Обучение на рабочем месте и вне его
Обучение персонала на рабочем месте – это обучение в ходе выполнения обычной работы в обычной рабочей ситуации на конкретном рабочем месте. Достоинствами этой группы методов обучения являются их гибкость, адаптивность, эффективность, «рецептурность».
Наряду с указанными достоинствами этих методов можно выделить ряд существенных недостатков, а именно:
· в процессе обучения имеется контакт только с сотрудниками данной организации, не позволяют получить новые импульсы к работе в силу отсутствия обмена опытом с сотрудниками других организаций, возможно злоупотребление со стороны руководства организации, проявляющееся в отзыве обучающихся с учебных занятий простым уведомлением в связи с производственной необходимостью.
Основными и наиболее распространенными методами обучения персонала на рабочем месте являются:
· «Сидя рядом с Нелли» (метод близнецов);
· учебное руководство;
· метод наставничества;
· делегирование полномочий;
· ротация;
· опытное обучение.
Обучение персонала вне рабочего места – это обучение, которое проводится за пределами самой работы (конкретного рабочего места) и организуется внешними структурами. Методы обучения сотрудников вне рабочего места позволяют преодолеть ряд недостатков обучения на рабочем месте, но они имеют свои недостатки относительно методов обучения на рабочем месте.
В качестве положительных аспектов этой группы методов можно назвать такие, как:
· возможность обмена информацией о проблемах и способах их решения между сотрудниками различных организаций, при этом готовность к открытому и честному обсуждению проблем в организациях достаточна высока в силу нейтральной учебной обстановки; отзыв обучающихся от учебных занятий ограничен в силу безвозвратной произведенной оплаты обучения;
· возможность использования прогрессивного дорогостоящего учебного оборудования, ориентация на перспективные требования к выполнению работы;
· более высокий уровень организации учебного процесса в силу более высокой квалификации обучающего персонала (преподавательского состава) вне стен организации, чем внутри нее.
В качестве недостатков этой группы методов обучения следует отнести прежде всего их дороговизну. Во-вторых, возможность полного или частичного несовпадения между потребностью в обучении персонала и фактическим содержанием учебного процесса. В-третьих, наличие временного лага между возникновением потребности в обучении и ее удовлетворением, т.к. время, частота, продолжительность обучения задаются внешними структурами.
Основными методами обучения вне рабочего места являются:
· метод моделирования;
· лекции;
· учебные ситуации;
· деловые игры;
· просмотр фильмов;
· программное обучение.
Сочетание обучения на рабочем месте и вне рабочего места — это обучение, организованное и проводимое специально для данной организации и только для ее сотрудников вне рабочего места. Эта группа позволяет диалектически сочетать достоинства обучений на рабочем месте и вне рабочего места. Основными достоинствамиявляются: во-первых, характер и содержание обучения полностью отвечают потребностям в обучении персонала; во-вторых, временная близость между возникновением потребности в обучении и ее удовлетворением; в-третьих, реальная возможность расширить кругозор работника, ввести множество новых идей в производственно-коммерческую деятельность, ускорить рост эффективности в организации.
Традиционными методами данной группы обучения являются:
· брифинг;
· семинары и рабочие встречи;
· дистанционное обучение.
Основными принципами проведения учебных занятий независимо от выбранных метода и стиля обучения персонала являются следующие:
· актуальность;
· активность восприятия;
· мотивированность к обучению;
· повторение;
· обратная связь в процессе обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сказать, что социально-экономическое значение кадровой работы в условиях рыночной экономики существенно изменяется, и она перестает быть только организационно-административной работой. Управление персоналом приобрело новое экономическое и социальное значение.
Развитием персонала вынуждены заниматься органы управления фирмой на всех уровнях — ее внешнее руководство, руководители подразделений, кадровые службы. В противном случае фирма несет убытки, и возрастают социальные издержки.
Кадровый менеджмент становится основой для все более эффективного использования трудовых ресурсов предприятия — одного из важнейших источников процветания любой фирмы.
Вкладывать деньги в развитие, обучение и переквалификацию персонала надо, безусловно, для эффективного и успешного развития организации, но при этом и персонал должен «хотеть» обучаться. И не нужно забывать, чем больше даешь, тем больше получишь!
Что же касается предприятия, то после последнего расширения предприятие набрало большое количество молодого и не опытного персонала, что привело торможению темпа развития организации
Рекомендации
Предприятию рекомендую:
1. По возможности закрепить за молодым кадром, опытного специалиста
2. Отправлять сотрудников на различные семинары и курсы по повышению квалификации
3. Перед следующим расширением штата сотрудником проводить предварительный набор и отбор кадров
4. Приглашение специалистов с других более успешных компаний для проведения тренингов для персонала
ЛИТЕРАТУРА
1. Басовский Л.Е. Менеджмент. Учебное пособие. - М.:ИНФРА – М-2003.
2. Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент. Учебник. – М.: Экономистъ – 2003.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. – М.:ЮНИТИ – 2003.
4. Казанцев А.К., Малюк В.И., Серова Л.С. Основы менеджмента. Практикум: Учебное пособие.- МИНФРА – М – 2002.
5. Уткин Э.А.. Менеджмент. Учебник для вузов. – М.:ТЕИС – 2003.
6. Эссекс Л., Касай М. Теперь или никогда. Новый стиль управления. – СПб.: Питер - 2003.