Гардероб
Если кафе, бистро или кофейня могут не иметь гардероба, то ресторан должен начинаться с него как театр с вешалки. Чем выше категория заведения, тем больше внимания уделяется оформлению и сервису на входе и выходе. Пальто, весящие на вешалках в зале или сложенные на стульях - это не презентабельно и совсем неудобно, да к тому же еще и небезопасно, с точки зрения краж. Гардероб-это одна из функций обеспечивающих комфорт посетителей. Поэтому, респектабельное заведение, предлагающее своим гостям сервис высокого качества, должно иметь функционально удобный гардероб.
Гардероб - это не просто место, где гость может на время оставить свою одежду. Это место, где дамы желают прихорошиться, поправить причёску и макияж, подготовить себя к знакомству с рестораном. Это также место, где джентельмены имеют шанс проявить свою галантность, помогая леди снять её пальто. Учтите, в идеальном ресторане и гардероб должен быть идеальным. Как же приблизить к совершенству этот особенный уголок?
Первое требование: компактность. Внушительные размеры ресторанного гардероба отнюдь не добавят клиенту ощущения уюта. С другой стороны, толкучка у входа в значительной мере способна подпортить впечатления гостя. Выход - искать золотую середину. Визуально расширить пространство помогут зеркала, одновременно выступающие элементом декора и функциональности.
Второе требование: небанальный дизайн. Чаще всего гардероб являет собой стойку для приёма и выдачи вещей, плюс каркас с панелями для крючков и(или) штангами для плечиков. Но даже в такой "скучный" набор мебельных конструкций можно внести долю креатива, подобрав интересные материалы и расцветки. Даже к созданию номерков можно подойти творчески. А дизайнерские подставки для зонтов, красивые картины или фотографии, элегантные пуфики, куда можно поставить вещи, прекрасно дополнят интерьер и подчеркнут изысканность заведения. Главное условие: соответствие дизайна общей концепции ресторана.
Третье требование: доброжелательный гардеробщик. Если при ресторане нет метрдотеля (хостес), то гардеробщик - это, как правило, первый (и, кстати, последний) человек, который обслуживает посетителя. Он же формирует первое впечатление об уровне сервиса в заведении. Поэтому индивид, занимающий данную должность, должен быть непременно приветливым и обходительным, а также знать элементарные правила этикета. Например то, что выдавая одежду, сначала следует подавать пальто, а уже затем - головной убор.
Четвёртое требование: соответствие нормам СЭС. Важно соблюдать необходимое расстояние между вешалками, крючками, а также между крючками и полом. Кроме того, приличное расстояние должно быть и между стойкой и вешалками - во избежание краж.
Расстояние между крючками 11 см, а между стойками (вешалками) не менее 70 см – это наиболее оптимальные и правильные по санитарным нормам. Количество мест в гардеробе должно соответствовать количеству мест во всех залах ресторана в период наибольшего притока посетителей.
Гардероб оборудуется металлическими двухсторонними секционными вешалками с раздвижными кронштейнами, они наиболее гигиеничны и удобны для работы. Крючки вешалок располагают на расстоянии 1,5 м от пола. Крючки, номерки и шильды (объёмные наклейки с номером для вешалки) могут быть изготовлены по индивидуальному заказу из пластика, металла, дерева, оргстекла. Сумки, портфели кладут в шкафы-ячейки. Гардероб должен иметь оборудование для хранения сменной обуви.
Если у Вас все-таки не нашлось места для выделенного гардероба, то можно рассмотреть варианты автономных, или пристенных вешалок. На таких вешалках размещается от 5-9 единиц одежды, 1 шт. на 2-3 стола.
Высота таких вешалок – от 1600-1800 мм, лучше заказать их в стиле и дизайне Вашего ресторана, тогда они будут являться украшением Вашего интерьера.
И еще один момент, о котором чаще всего не вспоминают совсем, хотя он не менее актуален для нашей погоды: подставки под зонтики. Как часто Ваши клиенты садились на мокрые стулья или диваны именно потому, что там лежал чей-то мокрый зонтик? Самым простым выходом из этого положения является вешалка с уже готовой подставкой под зонтики в основании. Такие подставки являются универсальными, они могут подходить как под зонтики-трость, так и иметь крючки для складных зонтиков.
ЗОНА ТОРГОВОГО ЗАЛА(столы, стулья, диваны и кресла, плетёная мебель из ротанга, серванты/дроверы/комоды/тумбы, шведские линии, линии раздачи)
Торговый зал ресторана — основное помещение, где посетители ресторана обедают или ужинают, отдыхают или отмечают юбилей (торжество). Оформлению, интерьеру и комфортности зала уделяется особое внимание. Психологами доказано, что комфорт зала — мебель,освещение, вентиляция, сервировка стола, музыка - создает хорошее настроение и повышает аппетит у посетителей. Все детали интерьера зала должны соответствовать дизайну ресторана. Предметы, окружающие посетителя ресторана, — мебель, оборудование, светильники — должны создавать единый комплекс. При оформлении помещений зала учитываются его наименование, кухня и особенности обслуживания.
Площадь торговых помещений зависит от типа заведения и количества мест. Вычисляется она в квадратных метрах умножением нормы площади на одно место на количество посадочных мест.
Нормы площади на одно место, м кв;:
- в столовых общедоступных — 1,8;
- кафе, закусочных, пивных барах — 1,6;
- в ресторанах (зал с эстрадой и танц-площадкой) — 2,0;
- в ресторанах без эстрады и танцплощадки и барах — 1,8;
В интерьере зала ресторана (бара, кафе) имеет значение танцевальная площадка, эстрада. В ресторане норма площадь для них составляет 0,15 м2 на одно место; глубина эстрады — от 3 до 8 м. Интерьерным атрибутом ресторанного зала являются, также: система кондиционирования и вентиляции воздуха, TV, Wi-Fi, Караоке.
Столы
Ресторанные столы отличаются той особенностью, что столешница стола больше по своим размерам, чем в других предприятиях. Это объясняется тем, что площадь крышки стола определяется необходимостью более полной сервировки, широкого и разнообразного ассортимента блюд.
Как показала практика, самая приемлемая ширина ресторанного стола 800—1020 мм. Этого вполне достаточно для сервировки стола и обеспечения удобства посетителей и обслуживающего персонала.
В ресторанах в основном используются столы квадратные 90×90 см, прямоугольные 85 х 120 см и 90 х 80 см и круглые диаметром 100 см, на 2, 4, 6, 8 посадочных мест (в зависимости от типа ресторана/кафе). Самые удобные — квадратные столы, так как в случае необходимости их можно сдвигать в один ряд. Высота всех обеденных столов — 270 мм. Материал столешницы – дерево, искусственный мрамор, стекло, МДФ, пластик, плетённая лоза; материал опорной конструкции – дерево, н/ж сталь. Столы должны быть прочными, устойчивыми удобными и конечно – должны соответствовать стилю оформления зала (кантри-сельский стиль, классический, восточный, хай-тек и т.д.). Если Вы предполагаете использовать скатери для столов, можно уменьшить затратную часть при покупке столов (материал столешницы не так важен, поскольку она будет закрыта).
В тех ресторанах, где применяют круглые и квадратные столы, обычно круглые столы размещают в центральной части зала, а прямоугольные вдоль стен. При расстановке столов в зале следует учитывать расстояние между ними, наличие прохода для посетителей и обслуживающего персонала.
К ресторанным столам относятся также банкетные и фуршетные столы. Фуршетные столы несколько выше обычного стола (высота 1000-1100 мм) и применяются в ресторанах главным образом при обслуживании приемов, когда приглашенные едят и пьют стоя.
Банкетный стол имеет ширину 1000—1200 мм. Длина банкетного стола определяется из расчета 60—80 см на человека. Банкетные столы могут быть использованы для устройства выездных буфетов и фуршетов.