Торговые и неторговые помещения торгового объекта
Помещения магазинаделятся на следующие группы:
•торговые помещения, занимающие центральное место в магазине. Их удельный вес может достигать 70 % общей площади магазина. К торговым помещениям относятся торговые и демонстрационные залы, столы заказов и упаковки товаров, бюро дополнительных услуг, кафетерии. Данные помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине, поэтому от их удельного веса в общей площади и форм планировки во многом зависят экономические показатели деятельности магазина;
● подсобно-оперативные помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (приемочные, кладовые, комплектовочные, фасовочные и др.);
●подсобно-вспомогательные помещения, предназначенные для хранения и ремонта оборудования и инвентаря, тары, хранения белья, упаковочных материалов, а также радиоузел, рекламные мастерские и др.;
●административно-бытовые помещения, включающие кабинет директора, помещения для специалистов, столовую (буфет), комнаты отдыха, личной гигиены, санузлы, гардероб, душевые; технические помещения, предназначенные для размещения котельной, холодильного оборудования, вентиляционных устройств, электрощитовых, телефонных коммутаторов.
Между этими группами помещений должна быть надлежащая взаимосвязь, которая обеспечивала бы рациональную организацию всего технологического процесса. Например, вспомогательные помещения должны быть хорошо связаны с торговым залом, конторские помещения — с торговым залом и вспомогательными помещениями. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров кпродаже не должны быть проходными, их размещение должно соответствовать схеме торгово-технологического процесса.
Планирование общей площади торгового объекта.
Определение необходимой потребности в розничной торговой сети может осуществляться различными методами: нормативным, технико-экономических расчетов, экономико-математическими и др.
Нормативный метод применяется повсеместно из-за своей простоты. Потребность определяется по нормативам торговой площади (м2), установленным на 1000 жителей
II = (Н- Ч) / 1000,
где П — потребность в торговой сети на конец планового периода, м2; Н — норматив торговой площади на 1000 человек на конец планового периода, м2; Ч — плановая численность населения.
Норматив потребности разрабатывается Белгипроторгом с учетом факторов социально-экономического развития республики. В настоящее время он равен 260 м2 на 1000 жителей.
Метод технико-экономических расчетов используется при планировании потребности в торговой сети на основе планируемого объема товарооборота в целом по городу или нормативов товарооборота на 1 м2 торговой площади. Этот метод может использоваться при стабильной экономике, когда объем товарооборота на протяжении ряда лет не подвергается резким колебаниям.
Экономико-математические методы используются для углубленного анализа состояния розничной торговой сети. В этом случае рассчитываются средние показатели темпов развития розничной торговой сети, численности населения или товарооборота за 5 —10 лет и более и на этой основе устанавливаются формулы математической зависимости, на базе которых можно сделать прогноз потребности на перспективу.
Планировка торгового зала.
Виды технологических планировок торг зала в зависимости от размеров и конфигурации торг зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи:
• линейная — размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий торг оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной;
• боксовая — торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Исп в крупных магазинах, при продаже через прилавок;
• смешанная — расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок;
• выставочная — размещение крупногабарит товаров на различ оборуд-ии, т.е. выставка товаров. Исп при продаже товаров по образцам;
• свободная — расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала; * островная – размещение оборудования в виде отдельных островков, имеющих круглую, овальную или прямоугольную форму.
48. Элементы, образующие атмосферу торг объекта
Атмосфера магазина – это среда, которую может и должен создать продавец для форм-ия особого душевного состояния пок-ля для совершения покупки.
Задачи атмосферы магазина:
- сформировать индивидуальность магазина;
- усилить восприятие потребителями магазина;
- обеспечить комфортные условия покупки товаров для потребителя;
- определять время, которое покупатель проводит в магазине;
- позволить сфокусировать внимание покупателя.
Атмосферные элементы – сигналы, которые оказывают влияние на подсознательном уровне человека, активизируя все его чувственные элементы и способствуя созданию благоприятного климата для принятия решения.
Восприятие атмосферы с помощью органов чувств:
- визуальные аспекты (размер, форма, цвет, яркость);
- слуховые аспекты (громкость, высота звука);
- обонятельные аспекты (запах и свежесть);
- осязательные аспекты (гладкость, мягкость).
Выделяют две группы атмосферных элементов:
1. организационные – направлены на создание комфортных условий в процессе покупки
2. органолептические – музыка, запахи, температура.
Концепции торг объекта