Методы доставки товаров в розничную сеть
Два основных метода товароснабжения:
-децентрализованный завоз
-централизованная доставка.
При децентрализов завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осущ силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается по торг орган-ям и пред-приятиям или заказывается в специализир транспортных предприятиях.
Основной недостаток этого метода закл в неэфф использ транспорт-ных средств. Технико-эконом показатели автомобилей, исп для самовы-воза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.
Самовывоз обязывает работников розн торговли выполнять несвой-ственные им функции по транспортировке товаров, что снижает объем товарооборота и уровень культуры обслуживания в магазинах.
Большие потери труда и времени при самовывозе имеют место при отборке товаров, оформл докум, осущ погрузочно-разгрузо-чных работ. В связи с этим самовывоз в розн торг может применяться в искл случаях.
Централизованная доставка товаров – это система доставки товаров транспортом поставщика по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графикам завоза.
В основу централизов доставки положен принцип централизации всех транспортно-экспедиционных работ по доставке реализованных товаров или поступающих на станцию железной дороги или пристань всем или большинству грузополучателей, независимо от их ведомственной подчиненности.
Централизация транспортно-экспедиц операций позв обеспечить:
· Устранение сверхнорматив простоев транспорта, сокращ потребности в нем и более эффективное его использование;
· Уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, занятого перевозкой грузов;
· Освобождение руковод работников магазина от организации транспо-ртно-экспедиц работ и связанное с этим улучшение работы магазинов;
· Регулярную доставку товаров в розн сеть по согласованным графикам;
· Устранение излишних складских звеньев в движении товаров и ускорение их оборачиваемости;
· Высвобождение складской S и сокращ численности склад персонала;
· Сокращ документооборота и упрощ расчетов с поставщиками товаров.
Периодичность, или частота, завоза чаще всего устанавливается методом прямого расчета.
Централизованная доставка товаров должна осущ по графику, кот представляет собой расписание времени отработки и доставки товаров в розничные торговые предприятия. Разработка графиков способствует четкости и ритмичности в работе по организации централиз доставки.
Одновременно с составлением графиков должны разрабатываться и маршруты завоза – путь перевозки тов от места отправки до магазина.
Централизованная доставка может осущ с применением различных форм экспедиционных операций:
· Доставка товаров производится автохозяйством с выполн всех экспе-диционных операций (прием от поставщика, оформление товарных и транспортных документов, мат ответственность, сдача ценностей);
· Экспедиционные функции выполняет поставщик, автохозяйство по договору предоставляет транспорт;
· Экспедиционные функции выполняет розничная организация, которой по договору предоставляется транспорт.
22. Содерж и виды транспортно-экспедиц обслуживания торговли.
Трансп-эксп д-ть – хоз д-ть по орг-ции перевозок грузов, вкл их отправку и получение, а также по выполнению др операций, связ с перевозкой. Договор закл в писм форме в соотв с законодат-вом или в устной с дальнейшим писменным подтверждением.
Различ 2 вида трансп-эксп обслуж:
1. Полное (комплексное)- предполаг заключ договоров на выполнен всей совокуп-ти операций на всем пути продвижения груза без участия грузоотправителей и грузополучателей.
Оно вкл: упаковку(распаковку), маркировку, сортировку грузов, их пакетирование и хранение; взвешивание груза и транспорт ср-в; погрузочно-разгрузочн рабоы; закрепление, укрытие и увязка грузов; выбор оптимальной схемы перевозки грузов по условиям заказчика; приём груза на складе заказчика или перевозчика; оформление перевозочных документов; сопровождение и охрану грузов; страхование грузов; выполнение таможенных процедур;ведение учета и отчётности при перевозках;информирование о видах услуг, тарифах и режимах работы др трансп-экспед п/п;
2. Неполное обслуживание- выполнение транспортно-экспед п/п лишь отдельных операций, связ с перевозкой грузов ( хранение грузов, их затариваниме, экспедирование, подготовку к транспортировке).
Это обслуживание считается менее эффективным, чем полное. В договорах ТЭО предусматрив-ся оплата за выполнение трансп-экспед операций по договорным ценам за услуги и ответств-ть сторон за нарушение условий дог-ра.