баз данных и приложений в среде СУБД ORACLE);

¾ стандартного набора программного обеспечения для разработки баз данных и приложений;

¾ стандартного набора операционных систем, сетевых операционных систем;

¾ совместимых технических средств вычислительной техники;

¾ международных, государственных, межотраслевых и отраслевых классификаторов и справочников.

При создании ЕАИС заказчиком произведена унификация:

¾ схем технологических процессов таможенного оформления и контроля;

¾ систем кодирования классификации объектов;

¾ форм документов, порядка их функционирования и контроля;

¾ терминов, понятий и определений прикладной области.

При создании ЕАИС исполнителем произведена унификация:

¾ механизмов, способов и форматов обмена информации в ЕАИС;

¾ механизмов, способов и форматов обмена информации между ЕАИС и программными системами сторонних организаций;

¾ структур и форматов основных баз данных ЕАИС, систем кодирования и классификации.

Наши рекомендации