Упражнения для укрепления кончика языка, его подвижности и умения им управлять

Упражнения для укрепления боковых краёв языка

1. «Самомассаж языка»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Пожевать язык зубками несколько раз на одном выдохе, произносить звуки «тя-тя-тя».

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5­­-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не под­ворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высо­вывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Орешек», «Конфетка» Укол языка в одну и другую щеку.

4. Помыть каждую щечку «вверх-вниз»

Упражнения для образования сильной центральной воздушной струи

1. «Забей мяч в ворота»

Рот открыт. Широкий язык лежит на нижней губе («лопатка»). Дуть на ватный шарик или круглый (не гранёный) карандаш, который лежит на столе. В 30-ти сантиметрах поставить «ворота» (например 2 кубика). Забивать гол с лопаточки плавной струёй воздуха и резкой отрывистой струёй воздуха.

2. «Фокус»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогиба­ется книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать (резкий выдох) ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была непо­движной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.


Упражнения для выработки подъёма языка

1. «Обними языком верхнюю губу».

Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужал­ся, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

2. «Поцелуй языком верхнюю губу». Поцокать широким языком по губе.

3. «Пощелкать кончиком языка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижи­мать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом бы­стрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

4. «Вкусное варенье», «Киска лакает молоко»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по корен­ным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть неподвижна.

5. «Болтушка», «Индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким перед­ним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, ста­раясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл».

6. «Чьи зубы чище?»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «по­чистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы и нижняя челюсть не двигались.

Упражнения для укрепления кончика языка, его подвижности и умения им управлять

1. «Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке. 3 варианта выполнять по пять раз:

а) Широкий язык поднимается к верх­ней губе, затем опускается к нижней;

б) Широкий кончик языка при­касается к верхним резцам, затем к нижним;

в) Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.

Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались.

2. «Ступеньки», «Язык перешагивает через зубы»

Рот приоткрыт. Широким языком дотронуться до верхней губы, затем до верхних зубов с наружной стороны, затем прижать к верхним бугоркам. Произнести «д-д-д-д» (попрыгать на третьей ступеньке, английский d).

3. «Маляр»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла­дить:

а) нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно);
б) верхние бугорочки влево-вправо;
в) верхние бугорочки вперёд-назад.

4. «Лошадка»

Рот открыт. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подса­живала» язык вверх. Для фиксации челюсти можно использовать мизинец ребенка, который закусывается в уголке рта коренными зубами (следить за чистотой рук!).

5. «Грибок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно при­жаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

6. «Гармошка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается, «грибок») и, не опуская языка, раскрывать и закры­вать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

7. «Фырканье»

Проглатить слюну. Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

8. «Автомат»

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «т-т-т» (английский t) — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук «t» носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги (ватку): при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

9. «Барабан-I»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка посту­чать о нёбо в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо про­износя звук «д-д-д» (английский d). Сначала звук «d» произносить медленно, посте­пенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук «d» носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук «d» произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

10. «Барабан-II»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо «да-ды». При произне­сении слога «да» язык отводится к центру нёба, при произнесении «ды» — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

Наши рекомендации