Предмет, цели и задачи товароведения
УДК 620.2(075.8) ББК 30.609я73 Н63
Сведения об авторе:
Мария АндреевнаНиколаева — доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации, член Российской народной академии, директор Отраслевого центра повышения квалификации работников торговли Министерства внешнеэкономических связей и торговли. Более тридцати лет преподает в высших учебных заведениях основы товароведения, товароведение плодоовощных и вкусовых товаров, методику преподавания и т. д. Имеет около трехсот научных и методических публикаций.
Николаева М. А. Товароведение потребительских Н63 товаров. Теоретические основы:Учебник для вузов. — М.: Норма, 2003. — 288 с.
ISBN 5-89123-169-7
В учебнике раскрываются основные понятия в области товароведения, объекты и субъекты товарной деятельности, методы, применяемые в товароведении; даются подробные основополагающие товарные характеристики: ассортиментная, качественная и количественная; рассматриваются факторы, обеспечивающие формирование и сохранение качества и количества товаров, виды потерь и причины их вызывающие, а также мероприятия по предотвращению потерь. Особое внимание уделено средствам информации о товаре: товарно-сопроводительным документам и маркировке, в том числе информационным знакам.
Для студентов, обучающихся по специальностям и направлению «Коммерция» и специальности «Товароведение и экспертиза товаров», а также для слушателей системы повышения квалификации работников торговли. Книга может быть полезна и зсем практическим работникам, чья деятельность связана с товароведением и экспертизой товаров.
Библиотека
Ивановской
Госуа 1 рственной
Ог: академии
ISBN 5-89123-169-7 |
© М. А. Николаева, 1997
© Издательство НОРМА, 1997
Введение
Предмет, цели и задачи товароведения
Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данном курсе такими понятиями являются продукция, товар и товароведение. В последующих разделах теоретического курса, а также частных разделах товароведения продовольственных и непродовольственных товаров рассматриваются и другие основные понятия, термины и их определения. Однако вначале необходимо рассмотреть именно указанные основные термины.
Продукция— материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.
Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.
Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.
Товар— материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.
2___________________ Введение _____________________ .
Таким образом, товар выступает как один из основных об-ьектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые'являются нематериальной продукцией.
Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения.Существует множество определений термина «товароведение».
Одно из первых определений товароведения дано И.Ва-виловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение— наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения» [6].
В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление».
Одно из наиболее точных определений предмета товароведения дано К. Марксом: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения»1. Это определение положено в основу многих последующих определений термина.
В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей, школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксировано следующее определение:
. «Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров».
Представляет интерес высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием — товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизневедении».
Каждое из приведенных выше научных определений товароведения,чнесомненно обладая рядом достоинств, не отражает одной из важнейших его сторон, которую образно отметил К. Паустовский: товароведение — наука о жизневедении.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 44.
_______________________ Введение_____________________ 3
Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жизненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продуктов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболеваний.
Повседневное или частое потребление товаров создает неверное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более, чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирующиеся на знании фундаментальных дисциплин — химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, так как работа с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из- основных задач товароведения.
В связи с вышеизложенным считаем возможным предложить уточненное определение термина «товароведение», так как определение его только через предмет — потребительные стоимости товаров — не раскрывает в полной мере сущность этой науки.
Товароведение— наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение — знания о товарах.
Эти знания необходимы как технологам предприятий»-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, -экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.), поэтому очень важно, чтобы Средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.
Предметом товароведенияявляются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Бели потребительная стоимость товара не ртвечает реальным запросам потребителей, то он не будет востребован, а еле-
4______________________ Введение_______________________
довательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.
Цель товароведения—- изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:
четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;
установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;
систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;
управление ассортиментом организации;
определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;
выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;
обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;
информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
товароведная характеристика конкретных товаров.
Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов-. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей то-
_______________________ Введение______________________ 5
варов, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.
Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами.Товароведение далеко не единствен-^ ная учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки специалистов: экспертов, товароведов, коммерсантов, маркетологов и др. Она связана с другими дисциплинами межпредметными связями:предшествующими, сопутствующими и последующими.
Предшествующими связями товароведение соединено с рядом естественно-научных и математических дисциплин — физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой, а также с общепрофессиональной дисциплиной — основы стандартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении.
Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин — организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи.
Разделы товароведения потребительских товаров.Товароведение потребительских товаров включает: общую часть, частное товароведение.
Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения. В ней не приводятся товароведные характеристики конкретных групп товаров. Однако без знания теоретических основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих характеристик любого товара.
Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров.
Изложение этого материала целесообразно проводить по унифицированной схеме: понятие о товарной группе или виде товаров; краткая характеристика наиболее значимых для данного товара потребительских свойств (назначение, надежность и т. п.); частная классификация и ас-
g __________________ Введение_______________________
сортимент; факторы, формирующие качество; оценка и градации качества; факторы, влияющие на сохраняемость, потери при хранении и подготовке к реализации (если это имеет значение для конкретного товара); средства информации о товаре (маркировка).
Приведенная схема не регламентирует строго указанный перечень составных элементов и последовательность их изложения. Она может быть изменена и дополнена с учетом особенностей характеристик конкретных товаров или их ассортиментных групп.
Объектами изучения в частных разделах товароведения могут быть не только потребительские товары, но и товары промышленного назначения (сырье, средства производства), сельскохозяйственная продукция, фармацевтические товары и лекарственное сырье. В некоторых сельскохозяйственных и технологических вузах, колледжах и техникумах уже введено преподавание указанных частных разделов товароведения.
Такой подход не случаен и диктуется теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в стране. Переход к рынку требует иного отношения к запросам потребителя и к товару как средству их удовлетворения. Поэтому уже недостаточно в технологических и сельскохозяйственных вузах изучать только технологию производства продукции. Необходимо досконально знать конечный результат этого производства — товарную продукцию или товар, а также потребности в ней.
Принципы товароведения
Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах.
Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.
Принципами товароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.
Безопасность— основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.
Безопасность одновременно является одним из обязательных потребительских свойств товара, которое рассмат-
_______________________ Введение______________________ 7
ривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допустимым уровнем (см. с. 92).
С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.
Таким образом, принцип безопасности является важнейшим в товароведной деятельности.
Эффективность— принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.
Этот принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.
Совместимость— принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.
Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Совместимость деталей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуатации сложнотехнических и других товаров — непременное условие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.
Взаимозаменяемость— принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время это позволяет удовле-
8______________________ Введение_______________________
творять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока; это имеет значение в первую очередь для потребителей, организм которых не усваивает лактозу молока.
Способность товара или отдельных комплектующих его изделий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.
Систематизация— принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.
С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, построенную по определенному плану.
Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят идентификация, классификация, обобщение и кодирование. Он широко применяется в товароведении. На этом принципе базируется изложение учебной информации во всех разделах «Товароведения пищевых продуктов» и «Товароведения непродовольственных товаров».
Системный подход к управлению товародвижением, базирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система являете я интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.
История и направления развития товароведения
Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилась, как только начался обмен одних товаров на другие. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Более того, ряд товаров (меха, золото, серебро,
Введение
бобы какао и др.), наиболее ценных и обладающих длительной сохраняемостью, еще до появления металлических и бумажных денег выполнял функции эквивалента обмениваемых товаров.
Появление денег не ослабило интереса к знаниям о свойствах товаров. Меновая стоимость товара в денежном выражении определялась его полезностью для покупателя, или потребительной стоимостью.
На этом этапе товароведение как область знаний о товарах имело практическую направленность и носило эмпирический характер. Происходило накопление фактических сведений на основе практических описаний и наблюдений.
Поскольку на первом этапе развития науки еще не дифференцировались по областям, товароведение также не существовало как отдельная наука. Поэтому информация о товарах появлялась в работах, посвященных сельскому хозяйству.
Известны описания товароведного характера в агрономических работах древнеримских ученых: Катона Старшего (234—149 гг. до н.э.), Варрона (116—27 гг. до н.э.), Колу-мёллы (I в. н. э.) и Плиния Старшего (23 или 24—79 гг.).
Катон описывал способы хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов (винограда, мяса и рыбы); Вар-рон — методы оценки качества скота, молока, сыров и др.; Колумелла — способы хранения зерна, выдержку и старение вин, дал товароведную характеристику винограда и способы его хранения.
Наиболее капитальной работой этого периода является «Естественная история», написанная Плинием и изданная в 37 книгах. В ней даны описания многих видов сельскохозяйственной продукции, способов их выращивания, переработки и хранения. Особенно подробно дано описание винограда, способов приготовления качественных вин, а также их фальсификации. Впервые в этой работе рассматривается вопрос о применении различных способов хранения в зависимости от климатических условий.
В средние века развитие естественных наук (физики, химии, биологии) оказало существенное влияние на расширение и углубление товароведных знаний. Наряду с работами описательного характера появляются работы, основанные на испытаниях. К первым следует отнести труд М.Себициуса (1630 г.), в котором дано описание многих пряностей, а также способов приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способов удлинения сроков хранения фруктовых соков путем нагревания. К трудам
Введение
Введение
исследовательского характера относятся работы Ф.Реди, который с помощью микроскопа установил причины порчи мяса [9].
В XVIII в. наметилась дифференциация многих наук, одним из результатов которой стало формирование научной терминологии, составляющей специфический язык каждой науки. Другим результатом дифференциации следует считать разработку собственных методов исследований (испытаний) или заимствование уже известных (релевантных) методов из других областей знаний.
Для развития научного направления товароведения большое значение имели работы Бургаве (1668—1738 гг.), в которых были разработаны основы химического анализа пищевых продуктов, а также Линнея (1707—1778 гг.), Бюффо-на (1707—1788 гг.), Жюсье (1699—1777 гг.), систематические исследования которых в области биологии послужили основой разработки научной классификации товаров.
В этот период появляются первые самостоятельные работы по торговле и товароведению. Так, в 1575 г. впервые в России вышла «Торговая книга. Книжка описательная, как молодым людям торг вести и знати всему цену и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные, их же привозят на Русь немцы и иных земель люди торговые». В книге, авторы которой неизвестны, дана подробная для того времени характеристика ряда товаров, в том числе и экспортно-импортных (меда, воска, зерна, пеньки, жиров, мехов и т. п.). Особенностями товароведной информации, сообщавшейся в «Торговой книге» и других источниках, являются ее описательный характер и отсутствие систематизации.
Важным этапом в развитии товароведения стала публикация в 1756 г. книги И.Г.Людовицы «Основы полной торговой системы». В ней впервые были изложены основы товароведения как области научных знаний. Книга получила широкое признание у современников. Об этом свидетельствует и тот факт, что второе издание этой книги было переведено на русский язык и вышло в свет в 1789 г. под названием «Начертание полной купеческой системы купно с начальными основаниями торговой науки с приобретением краткой истории о торговле» (части 1 и 2). Сам факт перевода на русский язык и издания книги Людовицы говорит о том, что к концу XVIII в. в России сложилось сословие купцов, нуждавшихся в товароведных знаниях.
В предисловии книги автор сообщает, что он является первым, кто привел «купеческую науку» в определенную
систему, понимая под этим совокупность знаний, относящихся к торговле, включая знания товаров, «счетоводчест-во» и содержание отчетных книг в порядке.
Людовицы впервые определил предмет и содержание товароведения, а также дал определение терминов «товар» и «товароведение». По его мнению, к товарам относятся «все движимые вещи, которые являются предметами торговли, за исключением денег и ценных бумаг».
«Предмет товаропознания в особенности есть знание товаров, смотря по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, делание, свойство, испытание или разбирание, цену и доброту, порчу, сохранение и содержание, исправление, выделку и подделывание, а также на знания, которы суть лучшие сорты и роды товаров, и которые скорее с рук сбыть можно и наконец, где всякий товар лучше и дешевле доставать можно» [19]. Людовицы один из первых указал на необходимость создания коммерческих (торговых) учебных заведений (академий, училищ).
Несмотря на выделение товароведения как особой области знаний, накапливаемая информация о товарах носила в основном товароведно-технологический характер. Большое место в описаниях товаров уделялось технологии их промышленного или сельскохозяйственного производства.
В XVIII—XIX вв. товароведение черпает сведения из смежных наук: химии, физики, биологии, агрономии, которые в этот период начинают интенсивно развиваться. Большой вклад в развитие товароведения внесли работы Ф. В. Зуева, А. Т. Болотова, Н. Я. Озерецковского, И. Я. Бинд-гейма, Б. А. Энгельмана, М.Г.Левковича и др. Благодаря этим работам появляются химические методы товароведной оценки, а также способы переработки и хранения некоторых потребительских товаров. В этой связи необходимо упомянуть также работы Д. И. Менделеева по способам рафинации этилового спирта, В. Левшина — по способам обработки и хранения растительных масел, Л. Пастера, установившего причины порчи пищевых продуктов вследствие ферментативных процессов, и др. В результате была создана основа для перехода от описания товаров к испытаниям их для выявления состава и свойств, а также причин, вызывающих изменения свойств товаров при переработке и хранении, для накопления и углубления знаний о них.
Появилось большое количество публикаций товароведного характера, причем многие — на страницах журнала «Труды Вольного экономического общества», издававшего-
Введение
Введение
ся с 1765 по 1915 г. В этом журнале были опубликованы работы по изучению состава и свойств многих пищевых продуктов (молока, жира, мяса, зерна и др.).
В середине XIX в. издается ряд капитальных трудов по товароведению. К ним относится, в частности, работа акад. Моделя «Химические обследования пищевых продуктов», в которой были приведены сведения о химическом составе отечественных пищевых продуктов.
В 1856 г. И. Вавилов издает «Справочный коммерческий словарь», в котором дает определение товароведения как науки и описание отдельных товаров.
Значительный вклад в развитие товароведения внесла опубликованная в 1859 г. монография проф. А. Н. Ходнева «Химическая часть товароведения. Исследование съестных припасов и напитков». Целью этого труда, как заявил автор в предисловии, было намерение дать «сжатое, но точное понятие о составе и свойствах сырых и обработанных товаров, химическое исследование их достоинств, открытие подмесей». Следует отметить, что многие из описанных способов подделок (фальсификаций) пищевых продуктов и средств их обнаружения не утратили своей актуальности и в наши дни.
В том же 1859 г. вышла в свет книга А. М. Наумова «О питательных веществах и важнейших способах рационального их приготовления, сбережения и открытия в них примесей», в которой была рассмотрена товароведная характеристика пищевых продуктов.
Вслед за этими изданиями в 1860 г. появляются классические работы М. Я. Киттары (1825—1880 гг.), представленные циклом книг под единым названием «Публичный курс товароведения» (выпуски 1—4). М. Я. Киттары был автором первых российских учебников по товароведению, где были изложены научные основы товароведения.
Профессора Московского и Казанского университетов, инспектора Московской академии коммерческих наук М. Я. Киттары по праву следует считать одним из основоположников товароведения. По его инициативе в Московской академии был введен самостоятельный учебный курс «Товароведение». Следует отметить, что за рубежом товароведение в то время еще изучалось вместе с технологией, а в учебнике М. Я. Киттары были не только поставлены теоретические вопросы товароведения, но и показаны конкретные варианты их решения. М. Я. Киттары был широко эрудированным ученым: Он разработал вопросы сушки пищевых продуктов, спиртового брожения, работал по техно-
логии кожи, текстильных изделий и других непродовольственных товаров.
За рубежом в 1878 г. выходит многотомный капитальный труд И. Бёнига «Химия пищевых и вкусовых продуктов человека», который приобрел широкую известность и использовался в руководствах по товароведению.
Мощным стимулом развития научного направления товароведения послужило открытие в России и за рубежом коммерческих учебных заведений, в учебные планы которых постепенно вводился учебный курс товароведения. Это было обусловлено тем, что интенсивное развитие промышленности и торговли требовало подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих достаточными знаниями товаров.
Впервые в мировой истории преподавание товароведения растительных, животных и фармацевтических материалов было начато в Падуанском университете, где в 1549 г. была учреждена кафедра товароведения. Преподавание товароведения в Геттингенском университете началось в 1774 г., в Венском политехническом институте — в 1866 г., в Будапештской коммерческой академии труда — в 1877 г.
В России преподавание товароведения началось в Московском коммерческом училище, которое было открыто в Москве в 1772 г., а в 1799 г. переведено в С.-Петербург. В 1804 г. в Москве появилось новое коммерческое училище. В этих училищах товароведение вначале преподавалось как часть физики и химии. Лишь с 1842 г. Ь коммерческих учебных заведениях товароведение начали изучать как самостоятельную учебную дисциплину.
Одно из первых торговых учебных заведений России — Московская практическая академия коммерческих наук, созданная в 1810 г., предусмотрела эту направленность, включив в учебные планы товароведение в качестве самостоятельной учебной дисциплины.
К концу XIX в. — началу XX в. в России насчитывалось уже около 400 коммерческих учебных заведений. В Москве, Петербурге и Киеве были открыты торговые институты с экономическим и товароведным отделениями, имевшие товароведные лаборатории, оборудованные современными по тем временам приборами для испытаний и оценки качества потребительских товаров. В Московском коммерческом институте (позднее — Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, а сейчас — Российская экономическая академия), который 19 февраля 1997 г. отметил свой 90-летний юбилей, многие из этих лабораторий сохранились и поныне.
Введение
Введение
Дальнейшее развитие научного товароведения во многом связано с учеными этого института: П. П. Петровым (1850—1928 гг.), Я. Я. Никитинским (1854—1924 гг.). Ф. В. Церевитиновым (1877—1947 гг.). В 1906—1908 гг. ими был издан учебник по товароведению промышленных товаров и пищевых продуктов в двух томах. Позднее этот учебник был переработан, значительно расширен и вышел в 1914—1915 гг. уже в четырех томах. Этот учебник выдержал несколько изданий и долгие годы служил основой подготовки многих поколений товароведов.
После учебника М. Я. Киттары это был новый капитальный труд, в котором знания товароведения основывались на фундаментальных науках: естествознании, химии и физике. В предисловии авторы писали, что технология в курсе товароведения должна иметь вспомогательное значение и излагаться с позиций понимания происхождения качества товаров.
Попытки создать учебники по товароведению имели место и в конце XIX в. —■ начале XX в.. Так, в 1900 г. выходит учебник А. Альмадингена «Товароведение», однако по широте сведений о товарах он значительно уступает упомянутым ранее книгам.
В 1927 г. Я. Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов», а в 1933 г. Ф. В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения которой не утратили своей актуальности и на современном этапе развития товароведения.
В 30-е годы происходит дифференциация товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам потребительских товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся двумя самостоятельными учебными дисциплинами.
В 1933 г. вышла книга М. С. Бродского и Г. Р. Корек «Основы товароведения», в которой была предпринята попытка использовать знания смежных с товароведением дисциплин для создания теоретических основ товароведения пищевых продуктов. Эта книга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие товароведения.
Традиции основоположников товароведения были продолжены С. А. Ермиловым, Н. И. Козиным, А. А. Колесником, Ф. С. Касаткиным, В. С. Грюнером, Г. С. Иниховым, В.Г. Сперанским, B.C. Смирновым, С.Н. Бруевым, Г.Г. Скро-
банским, И. Ф. Крюк, А. И. Гриммом, А. Н. Рукосуевым, О. Б. Церевитиновым, М. А. Габриэльянцем, Л. Н. Ловачевым и др., в научных трудах и учебниках которых получило дальнейшее развитие товароведение пищевых продуктов, основанное на результатах обширных экспериментальных исследований.
В развитие товароведения непродовольственных товаров большой вклад внесли Н. А. Архангельский, А. И. Андрусевич, Н.С. Алексеев, Н.В. Булгаков, В. Г. Зайцев, Н.И. Егоркина, Г. И. Кутянин, Т. С. Остановский, М. С. Сергеев, В. П. Склянников, Н. В. Чернов и др.
Под их руководством были проведены обширные научно-исследовательские работы в области товароведения пищевых продуктов и промышленных товаров, позволившие значительно расширить банк данных о потребительских свойствах товаров, а также о методах их исследований. В результате этого существенно пополнилась учебная информация, усилилось теоретическое обоснование товароведения.
Многократно издавались с изменениями и дополнениями учебники по товароведению. Так, четырехтомный учебник «Товароведение пищевых продуктов» выдержал два издания (в 1938 г. и в 1949 г.). Последнее издание (1949 г.) осуществлялось по постановлению Совета Министров СССР об увековечении памяти проф. Ф. В. Церевитинова.
Под редакцией проф. Смирнова В. С. в 1941 г. был издан, а затем дважды переиздан (в 1946 г. и в 1954 г.) учебник по товароведению пищевых продуктов для экономических факультетов.
В конце 50-х — начале 60-х годов выходят отдельными книгами учебники по разным разделам товароведения. В период с 1957 по 1965 г. было издано восемь учебников по товароведению пищевых продуктов, выдержавших по три— четыре издания. Отдельно издаются учебники по товароведению для кооперативных вузов, а также для техникумов.
Учебники по товароведению промышленных товаров вышли в свет в девяти книгах в 1957—1962 гг.
Одновременно с учебной литературой в СССР издавалось много справочной и научно-практической товароведной литературы, внесшей значительный вклад в развитие научного товароведения. Были изданы многотомный «Товарный словарь» (1947 г.), «Справочник товароведа продовольственных товаров» в двух томах (1968 г., 1980 г. и 1987— 1988 гг.), «Справочник товароведа непродовольственных товаров» в двух томах (1970 г., 1987—1988 гг.), серия книг «Контроль качества товаров в торговле» (1-е издание —
Введение
Введение
1976—1978 гг. и 2-е издание — в 1985—1988 гг.). Кроме того, были изданы крупные научные монографии: Церевити-нов Ф. В. «Химия плодов и овощей» (1-е издание — 1933 г., 2-е — 1949 г.), Колесник А. А. «Факторы длительного хранения плодов и овощей» (1957 г.), Козин Н. И. «Химия и товароведение пищевых жиров» (1-е издание — 1939 г., 2-е — 1947 г., 3-е — 1958 г.), Рукосуев А. Н. «Основы товароведения хлебных продуктов» (1966 г.), Сперанский В. Г. «Биологические основы сохраняемости плодов и овощей» (1964 г.) и др.
К сожалению, в начале 90-х годов издание товароведной литературы в российских издательствах полностью прекратилось. Не вышла в свет из-за финансовых трудностей уже готовая рукопись четвертого издания «Справочника товароведа продовольственных товаров», намеченная к выпуску в 1991—1992 гг. Лишь в 1995 г. по инициативе издательства «Экономика» и автора начато издание серии научно-практических книг по товароведению под названием «Товарный справочник». Первые четыре книги этой серии по товароведению пищевых продуктов уже выпущены.
Необходимо отметить значительный вклад в развитие товароведения и зарубежных ученых, в первую очередь немецких и польских, чьи труды были переведены на русский язык и оказали заметное влияние на развитие отечественного товароведения. В 1967 г. в СССР была переведена на русский язык и издана книга Г. Грундке «Основы общего товароведения».
Учебники по товароведению издавались во многих восточноевропейских странах, причем товароведение в этих странах развивалось в тесном сотрудничестве с советскими учеными-товароведами.
В Японии в период с 1976 по 1979 г. было издано пять учебников по теории товароведения: Иошатана Кацамаки «Возникновение товароведения» (1976 г.), Иошнаки Ишии «Общая теория товароведения» (1977 г.), Такао Икогаямы «Основы теории товароведения» (1978. г.), Тамиоши Иоши-да «Товароведение» (1978 г.), Мосахару и Копии Акияма «Введение в современное товароведение» (1979 г.).
Начиная с 1962 г. несколько раз проводились международные конгрессы товароведов, на которых обсуждались общие вопросы дальнейшего развития товароведения. Последний конгресс состоялся в 1989 г. в Германии.
Подводя итоги исторического пути развития товароведения как науки и учебной дисциплины, следует отметить два основных направления: практическое и научное. Причем на разных этапах развития либо преобладало то или
иное направление, либо оба направления существовали совместно.
На ранних этапах развития товароведения доминировало практическое направление, для которого были характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствие научного анализа при оценке их потребительских свойств.
По мере накопления описательной информации и развития естественно-научных методов оценки качества товаров возникает и развивается научное направление в товароведении. Этому в немалой степени способствовало развитие естественных наук (физики, химии, биологии), а также приход в коммерческие учебные заведения ученых из этих областей науки. Постепенно это направление становится доминирующим, что оказывает влияние и на содержательную часть товароведения. В ней начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров, методах их исследований.
Необходимость этого направления была вызвана недостаточностью информации о составе и свойствах различных товаров, а также нехваткой научных и педагогических кадров в области товароведения. Благодаря подготовке таких кадров товароведение получило мощный стимул для дальнейшего развития научного направления, которое стало преобладающим на товароведных кафедрах и в научно-исследовательских торговых институтах.
Одновременно в процессе преподавания товароведения было ослаблено практическое направление. Это вызвало резкую критику практиков и преподавателей смежных дисциплин, особенно экономических, а также требование реформирования содержания учебных планов, программ и учебников по товароведению в основном за счет исключения знаний в области физики, химии и технологии. Спор между товароведами и экономистами о сути товароведения длился почти 30 лет, выходя на страницы научных журналов и средств массовой информации, в залы заседаний ученых советов и научных конференций.
В ходе этих споров раздавались абсурдные утверждения о бесполезности товароведных знаний. При этом делались ссылки на опыт ряда зарубежных стран (США, Франции и др.), где в коммерческих учебных заведениях отсутствует учебная дисциплина под названием «товароведение». Действительно, в этих странах товароведение либо не выделено в особую учебную дисциплину и знания товара студенты получают в курсах технологии производства,
Введение
Введение
либо эта дисциплина носит другое название. Например, в некоторых американских учебных заведениях в учебных планах есть дисциплины: «Политика в области ассортимента», «Политика в области качества».
Одним из аргументов в этих спорах было утверждение, что за качество товара отвечает только изготовитель, поэтому продавец в условиях рынка будет получать товары с гарантированным качеством и может не утруждать себя их квалифицированным приемочным контролем. Однако переход на рыночные отношения выявил приоритет товароведных знаний в коммерческой деятельности.
Ослабление контроля за качеством товаров на государственном и внутрифирменном уровне в начале 90-х годов привело к насыщению рынка некачественными, фальсифицированными, а порой опасными товарами отечественного и импортного производства.
В результате было принято постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров» (от 12 июля 1996 г. № 799).
В связи с этим усилился интерес практических торговых работников к товароведным знаниям, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях увеличился конкурс на товароведные специальности. Все это обязывает на современном этапе развития товароведения гармонизировать оба направления — практическое и научное, так как они дополняют и обогащают друг друга, а также выявлять новые проблемы и пути развития товароведения. Одним из важнейших является использование в, товароведении маркетинговых принципов, в частности, рассмотрение предмета товароведения не только как объекта коммерческой деятельности, но и как средства удовлетворения реальных и предполагаемых потребностей. Такой подход вызьшает необходимость поиска современных путей развития товароведения — прогнозирования новых товаров, разработки их характеристик с учетом предполагаемых потребностей.
Однако это не означает отказ от тех традиций российского товароведения, которые были предложены его основоположниками и многие из которых не утратили актуальности и в наши дни. Более того, в товароведении всегда существовали и будут существовать «вечные» проблемы — изучение новых товаров и новых потребительских свойств уже известных товаров с учетом последних достижений товароведной и смежных наук.
С изменением социально-экономических условий некоторые проблемы вновь становятся злободневными и требуют новых подходов. К таким проблемам относится, в частности, идентификация товаров для обнаружения и/или предупреждения их фальсификации.
Современный этап развития науки характеризуется интеграцией различных отраслей научных знаний. Эта проблема сегодня стоит и перед товароведением как прикладной наукой. Одним из подходов к интеграции двух разделов — товароведения пищевых продуктов и товароведения непродовольственных товаров — является создание общих для обоих разделов теоретических основ. В них будут рассмотрены основополагающие характеристики всех товаров независимо от их назначения. Решению этой проблемы и посвящен настоящий учебник.
Состояние потребительского рынка
Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров.
Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту и характер предложения.
Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента.
Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами. Во-первых, — это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и маркировки (внешне многие импортные товары превосходят отечественные), а иногда и качества самих товаров, недостаточности или полного отсутствия рекламы и других средств информации о товаре, слабоналаженных каналов распределения, повышенных цен. Во-вторых, сказывается былая
Введение
привлекательность импортных товаров, закупаемых централизованно через государственные внешнеторговые организации, хотя в последние годы качество импортных товаров, поступающих на наш рынок, резко снизилось. По данным Госторгинспекции, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров.
Несмотря на спад отечественного производства, насыщенность рынка товарами постоянно растет не только за счет импорта товаров, но и вследствие падения платежеспособного спроса.
В условиях насыщенного рынка качество отечественных товаров постепенно улучшается, так как производители товаров начинают осознавать, что качество — один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров. Однако такое осознание пришло еще далеко не ко всем производителям, что оказывает негативное влияние на имидж российских товаров в целом.
Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально незащищенных слоев населения. Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.
С учетом конъюнктуры, сложившейся на российском потребительском рынке, важное значение приобретают рациональное управление ассортиментом, товарными потоками, обеспечение качества товаров и количества на разных этапах товародвижения. Решение этих задач требует высокой квалификации специалистов вразличных областях знаний — в товароведении, экономике, праве, маркетинге и др., а также умения комплексно использовать их в профессиональной деятельности.
ГЛАВА 1