Microsoft Solution Framework

Отличие

На основе обеспечивающей части строится функциональная структура АИС. Функциональная структура в свою очередь становится базисом, на основе которого выполняется основная задача АИС — выдача информации для решения задач пользователей.

В порядке функционирования аппарат управления в соответствии с задачами и функциями экономического объекта вырабатывает управленческие решения. Аппарат управления включает в себя операторов управления. Оператор управления — это должностное лицо аппарата управления, принимающее решение и обеспечивающее выполнение комплекса организационно-технических мероприятий по его реализации. В контуре функций АИС оператор управления — это ЛПР, отвечающее за реализацию принятого решения. В зависимости от конкретных условий «лицо» может быть юридическим или физическим. ЛПР — это субъект управления. Управление осуществляется путем реализации решений, вырабатываемых субъектом.

Решение — это целевая установка оператора управления, направленная на осуществление организационно-технических мероприятий по управлению объектом.

Реализацию функциональных задач АИС по всем участкам и процедурам обеспечивают в своей части соответствующие подсистемы: информационное обеспечение, техническое обеспечение, программно-математическое обеспечение и организационно-правовое обеспечение.

6. Перечислите стадии и этапы жизненного цикла ИС в соответствии с ГОСТ 34.601-90.

Стадия создания автоматизированной системы — часть процесса создания АС, установленная нормативными документами и заканчивающаяся выпуском документации на АС, которая должна содержать модель системы на уровне данной стадии, изготовление несерийных компонентов или приемку АС в эксплуатацию.

Каждая стадия выделена по соображениям рационального планирования и организации работ и обязательно должна заканчиваться определенным результатом. Содержание документации на каждой стадии определяется составом и спецификой работ.

В ГОСТ 34.601-90 определено восемь стадий создания автоматизированных систем:

1. Формирование требований к АС

2. Разработка концепции АС.

3. Техническое задание.

4. Эскизный проект.

5. Технический проект.

6. Рабочая документация.

7. Ввод в действие.

8. Сопровождение АС.

Можно выделить три периода создания системы: предпроектный, проектирование, ввод в эксплуатацию.

Стадии 1, 2, 3 относятся к первому периоду, стадии 4, 5, 6 — ко второму периоду, стадии 7, 8 — к третьему.

В предпроектный период разрабатывают технико-экономическое обоснование (ТЭО) и техническое задание (ТЗ) на проектирование системы. В этот период на стадии формирования требований к АС проводят три этапа работ:

• обследование объекта предметной области и обоснование необходимости создания системы;

• формирование требований пользователей к системе;

• составление отчета о выполненной работе и заявки на разработку системы.

На стадии разработки концепции АС проводят четыре этапа работ:

• изучение объекта;

• проведение научно-исследовательских работ;

• выбор варианта концепции системы из нескольких разработанных;

• составление отчета о выполненной работе.

На 3-й стадии разрабатывают и утверждают техническое задание на создание АС.

Техническое задание (ТЗ) — это перечень основных эксплуатационных, технологических экономических и других требований, которым должен удовлетворять проектируемый объект на всех этапах его существования.

После утверждения ТЗ начинается второй период создания АС — период проектирования системы.

Проектирование — процесс обоснованного выбора характеристик системы, формирования логико-математических и экономико-математических моделей, разработки документации.

В начале проектирования разрабатывают документацию, достаточную для утверждения намеченных затрат, доходов, дополнительной численности персонала, дополнительных площадей и организационно-технических решений, а при дальнейшем проектировании — для заказа и комплектации оборудования и материалов, его монтажа и наладки, для организации работы АСУ и ее внедрения.

Проектирование АС должна выполнять специализированная организация — проектировщик АС, соисполнителем может быть генпроектировщик отрасли.

На стадии создания эскизного проекта на 1-м этапе разрабатывают предварительные проектные решения по системе и ее частям, на 2-м — документацию на АС и ее части.

На 5-й стадии при создании технического проекта в четыре этапа проводят разработку:

• проектных решений по системе и ее частям;

• документации на АС и ее части;

• документации на поставку изделий для комплектования АС и ТЗ на их разработку;

• заданий н# проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.

Технический и рабочий проекты должны пройти экспертизу и утверждение, т. е. оценку экономической эффективности проекта высококвалифицированными специалистами различных организаций с целью сведения к минимуму всех видов потерь. После утверждения проекта предприятие получает средства для финансирования.

Экспертизу и утверждение проекта выполняют генпроекти-ровщик и автоматизируемое предприятие, специализированная проектная организация.

На 6-й стадии выполняется разработка рабочей документации. На 1 -м этапе создают рабочую документацию на систему и ее части. На 2-м этапе осуществляют разработку или адаптацию программ.

Третий период — ввод в эксплуатацию АС. Обеспечивают разработку нестандартного оборудования, комплектацию оборудования, материалов, покупных изделий, монтаж, наладку, внедрение.

Разработка нестандартного оборудования — задание и выполнение НИР (научно-исследовательских работ) и ОКР (опытно-конструкторских работ) на необходимое нестандартное оборудование, включая программное обеспечение.

Разработку нестандартного оборудования выполняют СКБ (специальные конструкторские бюро), ОКБ и НИИ Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления, комплектацию — предприятие через государственные и частные фирмы.

Монтаж начинается после изготовления нестандартного оборудования и комплектации стандартного. Проводит его специализированная монтажная организация.

Наладка — приведение в рабочее состояние всех технических средств и обеспечение готовности их работы в процессе опробования испытаний и принадлежностей.

Внедрение — процесс перехода к практическому применению решений проекта, когда технические средства системы используются для управления производством по новой технологии, разработанной в проекте.

На 7-й стадии система вводится в эксплуатацию в восемь этапов:

• подготовка объекта автоматизации к вводу АС;

• подготовка персонала;

• комплектация АС программными, техническими, информационными средствами и изделиями;

• строительно-монтажные работы;

• пусконаладочные работы;

• предварительные испытания;

• опытная эксплуатация;

• приемочные испытания.

На 8-й стадии: на 1-м этапе предусматриваются работы по обязательствам гарантийного обслуживания и на 2-м — послегарантийного обслуживания. Осуществляется авторский надзор генеральным проектировщиком АС (специализированная проектная организация), генеральным проектировщиком отрасли и разработчиком нестандартного оборудования.

7. Приведите состав и поясните назначение проектной документации, разрабатываемой в ходе предпроектного обследования.

Стадия предпроектного обследования выполняется в два этапа – 1) сбор материалов для обоснования целесообразности и эффективности создания ИС; 2) проведение анализа и формирование технического задания на создание системы.

Основная задача обследования – оценка реального объема проекта по созданию ИС, ее целей и задач, состава функциональных подсистем и возможностей реализации проекта.

Документы:

бизнес-план,

технико-экономическое обоснование (ТЭО),

техническое задание (ТЗ)

Первоначально в ТЭО определяются основные направления автоматизации объекта, а в дальнейшем в рамках ТЗ дается детальная постановка задач подлежащих автоматизации и описание процесса функционирования объекта в условиях использования ИС.

ТЭО разработки АЭИС является результатом 1 этапа. В этом документе должно быть четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект; когда он получит готовый продукт; сколько это будет стоить, время окупаемости проекта (выгода), ожидаемый экономический эффект. Кроме того, особо нужно указать, что не будет реализовано в рамках данного проекта, а также будущие требования к системе в случае ее развития, совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему.

Современные работы по созданию ИС рассматриваются как инвестиционный проект, поэтому для того чтобы иметь возможность привлечь финансовые средства для этого проекта на основе данных полученных в ТЭО и результатов исследования предметной области разрабатывается бизнес-план проекта

И в случае положительного заключения по вопросам целесообразности создания и возможностях финансирования разрабатывается ТЗ.

Этот документ является основным, определяющим требования и порядок создания автоматизированной системы. Определяется в основном состав и структура разрабатываемой системы, т.е. из каких подсистем она состоит, как они связаны между собой, какие комплексы задач и в каком порядке будут разрабатываться, их назначение. Также в ТЗ определяются основные показатели (параметры), которые должны быть достигнуты в условиях автоматизированного управления объектом, перечень функций управления с указанием входных и выходных документов, периодичность решения и формы представления информации для каждой функции.

Здесь же (в ТЗ) указываются все требования к программному, информационному, организационному и техническому обеспечению и составляется план-график совместных работ исполнителя и заказчика.

8. Поясните основные свойства требований пользователей к ИС.

Требования – это исходные данные, на основании которых проектируются и создаются ИС.

Пользовательские требования записываются с использованием повседневного языка либо простых графических моделей и отражают взгляд пользователей на функциональность системы и условия, в которых она должна работать.

Все требования разбиваются на классы:

Функциональные требования содержат описание возможностей, предоставляемых системой, реакций системы на действия пользователя, действия системы в определённых ситуациях. То есть функциональные требования должны отвечать на вопрос о том, что должна делать система.

Функциональные требования должны полностью отражать запросы пользователя и не противоречить друг другу.

Нефункциональные требования описывают требования к работе системы в целом. Нефункциональные требования относятся к таким характеристикам системы, как надёжность, производительность, переносимость, расширяемость, безопасность и т.д. Как правило, нефункциональные требования более критичны для функционирования системы, так как несоответствие хотя бы одному из них может крайне затруднить работу с системой либо сделать её невозможной. Нефункциональные требования подразделяются на три группы:

  1. требования к системе;
  2. организационные требования;
  3. внешние требования.

Требование пользователей - определяют набор пользовательских задач, которые должна решать ИС, а также способы (сценарии) их решения в системе. Описываются с помощью диаграммы вариантов использования, сценария взаимодействия, функциональной модели в различных нотациях.

9. Кратко охарактеризуйте методы выявления требований пользователей ИС на этапе предпроектного обследования.

Методы, используемые на стадии предпроектного обследования, подразделяются на:

1) Методы изучения и анализа фактического состояния экономического объекта и технологий управленческой деятельности

Эти методы позволяют выявить узкие места в исследуемых процессах и включают:

-Опрос. Устный опрос производится по заранее составленному вопроснику на рабочем месте специалиста с записью ответов и позволяет в форме несложной беседы понять технологию работы и опыт опрашиваемого. Достоинства метода заключаются в его простоте и в том, что можно приступить к подготовке нового решения уже на стадии анализа. К недостаткам этого метода относятся затруднения психологического порядка и разнородность результатов опроса.

-Анкетирование с помощью перечня вопросов дает полную и основательную информацию при условии готовности опрашиваемых к правдивым ответам. Существенное влияние на качество результатов оказывают четкость, недвусмысленность вопросов, поэтому разработка перечня вопросов предполагает знание предметной области.

-Наблюдение, измерение и оценка. С помощью этих методов собираются сведения о параметрах, признаках и объектах в соответствующей предметной области. Важные для изучения параметры, признаки и объекты точно оцениваются сотрудниками и регистрируются в карточках или в формулярах.

-Групповое обсуждение проводится проектировщиками совместно с заказчиками, включая пользователей. Цель – обобщение и обсуждение важных для решения проблем вопросов и определение необходимых задач.

-Анализ производственных, управленческих и информационных процессов используется для подготовки решений, касающихся реорганизации технологии информационных процессов. Анализ процессов охватывает:

• обследуемый объект;

• цель и результат решения управленческих задач;

• операции и алгоритмы управленческих и производственных задач;

• объем и качество информации;

• средства обработки информации;

• требования к персоналу и рабочим местам;

• методы работы;

• узкие места, помехи и трудности.

2) Методы формирования нового заданного состояния экономического объекта

Эти методы основываются на теоретическом обосновании всех составных частей ИС исходя из целей, требований и условий заказчика. К данным методам, представляющим собой рабочие средства проектировщика, относятся методы:

-Метод структурного (модульного) проектирования позволяет разработать проект четко разграниченных блоков (модулей), между которыми устанавливаются связи посредством входной и выходной информации, а также показывается иерархия их подчиненности. Метод структурного проектирования позволяет разделить весь комплекс задач на обозримые и поддающиеся анализу модули.

-Метод декомпозиции модулей предусматривает дальнейшее разбиение комплексов задач на отдельные задачи. Подход к разбиению всей совокупности задач происходит по принципу «сверху-вниз».

-Метод анализа и моделирования информационных процессов предназначен для выявления и представления в каждом случае взаимосвязи между результатом, процессом обработки и вводом данных. Он используется для анализа и формирования информационных связей между рабочими местами.

3) Методы графического представления фактического и заданного состояний

Эти методы предусматривают использование для наглядного представления процессов обработки информации в форме блок-схем, графиков прохождения документов и т.д. Графические методы являются составной частью любого проекта и необходимы для практической работы, поскольку выполняют роль вспомогательного средства при внедрении новых технологий

10. Дайте определение технологии проектирования и технологической операции проектирования ИС.

Технология проектирования определяется как совокупность трех составляющих:

-пошаговой процедуры, определяющей последовательность технологических операций проектирования;

-критериев и правил, используемых для оценки результатов выполнения технологических операций (соответствие или несоответствие стандартам);

-нотаций (графических и текстовых средств), используемых для описания проектируемой системы.

Технологическая операция проектирования – это относительно самостоятельный фрагмент технологического процесса проектирования, в котором определены:

вход;

выход;

преобразователь;

ресурсы;

средства.

Microsoft Solution Framework - student2.ru

11. Охарактеризуйте процессный подход к проектированию ИС.

Процессный подход – используется для создания ИС управления бизнес процессами.

Основной принцип процессного подхода заключается в структурировании деятельности организации в соответствии с ее бизнес-процессами, а не организационно-штатной структурой.

Процессные потоковые модели — это модели, описывающие процесс последовательного преобразования материальных и информационных потоков компании в ходе реализации какой-либо производственной функции или функции управления.

Процессный подходпредполагает смещение акцентов от управления отдельными структурными элементами на управление сквозными бизнес-процессами, связывающими деятельность всех структурных элементов. Каждый деловой процесс проходит через ряд подразделений. Структура компаний строится без учета возможностей оптимизации деловых процессов, обеспечивающих необходимые функции. Процессный подход позволяет устранить фрагментарность в работе, организационные и информационные разрывы, дублирование, нерациональное использование финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Процессный подход к организации деятельности предприятия предполагает:

-широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;

-сокращение уровней принятия решений;

-сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда;

-повышенное внимание к вопросам обеспечения качества;

-автоматизацию технологий выполнения бизнес-процессов.

Процессная модель экономического объекта должна строиться с учетом следующих положений:

1. Верхний уровень модели должен отражать только контекст деятельности (т.е., контекстная диаграмма должна отражать взаимодействие моделируемого предприятия с внешним миром).

2. На втором уровне должны быть отражены тематически сгруппированные бизнес-процессы предприятия и их взаимосвязи в виде основных направлений деятельности.

3. Каждое из направлений деятельностей должно быть детализировано на бизнес-процессы.

4. Детализация бизнес-процессов осуществляется посредством бизнес– функций.

5. Бизнес-функции описываются последовательностью элементарных технологических операций.

6. Описание элементарной операции осуществляется с помощью миниспецификации.

Процессный подход требует комплексного изучения различных сторон жизни организации — правовых основ и правил деятельности, организационной структуры, функций и показателей результатов их исполнения, интерфейсов, ресурсного обеспечения, организационной культуры. В результате анализа создается модель деятельности "как есть". Обработка этой модели с помощью различных аналитических методов позволяет проверить, насколько деловые процессы рациональны, а также определить, является ли та или иная операция ориентированной на общественно значимый конечный результат или излишней бюрократической процедурой.

12. Кратко охарактеризуйте современные технологии проектирования ИС.

1. Custom Development Method - технологический материал, детализированный до уровня заготовок проектных документов, рассчитанных на использование в проектах с применением Oracle. Применяется CDM для классической модели ЖЦ, а также для технологий "быстрой разработки", рекомендуемых в случае малых проектов. В соответствии с CDM жизненный цикл ПО формируется из определенных этапов (фаз) проекта и процессов, каждый из которых выполняется в течение нескольких этапов:

- стратегия (определение требований);

- анализ (формулирование детальных требований к системе);

- проектирование;

- реализация (написание и тестирование приложений);

- внедрение (установка новой прикладной системы);

- эксплуатация.

2. Rational Unified Process(RUP) предлагает итеративную модель разработки, включающую четыре фазы: начало, исследование, построение и внедрение. Каждая фаза может быть разбита на этапы (итерации), в результате которых выпускается версия для внутреннего или внешнего использования. Прохождение через четыре основные фазы называется циклом разработки, каждый цикл завершается генерацией версии системы. Если после этого работа над проектом не прекращается, то полученный продукт продолжает развиваться и снова минует те же фазы. Суть работы в рамках RUP - это создание и сопровождение моделей на базе UML.

Основными принципами являются:

- Итерационный и инкрементный (наращиваемый) подход к созданию ПО.

- Планирование и управление проектом на основе функциональных требований к системе - вариантов использования.

- Построение системы на базе архитектуры ПО.

Microsoft Solution Framework

Методология создания программных решений (MSF) опирается на практический опыт корпорации Майкрософт и описывает управление людьми и рабочими процессами в процессе разработки решения под бизнес требования заказчика. MSF представляет собой согласованный набор концепций, моделей и правил, состоит из двух моделей и трех дисциплин. Они подробно описаны в пяти документах, так называемых "белых книгах", каждый из которых охватывает определенную дисциплину или модель MSF:

- Модель процессов MSF;

- Модель проектной группы MSF;

- Дисциплина управления проектами MSF;

- Дисциплина управления рисками MSF;

- Дисциплина управления подготовкой MSF

MSF включает в себя ряд основных принципов. Вот те из них, которые имеют отношение к успешной работе команды:

- Распределение ответственности при фиксации отчетности

- Наделяйте членов команды полномочиями

- Концентрируйтесь на бизнес-приоритетах

- Единое видение проекта

- Проявляйте гибкость

13. Дайте определение RAD-технологии разработки ИС. Укажите границы применимости этой технологии.

RAD-технология (методология быстрой разработки приложений) разработки ИС.

RAD — концепция создания средств разработки программных продуктов, уделяющая особое внимание быстроте и удобству программирования, созданию технологического процесса, позволяющего программисту максимально быстро создавать компьютерные программы. Концепцию RAD также часто связывают с концепцией визуального программирования.

Под этим термином обычно понимается процесс разработки ИС, содержащий 3 элемента:

-небольшую команду программистов (от 2 до 10 человек);

-короткий, но тщательно проработанный производственный график (от 2 до 6 мес.);

-повторяющийся цикл, при котором разработчики, по мере того, как приложение начинает обретать форму, запрашивают и реализуют в продукте требования, полученные через взаимодействие с заказчиком.

Границы применимости методологии RAD можно использовать далеко не всегда, а лишь в том случае, если:

-объем проекта и требования бизнеса четко определены, не изменяются, а сам проект невелик;

-проект не зависит от других средств автоматизации бизнеса, количество внешних интерфейсов ограниченно;

-система ориентирована на экранные формы, обработка данных и системные функции составляют незначительную часть, удобство экранных форм является важнейшим фактором успеха проекта;

-пользователи имеют высокую квалификацию и изначально положительно оценивают идею создания новой системы.

Таким образом, методом ускоренной разработки приложений лучше разрабатывать небольшие проекты, ориентированные на конкретного заказчика.

Методология RAD неприменима для построения сложных расчетных программ, операционных систем или программ управления, требующих написания большого объема (сотни тысяч строк) уникального кода.

Не подходят для разработки по методологии RAD приложения, в которых отсутствует ярко выраженная интерфейсная часть, наглядно определяющая логику работы системы и приложения, от которых зависит безопасность людей, так как итеративный подход предполагает, что первые несколько версий наверняка не будут полностью работоспособны, что в данном случае исключается.

14. Приведите классификацию технологий проектирования ИС по степени автоматизации проектных работ и применению типовых проектных решений.

По степени автоматизации проектных работ методы проектирования делятся на:

-оригинальное (индивидуальное, каноническое) проектирование;

-типовое проектирование:

-элементарное;

-подсистемное;

-модельное;

-автоматизированное проектирование:

-структурное;

-объектное.

Каноническое проектирование ИС отражает особенности ручной технологии индивидуального (оригинального) проектирования, осуществляемого на уровне исполнителей без использования каких-либо инструментальных средств, позволяющих интегрировать выполнение элементарных операций. Как правило, каноническое проектирование применяется для небольших, локальных ИС. В основе канонического проектирования лежит каскадная модель жизненного цикла ИС.

Типовое проектирование ИС предполагает создание системы из готовых типовых элементов. Основополагающим требованием для применения методов типового проектирования является возможность декомпозиции проектируемой ИС на множество составляющих компонентов (подсистем, комплексов задач, программных модулей и т.д.).

Каждое типовое решение предполагает наличие, кроме собственно функциональных элементов (программных или аппаратных), документации с детальным описанием ТПР и процедур настройки в соответствии с требованиями разрабатываемой системы.

Типовое проектное решение (ТПР) – это тиражируемое (пригодное к многократному использованию) проектное решение.
Принятая классификация ТПР основана на уровне декомпозиции системы.

Автоматизированное проектирование – проектирование с использованием CASE средств, которые позволяют на основе модели системы получить готовый работающий продукт. Один из примеров – технология RAD. Подобный метод предусматривает разработку рабочего прототипа с последующей демонстрацией его пользователям. Пользователи отмечают, что им нравится, а что – нет. Проектировщик дорабатывает прототип с учетом сделанных замечаний, после чего снова демонстрирует то, что получилось. Обычно устанавливается лимит времени и количество итераций, иначе пользователи будут совершенствовать прототип вечно.

15. Приведите классификацию типовых проектных решений по уровню декомпозиции.

Типовое проектное решение (ТПР)- это тиражируемое (пригодное к многократному использованию) проектное решение.

Принятая классификация ТПР основана на уровне декомпозиции системы. Выделяются следующие классы ТПР:

-элементные ТПР - типовые решения по задаче или по отдельному виду обеспечения задачи (информационному, программному, техническому, математическому, организационному);

-подсистемные ТПР - в качестве элементов типизации выступают отдельные подсистемы, разработанные с учетом функциональной полноты и минимизации внешних информационных связей;

-Объектные ТПР - типовые отраслевые проекты, которые включают полный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ИС

16. Дайте определение CASE-технологии. Укажите основные компоненты интегрированного CASE-средства.

CASE-технология представляет собой совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения АИС, поддержанной комплексом взаимосвязанных средств автоматизации.

Интегрированный CASE-пакет содержит четыре основных компонента:

1. Средства централизованного хранения информации о проектируемой АИС в течение всего ЖЦ (репозиторий), которые являются основой CASE-пакета. Соответствующая БД должна иметь возможность поддерживать большую систему описаний и характеристик и предусматривать надежные меры по защите от ошибок и потерь информации. Репозиторий должен обеспечивать:

-распространение действия нового или скорректированного описания на информационное пространство всего проекта;

-синхронизацию поступления информации от различных пользователей;

-хранение версий проекта и его отдельных компонентов;

-сборку любой запрошенной версии;

-контроль информации на корректность, полноту и состоятельность.

2. Графические средства анализа и проектирования, обеспечивающие создание и редактирование иерархически связанных диаграмм (DFD, ERD и др.), образующих модели ИС, их описание и анализ.

3. Средства разработки приложений предназначенные для автоматизированной кодогенерации и тестирования.

4.Средства документирования, управления проектом и реинжиниринга.

17. Дайте определение и кратко поясните суть постановки задачи на этапе технического проектирования ИС.

Постановка задачи – это описание экономической задачи по определенным правилам, которое дает исчерпывающее представление о ее сущности, логике преобразования информации для получения результата.

Для постановки задачи используются сведения, необходимые и достаточные для полного представления ее логической и информационной сущности. Постановка задачи выполняется будущим пользователем ИС в тесном сотрудничестве с разработчиком. Постановка задачи начинается на стадии анализа предметной области, а заканчивается на стадии технического проектирования.

План постановки задачи:
Организационно-экономическая сущность задачи
• наименование задачи, место ее решения;
• цель решения;
• назначение
• периодичность решения и требования к срокам решения;
• источники и способы поступления данных;
• потребители результатной информации и способы ее отправки;
• информационная связь с другими задачами.

Описание выходной (результатной) информации
• перечень результатной информации;
• форма представления по каждой позиции перечня;
• периодичность и сроки представления;
• количество информации в единицу времени, количество строк в документе;
• перечень пользователей результатной информации;
• описание структурных единиц информации (по каждому реквизиту):
• точное и полное наименование;
• идентификатор;
• тип данных;
• максимальная разрядность;
• способы контроля данных:
• контроль разрядности реквизита;
• контроль интервала значений реквизита;
• контроль соответствия списку значений;
• расчетный метод контроля количественных значений реквизитов;
• метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.

Описание входной (исходной) информации
• перечень исходной информации;
• формы представления по каждой позиции перечня, примеры заполнения документов;
• количество информации в единицу времени, количество строк в документе;
• описание структурных единиц информации (по каждому реквизиту):
• точное и полное наименование;
• идентификатор;
• тип данных;
• максимальная разрядность;
• способы контроля исходных данных:
• контроль разрядности реквизита;
• контроль интервала значений реквизита;
• контроль соответствия списку значений;
• расчетный метод контроля количественных значений реквизитов;
• метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.

Описание алгоритма решения задачи
• описание способов формирования результатной информации с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий;
• описание связей между частями, операциями, формулами алгоритма;
• требования к порядку расположения (сортировке) ключевых признаков в выходных документах, например, по возрастанию значений табельных номеров;
Алгоритм должен учитывать общий и все частные случаи решения задачи.

Описание условно-постоянной (нормативно-справочной) информации
• перечень условно-постоянной информации (классификаторов, справочников, таблиц, списков с указанием их полных наименований;
• форма представления по каждой позиции перечня;
• описание структурных единиц информации (по каждому реквизиту):
• точное и полное наименование; • идентификатор;
• тип данных; • максимальная разрядность;
• способы взаимодействия с переменной информацией.

18. Приведите порядок разработки эксплуатационной документации в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910-2002.

Процесс документирования должен быть выполнен в два этапа. Поэтапные работы не выполняются одновременно. На отдельных этапах работы могут проводиться параллельно. Возможные итерации работ показаны пунктирными линиями.

Когда минимальный состав документации определяется заказчиком, это должно быть учтено документатором при разработке плана документирования.

Заказчик должен обеспечивать документатору доступ:

a) ко всем соответствующим спецификациям, форматам записей, компоновкам экранов и отчетов, выходным результатам работы средств автоматизации программирования и другой информации, необходимой для подготовки документации;

b) к рабочей копии программного средства (при необходимости);

c) к аналитикам и программистам, включая своевременное правильное решение вопросов, возникающих у персонала разработчиков документации;

d) к типичным пользователям (по возможности) для анализа аудитории и тестирования на практичность.

В обязанности документатора входит обеспечение плодотворности контактов с разработчиками программных средств заказчика, гарантирующее как минимум понимание сути выпускаемой продукции и соответствующих ей аудиторий.

Документатор не отвечает за разработку, проверку или корректировку исходных материалов, а только за их получение.

Обязанностью разработчика является обеспечение полноты, правильности и актуальности всех материалов, предъявляемых разработчику на момент их поставки.Разработчик должен гарантировать, что представление документатору данных материалов не нарушает прав интеллектуальной собственности любой третьей стороны.

Документатор должен предпринять соответствующие шаги по сохранению материалов, представленных заказчиком, обеспечить защиту информации о требованиях заказчика и возвратить все материалы заказчику по завершении проекта документирования.

В ряде случаев нет необходимости возвращать все материалы; данный вопрос должен быть оговорен в договоре. В ряде случаев требуется сохранить конфиденциальность и секретность предоставленных материалов. В договоре должны быть установлены уровни (грифы)конфиденциальности или секретности материалов, представляемых заказчиком документатору.

Microsoft Solution Framework - student2.ru

19. Дайте определение информационному обеспечению ИС, приведите его состав.

Информационное обеспечение ИС – это совокупность информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений.

Одна часть информационного обеспечения учитывает особенности взаимодействия пользователей с ПК при выполнении технологических операций по обработке информации. Другая часть связана с организацией в компьютере различных информационных массивов, используемых для решения экономических задач и передачи данных. Поэтому в составе ИО выделяется внемашинное и внутримашинное ИО.

Внемашинное ИО включает:

систему экономических показателей данной предметной области (например, показатели бухучета, финансовой деятельности и т.д.);

систему классификации и кодирования;

документацию,информационные потоки, как варианты организации документооборота.

Внутримашинное ИО – система специальным образом организованных данных, подлежащих автоматизированной обработке, накоплению, хранению, поиску и передаче в виде, удобном для восприятия техническими средствами.

Внутримашинное ИО включает:

информационные массивы (файлы),

базы и банки данных,

базы знаний.

Требования к ИО.

Представлять полную, достоверную и своевременную информацию для реализации всех расчетов и процессов принятия управленческих решений в функциональных подсистемах ИС с минимумом затрат на ее сбор, хранение, поиск, обработку и передачу.

Обеспечивать взаимную увязку задач функциональных подсистем на основе однозначного формализованного описания их входов и выходов на уровне показателей и документов

20. Приведите методы классификации, используемые при разработке информационного обеспечения ИС.

Методы классификации:

Иерархический метод заключается в последовательном делении заданного множества на подчиненные множества, каждое из которых в свою очередь делится на подчиненные ему подмножества.

Классификационные схемы, построенные на основе иерархического принципа, имеют неограниченную ёмкость, величина которой зависит от глубины классификации – числа ступеней деления и количества объектов классификации, которое можно расположить на каждой ступени.Выбор необходимой глубины классификации и структуры кода зависит от характера объектов классификации и характера задач, для решения которых предназначен классификатор.

Серьёзным недостатком иерархического метода классификации является жесткость классификационной схемы. При изменении состава объектов классификации, их характеристик или характера решаемых при помощи классификатора задач требуется коренная переработка классификационной схемы. Поэтому иерархический метод классификации более предпочтителен для объектов с относительно стабильными признаками и для решения стабильного комплекса задач.

К классификационным схемам, построенным на основе иерархического метода классификации, предъявляются определенные требования, соблюдение которых повышает их качество и эффективность применения:

-непересекаемость классификационных группировок, расположенных на одной ступени классификации.

-использование только одного признака для разделения любой классификационной группировки на подчиненные группировки;

-логичность и последовательность деления группировок на нижестоящие и полнота этого деления. В соответствии с этим требованием на верхних ступенях классификации должны использоваться признаки, к которым в дальнейшем будет обращено наибольшее число запросов. Полнота деления означает, что сумма подмножества всегда должна давать делимое множество объектов, не должна оставаться какая-то часть объектов, не вошедшая в состав классификационных группировок.

Фасетный метод заключается в делении заданного множества на группировки независимо, по различным признакам классификации. При этом методе классификации заранее жесткой классификационной схемы и конечных группировок не создается. Разрабатывается лишь система таблиц признаков объектов классификации, называемых фасетами. При необходимости создания классификационной группировки для решения конкретной задачи осуществляется выборка необходимых признаков из фасетов и их объединение в определенной последовательности.

Такой принцип построения классификационных группировок делает классификатор на основе фасетного метода классификации очень гибким, хорошо приспособленным для использования в условиях большой динамичности характера решаемых задач. При изменении характера задач или характеристик объектов классификации разрабатываются новые фасеты или дополняются новыми признаками уже существующие фасеты без коренной перестройки структуры всего классификатора.

Требования при разработке классификатора:

1) В состав признаков одного фасета не должен повторяться в других фасетах этого же классификатора;

2) включение в состав классификатора только таких фасетов и признаков в них, которые необходимы для решения конкретных задач.

В современных классификационных схемах часто одновременно используются оба метода классификации. Это обеспечивает возможность снизить влияние недостатков методов классификации и расширить возможность использования классификатора как конкретной формы реализации классификации информации в информационном обеспечении управления.

21. Перечислите методы кодирования технико-экономической информации, применяемые при проектировании информационного обеспечения.

Методы кодирования могут носить самостоятельный характер – регистрационные методы кодирования, или быть основанными на предварительной классификации объектов – классификационные методы кодирования.

Регистрационные методы кодирования бывают:

1.Порядковый метод является простейшим методом кодирования, всем позициям в номенклатуре присваиваются порядковые номера без пропуска номеров.

Достоинства:

Этот метод обладает наибольшей простотой, использует наиболее короткие коды и лучше обеспечивает однозначность каждого объекта классификации.

Недостатки.

Неудобен при внесении изменений, дополнений и исключений. Отсутствие в коде какой-либо конкретной информации о свойствах объекта, а также сложность машинной обработки информации при получении итогов по группе объектов классификации с одинаковыми признаками.

2.Серийно-порядковый метод. При применении этого метода кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда с закреплением отдельных диапазонов (серий) этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками. Каждой группе старших признаков номенклатур присваивается серия номеров. В пределах этой серии каждая позиция младших признаков номенклатуры кодируется порядковым номером.

В каждой серии, кроме кодов имеющихся объектов классификации, предусматривается определенное количество кодов для резерва.

Серийно-порядковый метод кодирования целесообразно применять для объектов, имеющих два соподчиненных признака.

Классификационные методы кодирования бывают:

1.Последовательный метод кодирования - код классификационной группировки и (или) объекта классификации образуется с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. В этом случае код нижестоящей группировки образуется путем добавления соответствующего количества разрядов к коду вышестоящей группировки.

Достоинства: логичность построения кода и большая емкость.

Недостатки: зависимость последующих разрядов кода от предыдущих применять этот код по частям нельзя, группировать объекты по различным сочетаниям имеющихся признаков сложно, практически невозможно вносить новые признаки и производить изменения в коде без коренной перестройки классификатора.

2.Параллельный (позиционном) метод код классификационной группировки и (или) объекта классификации образует с использованием независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации. При этом методе кодирования признаки объекта кодируются независимо друг от друга. Для параллельного метода кодирования возможны два варианта записи кодов объекта:

- Каждый фасет и признак внутри фасета имеют свои коды, которые включаются в состав кода объекта.

- Для определения групп объектов выделяется фиксированный набор признаков и устанавливается стабильный порядок их следования, то есть устанавливает фасетная формула

Достоинства: Гибкость структуры кода. Метод позволяет использовать при решении конкретных технико-экономических и социальных коды только тех признаков объектов, которые необходимы. Можно осуществлять группировку объектов по любому сочетанию признаков. Хорошо приспособлен для машинной обработки информации. По конкретной кодовой комбинации легко узнать, набором каких характеристик обладает рассматриваемый объект. Набор признаков при необходимости может легко пополняться присоединением кода нового признака.

Недостатки. Параллельный метод кодирования целесообразно использовать для кодирования однородных объектов, так как в противном случае реальной становится лишь незначительная часть сочетаний признаков, и емкость классификатора будет использоваться не полностью.

22. Приведите перечень работ, выполняемых на стадии ввода в эксплуатацию ИС, укажите ответственного за выполнение каждого вида работ.

Важнейшей работой при создании рабочего проекта является разработка и отладка программ, или их адаптация. Адаптация происходит тогда, когда для создания информационной системы используются уже готовые программы. Для каждой программы разрабатываются ее описание или паспорт. На этапе ввода в эксплуатацию необходимо выполнить такой объем работ: -подготовить объект к вводу в эксплуатацию;

-скомплектовать ИС, установив технические и программные средства;

-произвести строительно-монтажные работы, провести предварительные испытания системы;

-выполнить опытную эксплуатацию системы и провести приемные экзамены.

Подготовка объекта к автоматизации начинается с издания приказа об изменениях в структуре объекта, документооборота, распределении обязанностей между персоналом, переходе на новую технологию обработки информации. Такой приказ издается в произвольной форме, но в нем обязательно указываются срок перехода к новой технологии и тиражироваться различные должностные инструкции, бланки новых документов, готовиться классификаторы.

Подготовка персонала может производиться силами разработчиков системы (лекции, семинары, практические занятия) или работодателем специальных курсов или факультетов повышения квалификации. При таком обучении каждый работник должен не только овладеть изменения в своих должностных обязанностях, но и научиться работе с вычислительной техникой. Параллельно с подготовкой персонала производятся работы по установке технических и программных средств. Определяются места установки ЭВМ, средства их охраны, лица, ответственные за сохранения и сопровождение системного программного обеспечения, устанавливаются необходимые пакеты программ.

Предварительные испытания системы выполняет разработчик, чтобы проверить корректность работы технических и программных средств, возможность использования ПО. Во время опытной эксплуатации заполняют информационную базу на машинных носителях. Это делают специалисты, которые будут эксплуатировать ИС. Базовые направления, позволяющие описать бизнес-процессы предприятия: IDEF - структурный подход и UML - объектно ориентированный подход.

Ввод в действие:

  1. подготовка объекта автоматизации;
  2. подготовка персонала;
  3. комплектация ИС поставляемыми изделиями;
  4. строительно-монтажные работы;
  5. пусконаладочные работы;
  6. проведение предварительных испытаний;
  7. проведение опытной эксплуатации;
  8. проведение приемочных испытаний.

23. Охарактеризуйте основные стратегии внедрения ИС.

Внедрение систем - это комплекс специфических задач, выполнение которых позволяет добиться реальной эксплуатации решения в организации.

Процесс внедрения состоит из:

- подготовительных работ технического и административного плана

- тестовой (опытной) эксплуатации

- промышленной эксплуатации.

Для успешного внедрения:

- структурированности целей внедрения и задач, которые будут решаться в рамках внедряемой ИС

- четкого описания всех без исключения процедур, которые будут выполняться в рамках бизнес-процессов

- описания мер по контролю над исполнением процедур

- использования системного подхода на всех этапах жизненного цикла ИС

Стратегии внедрения ИС:

1. Параллельная стратегия - когда одновременно работают старая (ручная) и новая система, и их выходные документы сравниваются. Если они согласуются длительное время, осуществляется переход на новую систему.

2. Стратегия "Скачок" – резкий переход на новую систему. Если данные не столь точные, как хотелось бы, если люди не обучены, тогда есть риск ввергнуться в хаос, сорвать поставки и финансовые расчеты.

3. Стратегия "Узкое место" - это малая часть производственного процесса. При использовании похода "узкое место" план внедрения выполняется только для "узкого места" и для людей, работающих в нем. Точность данных повышается только для изделий в этом "узком месте"; переподготовка - только для людей, работающих в нем; анализ эффект-затрат делается только для него и т.д.

4. Стратегия "Пилотный проект" - Это наиболее часто используемая стратегия. "Пилотный проекта" - это тактика "скачка", но применяемая к ограниченному числу процессов. Область применения стратегии - небольшой участок деятельности. Такой подход снижает риск и наиболее надежен. Практически все предприятия применяют эту тактику сегодня.

24. Перечислите виды испытаний ИС. Укажите цель проведения каждого вида испытаний.

Для ИС устанавливают следующие основные виды испытаний:

1) предварительные;

2) опытная эксплуатация;

3) приемочные.

В зависимости от взаимосвязей, испытываемых в ИС объектов испытания могут быть автономные или комплексные. Автономные испытания охватывают подсистемы ИС и комплексы задач. Эти испытания проводят по мере готовности частей ИС к сдаче в опытную эксплуатацию. Комплексные испытания проводят для групп, взаимосвязанных частей ИС или для ИС в целом.

Для планирования проведения всех видов испытаний разрабатывают документ «Программа и методика испытаний». Разработчик документа устанавливается в договоре. Программа и методика испытаний должны устанавливать необходимый и достаточный объем испытаний, обеспечивающий заданную достоверность получаемых результатов.

Предварительные испытания ИС проводят для определения ее работоспособности и решения вопроса о возможности приемки ИС в опытную эксплуатацию. Предварительные испытания следует выполнять после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств системы и представления им соответствующих документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала ИС с эксплуатационной документацией.

Опытную эксплуатацию ИС проводят с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик ИС и готовности персонала к работе в условиях функционирования ИС, определения фактической эффективности ИС, корректировке (при необходимости) документации.

Приемочные испытания ИС проводят для определения соответствия ИС техническому заданию, оценки качества опытной эксплуатации и решения вопроса о возможности приемки ИС в постоянную эксплуатацию.

При проведении всех видов испытаний проверке или аттестации подвергаются:

-комплекс программных и технических;

-персонал;

-эксплуатационная документация, регламентирующая деятельность персонала при функционировании;

-ИС в целом.

25. Перечислите основные показатели надежности ИС.

Надёжность – это комплексное свойство системы, состоящие в ее возможности выполнять заданные функций, сохраняя основные характеристики в установленных пределах.

Показатели и свойства надежности:

1.Безотказность – свойство системы сохранять работоспособность в течение некоторого времени в плоть до выполнения заданного объёма работ без вынужденных перерывов (сбои; отказы).Безотказность по непрерывным функциям определяются по следующим единичным показателям:

-средняя наработка на отказ;

-вероятность безотказного выполнения в течение заданного времени;

-интенсивность отказов.

2.Ремонтопригодность – это свойство системы, говорящее о её приспособленности к проведению работ по его обслуживанию и ремонту.

Основные показатели:

-Среднее время восстановления способности к выполнению функций после отказа;

-Вероятность восстановления в течение заданного времени работоспособности после отказа;

Основные комплексные показатели ремонтопригодности и безотказности это коэффициент готовности системы к выполнению некоторых функций (<= 1).

3.Долговечность – свойство сохранять работоспособность в течение определённого времени или вплоть до выполнения заданного объёма работ при условии проведения технического обслуживания.

Показатели долговечности:

-средний ресурс функциональной подсистемы.

-средний срок службы функциональной подсистемы.

Надежность ИС в аварийных ситуациях определяется с помощью комплекса показателй:

1. средняя наработка системы до возникновения аварийной ситуации при нормальных условиях функционирования;

2. вероятность возникновения аварийной ситуации в течение заданного времени при нормальных условиях функционирования;

3. вероятность возникновения аварийной ситуации в результате воздействия одного из экстремальных внешних факторов.

Наши рекомендации