Требования к автоматизированным информационным системам. Разделы технического задания
Пан
1. Требования к автоматизированным информационным системам. Разделы технического задания.
2. Этапы и содержание работ по созданию системы.
3. Обзор систем автоматизированного проектирования.
Требования к автоматизированным информационным системам. Разделы технического задания
Техническое задание (ТЗ) на создание корпоративной системы является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации — далее создания), в соответствии с которым проводится разработка КИС и ее приемка при вводе в действие.
ТЗ на КИС разрабатывают на систему в целом, предназначенную для работы самостоятельно или в составе другой системы. Включаемые в ТЗ на КИС требования должны соответствовать современному уровню развития науки и техники и не уступать аналогичным требованиям, предъявляемым к лучшим современным отечественным и зарубежным аналогам.. Задаваемые в ТЗ на КИС требования не должны ограничивать разработчика системы в поиске и реализации наиболее эффективных технических, технико-экономических и других решений.
ТЗ на КИС содержит следующие разделы, которые могут быть разделены на подразделы:
1) общие сведения;
2) назначение и цели создания (развития) системы;
3) характеристика объектов автоматизации;
4) требования к системе;
5) состав и содержание работ по созданию системы;.
6) порядок контроля и приемки системы;
7) требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;
8) требования к документированию;
9) источники разработки.
В разделе «Общие сведения»указывают:
• полное наименование системы и ее условное обозначение;
• шифр темы или шифр (номер) договора;
• наименование предприятий (объединений) разработчика и заказчика (пользователя) системы и их реквизиты;
• перечень документов, на основании которых создается система, кем и когда утверждены эти документы;
• плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы;
• сведения об источниках и порядке финансирования работ;
• порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных, информационных) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы.
Раздел «Назначение и цели создания (развития) системы»состоит изподразделов:
• назначение системы, в котором указывают вид автоматизируемой деятельности (управление, проектирование и т. п.) и перечень объектов автоматизации (объектов), на которых предполагается ее использовать. Для АСУ дополнительно указывают перечень автоматизируемых органов (пунктов) управления и управляемых объектов.
• цели создания системы, в котором приводят наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических или других показателей объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания АС, и указывают критерии оценки достижения целей создания системы.
В разделе «Характеристики объекта автоматизации»приводят:
• краткие сведения об объекте автоматизации или ссылки на документы, содержащие такую информацию;
• сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизация и характеристиках окружающей среды.
Примечание: Для САПР в разделе дополнительно приводят основные параметры и характеристики объектов проектирования.
Раздел «Требования к системе»состоит из следующих подразделов:
1) Требования к системе в целом.Здесь указывают:
a) требования к структуре и функционированию системы включают:
• перечень подсистем, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы;
• требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы;
• требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к ее совместимости, в том числе указания о способах обмена информацией (автоматически, пересылкой документов, по телефону и т. п.);
• требования к режимам функционирования системы;
• требования по диагностированию системы;
• перспективы развития, модернизации системы.
b) требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы включают:
• требования к численности персонала (пользователей) АС;
• требования к квалификации персонала, порядку его подготовки я контроля знаний и навыков;
• требуемый режим работы персонала АС.
c) показатели назначения. – приводят значения параметров, характеризующие степень соответствия системы ее назначению. Для АСУ указывают: степень приспособляемости системы к изменению процессов и методов управления, к отклонениям параметров объекта управления; допустимые пределы модернизации и развития системы; вероятностно-временные характеристики, при которых сохраняется целевое назначение системы.
d) требования к надежности включают:
• состав и количественные значения показателей надежности для системы в целом или ее подсистем;
• перечень аварийных ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надежности, и значения
соответствующих показателей;
• требования к надежности технических средств и программного обеспечения;
• требования к методам оценки и контроля показателей надежности на разных стадиях создания системы в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
e) требования безопасности включают требования до обеспечению безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации,
обслуживании и ремонте технических средств системы (защита от воздействий электрического тока, электромагнитных
полей, акустических шумов и т. п.), по допустимым уровням освещенности, вибрационных и шумовых нагрузок.
f) требования к эргономике и технической эстетике включают показатели АИСП, задающие необходимое качество взаимо
действия человека с машиной и комфортность условий работы персонала.
g) требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы включают:
• условия и регламент (режим) эксплуатации, которые должны обеспечивать использование технических средств (ТС) системы с заданными техническими показателями, в том числе виды и периодичность обслуживания ТС системы 'н или допустимость работы без обслуживания;
• предварительные требования к допустимым площадям для размещения персонала и ТС системы, к параметрам сетей энергоснабжения и т. п.;
• требования по количеству, квалификации обслуживающего персонала и режимам его работы;
• требования к составу, размещению и условиям хранения комплекта запасных изделий и приборов;
• требования к регламенту обслуживания.
h) требования к защите информации от несанкционированного доступа;
i) требования по сохранности информации при авариях включают перечень событий: аварий, отказов технических средств (в том числе — потеря питания) и т. п., при которых должна быть обеспечена сохранность информации в системе.
j) требования к защите от влияния внешних воздействий включают:
требования к радиоэлектронной защите средств АС;
требования по стойкости, устойчивости и прочности к внешним воздействиям (среде применения).
1 к) требования к патентной чистоте включают перечень стран, в отношении которых должна быть обеспечена патентная чистота системы и ее частей;
1) требования по стандартизации и унификации включают:
показатели, устанавливающие требуемую степень использования стандартных, унифицированных методов реализации функций (задач) системы, поставляемых программных средств, типовых математических методов и моделей, типовых проектных решений, унифицированных форм управленческих документов, установленных ГОСТ 6.10.1, общесоюзных классификаторов технико-экономической информации и классификаторов других категорий в соответствии с областью их применения, требования к использованию типовых автоматизированных рабочих мест, компонентов и комплексов;
т) дополнительные требования включают:
• требования к оснащению системы устройствами для обучения персонала (тренажерами, другими устройствами аналогичного назначения) и документацией на них;
• требования к сервисной аппаратуре, стендам для проверки элементов системы;
• требования к системе, связанные с особыми условиями эксплуатации;
• специальные требования по усмотрению разработчика или заказчика системы.
2) Требования к функциям (задачам), выполняемым системой. Здесь приводят:
ü по каждой подсистеме перечень функций, задач или их комплексов (в том числе обеспечивающих взаимодействие частей системы), подлежащих автоматизации;
ü при создании системы в две или более очереди — перечень функциональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в 1-й и последующих очередях;
ü временной регламент реализации каждой функции, задачи
(или комплекса задач);
ü требования к качеству реализации каждой функции (задачи или комплекса задач), к форме представления выходной информации, характеристики необходимой точности и времени
выполнения, требования одновременности выполнения группы функций, достоверности выдачи результатов;
ü перечень и критерии отказов для каждой функции, по которой задаются требования по надежности.
3) Требования к видам обеспечения. Здесь в зависимости от вида системы приводят требования к математическому, информационному, лингвистическому, программному, техническому, метрологическому, организационному, методическому и другие видам обеспечения системы.
ü Для математического обеспечения системы приводят требования к составу, области применения (ограничения) и способам, использования в системе математических методов и моделей, типовых алгоритмов и алгоритмов, подлежащих разработке.
ü Для информационного обеспечения системы приводят требования:
G к составу, структуре и способам организации данных в системе;
G к информационному обмену между компонентами системы;
G к информационной совместимости со смежными системами;
G по использованию общесоюзных и зарегистрированных республиканских, отраслевых классификаторов, унифицированных документов и классификаторов, действующих на данном предприятии;
G по применению систем управления базами данных;
G к структуре процесса сбора, обработки, передачи данных в системе и представлению данных;
G к защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании системы;
G к контролю, хранению, обновлению и- восстановлению данных;
G к процедуре придания юридической силы документам, продуцируемым техническими средствами АИСП.
Для лингвистического обеспечения системы приводят требования к применению в системе языков программирования высокого уровня, языков взаимодействия пользователей и технических средств системы, а также требования к кодированию и декодированию данных, к языкам ввода-вывода данных, языкам манипулирования данными, средствам описания предметной области (объекта автоматизации), кспособам организации диалога.
Для программногообеспечения системы приводят перечень покупных программных средств, а также требования:
• к независимости программных средств от используемых комплексов технических средств и операционной среды;
• к качеству программных средств, а также к способам его обеспечения и контроля;
• по необходимости согласования вновь разрабатываемых программных средств с фондом алгоритмов и программ.
Для техническогообеспечения системы приводят требования:
• к видам технических средств, в том числе к видам комплексов технических средств, программно-технических комплексов и других комплектующих изделий, допустимых к использованию в системе;
• к функциональным, конструктивным и эксплуатационным характеристикам средств технического обеспечения системы.
В требованиях к метрологическомуобеспечению приводят:
• предварительный перечень измерительных каналов;
• требования к точности измерений параметров и (или) к метрологическим характеристикам измерительных каналов;
• требования к метрологической совместимости технических средств системы;
• перечень управляющих и вычислительных каналов системы, для которых необходимо оценивать точностные характеристики;
• требования к метрологическому обеспечению технических и программных средств, входящих в состав измерительных каналов системы, средств, встроенного контроля, метрологи
ческой пригодности измерительных каналов и средств измерений, используемых при наладке и испытаниях системы;
• вид метрологической аттестации (государственная или ведомственная) с указанием порядка ее выполнения и организаций, проводящих аттестацию.
Для организационногообеспечения приводят требования:
• к структуре и функциям подразделений, участвующих в функционировании системы или обеспечивающих эксплуатацию;
• к организации функционирования системы и порядку взаимодействия персонала АС и персонала объекта автоматизации;
• к защите от ошибочных действий персонала системы.
Для методического обеспечения САПР приводят требования к составу нормативно-технической документации системы (перечень применяемых при ее функционировании стандартов, нормативов, методик и т. п.).
Раздел «Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы» должен содержать перечень стадий и этапов работ по созданию. системы, сроки их выполнения, перечень организаций — исполнителей работ, ссылки на документы, подтверждающие согласие этих организаций на участие в создании системы, или запись, определяющую ответственного (заказчик или разработчик) за проведение этих работ.
В данном разделе также приводят:
· перечень документов, предъявляемых по окончании соответствующих стадий и этапов работ;
· вид и порядок проведения экспертизы технической документации (стадия, этап, объем проверяемой документации, организация-эксперт);
· программу работ, направленных на обеспечение требуемого уровня надежности разрабатываемой системы (при необходимости);
· перечень работ по метрологическому обеспечению на всех стадиях создания системы с указанием их сроков выполнения
и организаций-исполнителей (при необходимости).
В разделе «Порядок контроля и приемки системы» указывают:
· виды, состав, объем и методы испытаний системы и ее составных частей (виды испытаний в соответствии с действующими нормами, распространяющимися на разрабатываемую систему);
· общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации;
В разделе «Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие» необходимо привести перечень основных мероприятий и их исполнителей, которые следует выполнить при подготовке объекта автоматизации к вводу АИСП в действие.
В перечень основных мероприятий включают:
· приведение поступающей в систему информации (в соответствии с требованиями к информационному и лингвистическому обеспечению) к виду, пригодному для обработки с помощью ЭВМ;
· изменения, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации;
· создание условий функционирования объекта автоматизации, при которых гарантируется соответствие создаваемой системы требованиям, содержащимся в ТЗ;
· создание необходимых для функционирования системы подразделений и служб;
· сроки и порядок комплектования штатов и обучения персонала.
Например, для АСУП приводят:
· изменения применяемых методов управления;
· создание условий для работы компонентов АСУП, при которых гарантируется соответствие системы требованиям, содержащимся в ТЗ.
В разделе «Требования к документированию»приводят согласованный разработчиком и Заказчиком системы перечень подлежащих разработке комплектов и видов документов; перечень документов, выпускаемых на машинных носителях; требования к микрофильмированию документации;
В разделе «Источники разработки» должны быть перечислены документы и информационные материалы (технико-экономическое обоснование, отчеты о законченных научно-исследовательских работах, информационные материалы на отечественные, зарубежные системы-аналоги и др.), на основании которых разрабатывалось ТЗ и которые должны быть использованы при создании системы .
Техническое задание является основным документом, в соответствии с которым проводят создание КИС и приемку системы заказчиком.
В общем случае КИС состоит из программно-технических (ПТК), программно-методических комплексов (ПМК) и компонентов технического, программного и информационного обеспечении. Компоненты этих видов обеспечении, а также ПМК и ПТК должны изготавливаться и поставляться как продукция производственно-технического назначения. Компоненты могут входить в КИС в качестве самостоятельных частей или могут быть объединены в комплексы.
Создание КИС в организациях (предприятиях) требует специальной подготовки пользователей и обслуживающего персонала системы.
Функционирование КИС обеспечивается совокупностью организационно-методических документов, рассматриваемых в процессе создания как компоненты правового, методического, лингвистического, математического, организационного и др. вдов обеспечения. Отдельные решения, получаемые в процессе разработки этих обеспечении, могут реализовываться в виде компонентов технического, программного или информационного обеспечении;
Совместное функционирование и взаимодействие различных систем и комплексов осуществляется на базе локальных компьютерных сетей. Спецификации и соглашения, принятые для локальных компьютерных сетей, обязательны для обеспечения совместимости систем, комплексов и компонентов АИСП.
Содержание описания и применения программы для АИСП
Состав и требования к содержанию программного документа «Описание программы» устанавливает стандарт, согласно которому описание программы должно содержать следующие разделы:
· общие сведения: обозначение и наименование программы;
программное обеспечение, необходимое для функционирование программы; языки программирования, на которых написана программа;
· функциональное назначение: должны быть указаны классы решаемых задач и (или) назначение программы и сведения о функциональных ограничениях на применение;
· описание логической структуры: алгоритм программы; используемые методы; структура программы с описанием функций составных частей и связи между ними; связи программы с другими программами. Описание логической структуры программы выполняют с учетом текста программы на исходном языке;
· используемые технические средства: типы электронно-вычислительных машин и устройств, которые используются при работе программы;
· вызов и загрузка: способ вызова программы с соответствующего носителя данных; входные точки в программу. Допускается указывать адреса загрузки, сведения об использовании оперативной памяти, объем программы;
· входные данные: характер, организация и предварительная подготовка входных данных; формат, описание и способ кодирования входных данных;
· □ выходные данные: характер и организация выходных данных; формат, описание и способ кодирования выходных данных.
В зависимости от особенностей программы допускается вводить дополнительные разделы или объединять отдельные разделы. Допускается содержание разделов иллюстрировать пояснительными примерами, таблицами, схемами, графиками. В приложение к описанию программы допускается включать различные материалы, которые нецелесообразно включать в разделы описания.
2. Этапы и содержание работ по созданию системы
Процесс создания КИС делится на ряд этапов (стадий), ограниченных некоторыми временными рамками и заканчивающихся выпуском конкретного продукта (моделей, программных продуктов, документации и пр.).
Обычно выделяют следующие этапы создания ИС:
· формирование требований к системе,
· проектирование,
· реализация,
· тестирование,
· ввод в действие,
· эксплуатация и сопровождение.
Начальным этапом процесса создания ИС является моделирование бизнес-процессов, протекающих в организации и реализующих ее цели и задачи. Модель организации, описанная в терминах бизнес-процессов и бизнес-функций, позволяет сформулировать основные требования к ИС. Это фундаментальное положение методологии обеспечивает объективность в выработке требований к проектированию системы. Множество моделей описания требований к КИС затем преобразуется в систему моделей, описывающих концептуальный проект КИС. Формируются модели архитектуры КИС, требований к программному обеспечению (ПО) и информационному обеспечению (ИО). Затем формируется архитектура ПО и ИО, выделяются корпоративные БД и отдельные приложения, формируются модели требований к приложениям и проводится их разработка, тестирование и интеграция.
Целью начальных этапов создания КИС, выполняемых на стадии анализа деятельности организации, является формирование требований к КИС, корректно и точно отражающих цели и задачи организации-заказчика. Чтобы специфицировать процесс создания КИС, отвечающей потребностям организации, нужно выяснить и четко сформулировать, в чем заключаются эти потребности. Для этого необходимо определить требования заказчиков к КИС и отобразить их на языке моделей в требования к разработке проекта КИС так, чтобы обеспечить соответствие целям и задачам организации.
Задача формирования требований к КИС является одной из наиболее ответственных, трудно формализуемых и наиболее дорогих и тяжелых для исправления в случае ошибки. Современные инструментальные средства и программные продукты позволяют достаточно быстро создавать ИС по готовым требованиям. Но зачастую эти системы не удовлетворяют заказчиков, требуют многочисленных доработок, что приводит к резкому удорожанию фактической стоимости ИС. Основной причиной такого положения является неправильное, неточное или неполное определение требований к ИС на этапе анализа.
На этапе проектирования прежде всего формируются модели данных. Проектировщики в качестве исходной информации получают результаты анализа. Построение логической и физической моделей данных является основной частью проектирования базы данных. Полученная в процессе анализа информационная модель сначала преобразуется в логическую, а затем в физическую модель данных.
Параллельно с проектированием схемы базы данных выполняется проектирование процессов, чтобы получить спецификации (описания) всех модулей ИС. Оба эти процесса проектирования тесно связаны, поскольку часть бизнес-логики обычно реализуется в базе данных (ограничения, триггеры, хранимые процедуры). Главная цель проектирования процессов заключается в отображении функций, полученных на этапе анализа, в модули информационной системы. При проектировании модулей определяют интерфейсы программ: разметку меню, вид окон, горячие клавиши и связанные с ними вызовы.
Конечными продуктами этапа проектирования являются:
• схема базы данных (на основании ER-модели, разработанной на этапе анализа);
• набор спецификаций модулей системы (они строятся на базе моделей функций).
Кроме того, на этапе проектирования осуществляется также разработка архитектуры КИС, включающая в себя выбор платформы (платформ) и операционной системы (операционных систем). В неоднородной КИС могут работать несколько компьютеров на разных аппаратных платформах и под управлением различных операционных систем. Кроме выбора платформы, на этапе проектирования определяются следующие характеристики архитектуры:
• будет ли это архитектура «файл-сервер» или «клиент-сервер»;
• будет ли это 3-уровневая архитектура со следующими слоями: сервер, ПО промежуточного слоя (сервер приложений), клиентское ПО;
• будет ли база данных централизованной или распределенной. Если база данных будет распределенной, то какие механизмы поддержки согласованности и актуальности данных будут использоваться;
будет ли база данных однородной, то есть, будут ли все серверы баз данных продуктами одного и того же производителя (например, все серверы только Oracle или все серверы только DB2 UDB). Если база данных не будет однородной, то какое ПО будет использовано для обмена данными между СУБД разных производителей (уже существующее или разработанное специально как часть проекта);.
• будут ли для достижения должной производительности использоваться параллельные серверы баз данных (например, Oracle Parallel Server, DB2 UDB и т.п.).
Этап проектирования завершается разработкой технического проекта ИС.
На этапе реализации осуществляется создание программного обеспечения системы, установка технических средств, разработка эксплуатационной документации.
Этап тестирования обычно оказывается распределенным во времени.
После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который преследует две основные цели:
• обнаружение отказов модуля (жестких сбоев);
• соответствие модуля спецификации (наличие всех необходимых функций, отсутствие лишних функций).
После того как автономный тест успешно пройдет, модуль включается в состав разработанной части системы и группа сгенерированных модулей проходит тесты связей, которые должны отследить их взаимное влияние.
Далее группа модулей тестируется на надежность работы, то есть проходят, во-первых, тесты имитации отказов системы, а во-вторых, тесты наработки на отказ. Первая группа тестов показывает, насколько хорошо система восстанавливается после сбоев программного обеспечения, отказов аппаратного обеспечения. Вторая группа тестов определяет степень устойчивости системы при штатной работе и позволяет оценить время безотказной работы системы. В комплект тестов устойчивости должны входить тесты, имитирующие пиковую нагрузку на систему.
Затем весь комплект модулей проходит системный тест — тест внутренней приемки продукта, показывающий уровень его качества. Сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы.
Последний тест информационной системы — приемо-сдаточные испытания. Такой тест предусматривает показ информационной системы заказчику и должен содержать группу тестов, моделирующих реальные бизнес-процессы, чтобы показать соответствие реализации требованиям заказчика.
Необходимость контролировать процесс создания ИС, гарантировать достижение целей разработки и соблюдение различных ограничений (бюджетных, временных и пр.) привело к широкому использованию в этой сфере методов и средств программной инженерии: структурного анализа, объектно-ориентированного моделирования, CASE-систем
В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.
Некоторые авторы выделяют стадии и этапы создания КИС, выполняемые организациями-участниками, которые прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ:
Стадия 1. Формирование требований к ИС.
На начальной стадии проектирования выделяют следующие этапы работ:
• обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС;
• формирование требований пользователей к ИС;
оформление отчета о выполненной работе и тактико-технического задания на разработку.
Стадия 2. Разработка концепции ИС.
• изучение объекта автоматизации;
• проведение необходимых научно-исследовательских работ;
• разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;
• оформление отчета и утверждение концепции.
Стадия 3. Техническое задание.
• разработка и утверждение технического задания на создание ИС
Стадия 4. Эскизный проект.
• разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;
• разработка эскизной документации на ИС и ее части.
Стадия 5. Технический проект.
• разработка проектных решений по системе и ее частям;
• разработка документации на ИС и ее части;
• разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий;
• разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.
Стадия 6. Рабочая документация.
• разработка рабочей документации на ИС и ее части;
• разработка и адаптация программ.
Стадия 7. Ввод в действие.
• подготовка объекта автоматизации;
• подготовка персонала;
• комплектация КИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);
• строительно-монтажные работы;
• пусконаладочные работы;
• проведение предварительных испытаний;
• проведение опытной эксплуатации;
• проведение приемочных испытаний.
Стадия 8. Сопровождение КИС.
• выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;
• послегарантийное обслуживание.
Обследование — это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования, используются для::
обоснования разработки и поэтапного внедрения систем;
• составления технического задания на разработку систем;
• разработки технического и рабочего проектов систем.
На этапе обследования целесообразно выделить две составляющие: определение стратегии внедрения ИС и детальный анализ деятельности организации.
Основная задача первого этапа обследования — оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных функций и информационных элементов автоматизируемого объекта высокого уровня. Эти задачи могут быть реализованы или заказчиком КИС самостоятельно, или с привлечением консалтинговых организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнес-экспертами. Основная задача взаимодействия — получить полное и однозначное понимание требований заказчика. Как правило, нужная информация может быть получена в результате интервью, бесед или семинаров с руководством, экспертами и пользователями.
По завершении этой стадии обследования появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию (затраты на аппаратное обеспечение, закупаемое программное обеспечение и разработку нового программного обеспечения).
Результатом этапа определения стратегии является документ (технико-экономическое обоснование проекта),где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет стоить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ). В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости проекта, ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить).
Ориентировочное содержание этого документа:
• ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;
• совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;
• сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации;
• описание выполняемых системой функций;
• возможности развития системы;
• информационные объекты системы;
• интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;
• требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД;
что не будет реализовано в рамках проекта.
На этапе детального анализа деятельности организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе должны быть выявлены:
• инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистем и перечень задач;
• возможности применения новых методов решения задач.
Аналитики собирают и фиксируют информацию в двух взаимосвязанных формах:
G функции — информация о событиях и процессах, которые происходят в бизнесе;
G сущности — информация о вещах, имеющих значение для организации и о которых что-то известно.
При изучении каждой функциональной задачи управления определяются:
• наименование задачи; сроки и периодичность ее решения;
• степень формализуемости задачи;
• источники информации, необходимые для решения задачи;
• показатели и их количественные характеристики;
• порядок корректировки информации;
• действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;
• действующие средства сбора, передачи и обработки информации;
• действующие средства связи;
• принятая точность решения задачи;
• трудоемкость решения задачи;
• действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;
• потребители результатной информации по задаче.
Одной из наиболее трудоемких, хотя и хорошо формализуемых задач этого этапа является описание документооборота организации. При обследовании документооборота составляется схема маршрута движения документов, которая должна отразить:
• количество документов;
• место формирования показателей документа;
• взаимосвязь документов при их формировании;
• маршрут и длительность движения документа;
• место использования и хранения данного документа;
• внутренние и внешние информационные связи;
• объем документа в знаках.
По результатам обследования устанавливается перечень задач управления, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки.
На этапе обследования следует классифицировать планируемые функции системы по степени важности. Один из возможных форматов представления такой классификации — MuSCoW.
Эта аббревиатура расшифровывается так: Must have — необходимые функции; Should have — желательные функции; Could have — возможные функции; Won't have — отсутствующие функции.
Функции первой категории обеспечивают критичные для успешной работы системы возможности.
Реализация функций второй и третьей категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также максимально возможное в порядке приоритета число функций второй и третьей категорий.
Последняя категория функций особенно важна, поскольку необходимо четко представлять границы проекта и набор функций, которые будут отсутствовать в системе.
Модели деятельности организации создаются в двух видах:
модель «как есть» («as-is»)— отражает существующие в организации бизнес-процессы;