Закон композиции и пропорциональности

Взаимосвязь законов организации.

Профессиональное использование законов организации способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они являются составной частью управленческой технологии организации.

В любой технологии действует принцип-аксиома: все элементы целого должны соответствовать друг другу, иметь между собой связи и иерархию, а также реализовывать общую цель. Этот принцип соответствует определению системы. Мы снова в который раз возвращаемся к системному подходу при рассмотрении организации.

Законы организации и законы для организации будут эффективно работать на организацию, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделит главный на текущий момент закон и обеспечит подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации.

Качество управленческих решений повысится, если руководители и специалисты будут учитывать проявления законов организации, к которым относятся следующие:

- закон композиции и пропорциональности;

- закон наименьших;

- закон онтогенеза;

- закон синергии;

- закон упорядоченности;

- закон единства анализа и синтеза;

- закон самосохранения и развития.

Первые три закона преимущественно проявляются в статике, остальные — в динамике.

Закон композиции и пропорциональности.

Еще одно название Закона композиции и пропорциональности – Закон гармонии. Это один из основных законов природы. В окружающем нас мире всё приспособлено для совместного сосуществования. Всё лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия - гармонии. В таких случаях говорят о центростремительных (объединительных) и центробежных (разъединительных) процессах. Гармония - это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека.

У специалистов в области управления стремление к гармонии ассоциируется со стремлением к оптимальной и эффективной организации. Гармония при этом понимается как согласованность, стройность, соразмерность в сочетании чего-либо. Каждая сложная система стремится к гармонии— состоянию, когда композиция и пропорции оптимальны. Говоря о композиции, имеем в виду соотношение и взаимное расположение частей исследуемого целого. Пропорциональность — это определенное количественное соотношение, соответствие с чем-либо (например, размер ноги по отношению к росту человека или количество управленцев по отношению к общему количеству работающих в фирме).

Пропорциональность часто понимается как соразмерность. В каждодневной деятельности мы наблюдаем это всеобщее стремление к гармонии: каждый человек хочет достичь определенной композиции благ (заработная плата, дом, жена, дети, машина). Машину он выбирает пропорционально или соразмерно доходам, жену — согласно со своими внутренними духовными или физическими потребностями. Так же поступает и руководитель организации: в соответствии с финансовыми возможностями, поставленными целями и задачами подбираются офис, кадры, транспорт и прочее. Закон композиции и пропорциональности гласит, что каждая система стремится к оптимальному взаимному расположению частей и к оптимальному количественному соотношению между ними. Закон пропорциональности в деятельности организации выражает следующие отношения: если между двумя факторами существует пропорциональная зависимость, то изменение одного в количественном и качественном отношении вызывает такие же во втором. Например, если на торговом предприятии увеличилось число каналов товародвижения, то расходы по обработке заказов тоже вырастут пропорционально этому увеличению. Пропорциональная зависимость может быть прямой и обратной. Обратная пропорциональная зависимость означает, что увеличение одного показателя снижает значение другого.

Все законы природного мира обеспечивают, в конце концов, реализацию закона гармонии. Вспомним, например, закон динамического равновесия, который базируется на оптимальном соотношении между элементами системы, а также между целым и её частями, т.е. обеспечивает стабильность и жизнеспособность системы с помощью создания необходимых композиций и пропорций как между системой и внешней средой, так и внутри самой системы.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии) гласит: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все композиционно необходимые ресурсы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции)». Иной вариант определения: «В рамках движения к поставленным целям современные организации стремятся к поддержанию оптимальной структуры и к созданию устойчивых объединений на основе соблюдения принципов соразмерности и пропорциональности».

Использование этого закона требует использование принципов, правил организации:

Принцип планирования. Планирование является основополагающей функцией менеджмента. Любая современная организация планирует свою деятельность. Различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Стратегическое охватывает диапазон 5-10 и более лет; тактическое 2-4 года; и оперативное в течение 1 года. Результатом планирования становится комплексный план развития предприятия на перспективу или развёрнутый бизнес-план, направленный на осуществление какого-либо проекта, а в некоторых случаях - обычное «дерево целей», наглядно иллюстрирующее ближайшие и последующие шаги для достижения определённой мега-цели. Уместным здесь является принцип единства руководства А. Файоля, согласно которому предприятие должно иметь в данный момент времени только одну программу действий.

Принцип координации. «Каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения. Координирование - действия по выявлению отклонений текущих количественных и качественных параметров, развития организации от запланированных для последующей коррекции реализуемых программ.

Ограничение - определение «набора» ресурсов, позволяющего эффективно решать поставленные задачи, и его дифференцированная «привязка» к реальным возможностям каждого работника.

Стабилизация- содержание набора ресурсов и их пропорции не должно выходить за пределы существующих нормативов и здравого смысла.

Согласование - планируемые и используемые организацией ресурсы должны сочетаться между собой, создавая условия для положительной эммерджентности или синергии.

Полнота - организация должна стремиться к эффективной реализации всего спектра производственных и организационно-управленческих функций независимо от количества постоянных работников. «Каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своём участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлечённых организаций».

Рассмотрим выполнение указанных принципов на примере реализации жизненного цикла изделия «А» в ООО. Рассмотрим схему жизненного цикла производства продукции. Согласно принципу планирования руководитель должен составить бизнес-план, план развития организации; сформулировать задачи (рубежи), на которые необходимо выйти на этапах внедрения, роста, зрелости, насыщения, спада, краха и возможно на этапы ликвидации и утилизации. Исходя из принципа координации руководителю необходимо наладить хорошую информационную и оперативную службу для получения нужной информации в нужное время для принятия своевременных координирующих решений. Принцип полноты требует от руководителя, чтобы под каждый этап жизненного цикла была создана определённая инфраструктура с соответствующим обеспечением.

В любой организации имеется определенный набор элементов (композиция), которые находятся между собой в определенном соотношении (пропорции). При этом в реальной организации возможны два варианта:

- имеются все необходимые элементы, составляющие композицию и между ними имеется объективная необходимая пропорциональность; такая организация называется гармоничной; однако на практике это не встречается или встречается редко и кратковременно;

- нарушается композиция и (или) пропорциональность элементов; это в частности проявляется через наличие узких мест в организации.

Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и в обеспечении требуемых для них пропорций.

В теории организации принципы имеют две направленности:

- принципы организации организаций;

- принципы организации людей.

Принципы организации организаций:

- для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура;

- для каждой организации существует минимальный коэффициент полезного действия, или эффективность, при которой организация должна быть ликвидирована или «заморожена»;

- для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника, так и за счет большего изобретательства (генерации идей).

Принципы организации людей:

- для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой;

- процессы восприятия и запоминания необходимо приближать к процессу мышления;

- для эффективного осмысления нового необходимо иметь большие знания по данной тематике;

- любой человек видит в тексте или слышит в беседе ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился;

- доходчивость сообщения будет выше при использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.

Реализации закона композиции и пропорциональности способствуют разработанные на основании научных исследований и, организационного опыта нормы и правила. Например, уровни иерархии связаны с нормами управляемости. Диапазон контроля и норма управляемости — это максимальное число непосредственно подчиненных, которыми эффективно может управлять руководитель. Считается, что у руководителей низшего уровня норма управляемости может достигать 30 человек (для высшего уровня управления, как правило, — не более 7 человек).

Имеются нормативы для создания рабочих мест, нормативы соотношений численности работников и оборудования и пр. В каждой организации идет естественный процесс гармонизации. Дисбаланс, диспропорцию менеджер должен исправлять с помощью планирования, координирования, опираясь на нормы и правила, ограничения, поощрения и т.д. К сожалению, в современных организациях можно наблюдать самые уродливые структуры и формы: раздутые управленческие отделы, технологически слабое основное производство, огромный штат охраны, отсутствие организационной культуры. Важно понимать: зачастую кризис в компании напрямую связан с нарушением закона гармонии в самой организации или в ее взаимоотношениях с внешней средой.

Использование закона композиции и пропорциональности на практике помогает решать проблемы планирования, производства, распределения, учета, стимулирования и пр. Руководитель организации с помощью рассматриваемого закона стремится создать команду единомышленников и гармоничное предприятие.

Как утверждают специалисты, достижение необходимых пропорций, соразмерности и соответствия в границах организации равнозначно повышению жизнеспособности, повышению уровня самосохранения системы.

Организация представляет собой результат действия противоречивых сил, соотношение которых систематически меняется.

Когда силы устанавливаются равномерно и на них не действуют ни внутренние, ни внешние возмущения, элементы системы находятся в равновесии, и уровень организованности достигает наивысшего предела.

Это и есть состояние упорядоченности наивысшей организованности.

С точки зрения предприятия это означает, что элементы, его образующие, соответствуют характеру и объемам выпускаемой продукции, технический уровень и применяемая технология соответствуют уровню научно-технического прогресса, производительность труда – техническому уровню предприятия и численности занятых.

Законом пропорциональности определяется такая соразмерность частей, объединяемых в целом, при которой достигается эффект синергии.

Требованием закона является приведение в соответствие одной части при изменении размера или характеристики другой, сопряженной части.

Для производственных систем это означает необходимость если не одновременного, то взаимосвязанного решения вопросов структуры производства, производственной и управленческих структур, поскольку изменения в одной из них влияют на остальные.

Диспропорции в структуре управления влекут за собой потерю управляемости.

Однако вопреки представлению о пропорциональности исходные пропорции могут и должны нарушаться, когда по мере роста организации на разных этапах развития возникают новые приоритеты, требующие перераспределения ресурсов для их концентрирования в новых точках роста.

Всякая система динамична, и ее элементы находятся в функциональном состоянии. Как качественные, так и количественные соотношения постоянно меняются, поэтому уровень упорядоченности не может оставаться неизменным.

Если возмущения, противоречащие сложившемуся внутреннему порядку, будут продолжать действовать с нарастающей силой, равновесие между элементами, сложившееся ранее, утратится, а вместе с этим исчезнет и внутренняя устойчивость системы.

Равновесие – понятие емкое. В данном случае прежде всего имеется в виду функциональная пропорциональность, т. е. соотносительность выполняемых работ каждым элементом системы.

Например, организация производства предусматривает определенное число цехов, необходимых для производства продукции, соответствующее технологическое оборудование, уровень научно-технического прогресса, транспортные средства, энергетические мощности и т. д.

Если такого соответствия не будет, не будет и равновесия в производственной системе, окажется недостаточным требуемый, уровень организованности.

В составе структуры любой организации можно выделить большое количество пропорций. Сущность закона, его требования, состоят в том, что существуют постоянные устойчивые связи между структурными параметрами организации и состоянием устойчивости, возможного дальнейшего развития, если возникают отклонения в структурном построении организации - то это означает возникновение угрозы самому существованию организации, поэтому важной задачей аппарата управления является осуществление мероприятий, направленных на осуществление выявления диспропорции организации.

Наши рекомендации