Показатели эффективности использования площади торгового зала
В общей теории магазиностроения отнош торговой площади к общей опред коэф эффективности (Кэ) испол общей площади магазина: Кэ=Sт/Sо. Чем выше полученное знач, тем эффективнее испол площадь магазина. Установочная площадь оборудованияопред по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций (примерочных кабин и др.). По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.Показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале явл коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала. Ку=Sу/Sо
Оптимальная величина Ку:в магазинах самообслуживания составляет 0,3-0,2;в универмагах — 0,29;в магазинах хозтоваров — 0,32.Ср пока близок к 0,3 по большинству групп товаров. Это норма, отклонение oт кот должно заставлять задуматься о повышении эффективности работа зала.
ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАНИРОВОК
В зависимости от площади и конфигурации торгового зала применяется несколько форм его пл-вки. Линейная пл-вка (решетка) — это такая пл-вка, кот торговое оборудование располаг вдоль стен или нескольких параллельных продольных или поперечных линий торгового зала. Различ одно-, двух-, трехлинейные, а также Г и П-образные планировки, "колосок". Такая пл-вка позволяет рационально организовать движение покупательских потоков и эффективно использовать площади, средства внутри магазинной рекламы, обеспечить лучший просмотр торгового зала. Именно поэтому линейная планировка получила наибольшее развитие в торговле в нашей стране, так и за рубежом. однако линейная планировка не обеспечивает прохождение по всему торговому залу. Петлевая планировка представл собой центр ход, к кот ведут несколько петляющих входов, заставляющих покупателя обратить внимание на все товары по маршруту его следования и совершить незапланированные покупки. Торговое оборудование размещается в виде петли. Данную форму пл-вки часто использ универмаги и специалированные магазины, Осн недостаток этой формы планировки состоит в том, что покупателю сложно при необходимости повернуть назад,двигаясь против покупательского потока.При островной форме планировки торгового зала оборудование размещается в виде отдельных островков, имеющих углую, овальную или прямоугольную форму. Данный метод улучш обозрение товаров на горках и стендах, обеспеч доступ, повыш пропускную способность магазина. Однако при этом ограничивается емкость оборудования для размещ рабочих запасов, затрудняется доставка товаров в течение рабочего дня. Комбинированная планировка представл собой сочетание линейной и островной. Примен при неправильной фирме торгового зала магазина.Боксовая планировка предусматривает такую расстановку оборудования, при кот образуется замкнутый контур с одним или двумя выходами. При боксовой планировке недостаточно эффективно использ торговые площади, усложняется движение потоков покупателей и управление ими.Произвольная планировка характериз ассиметричным размещ нестандартного оборудования, проходов и др элементов плвки торгового зала. Использование нестандартного оборудования и применение установочной площади приводят к резкому удорожанию планировки и ухудшению обозримости торгового зала торговым персоналом. Несмотря на недостатки, данная форма пл-вки может использоваться отдельными ма зинами для создания непринужденной, респектабельной атмасферы для покупателей с высокими запросами к обслуя ванию.
Учет товаров в магазине.
В процессе движения товаров к потребителю у предприятий торговли, а также в процессе выпуска и реализации продукции собственного производства у предприятий общественного питания возникают расходы – издержки обращения (производства). Их состав, номенклатуру и порядок учета определяют Методические указания по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденные приказом Минторга РБ от 20.09.2002 №86 (далее – Методические указания №86). Одной из статей номенклатуры издержек обращения (производства) является статья «Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм, технологические отходы», состав и порядок учета которой рассмотрим более подробно.
Так, к товарным потерям относятся:
– естественная убыль товаров в пределах норм при перевозке, хранении и реализации, образовавшаяся вследствие усушки и выветривания, раструски и распыления, раскрошки, утечки (таяния и просачивания), разлива при перекачке и продаже жидкостей, потери веса при дыхании плодов и овощей и т.д.;
– потери от боя при транспортировке, хранении и реализации фарфоровых, фаянсовых, керамических и стеклянных изделий, елочных украшений, хозяйственных и галантерейных изделий из пластических масс и т.д.;
– потери от боя при транспортировке, хранении и реализации товаров в фаянсовой, керамической, стеклянной и пластмассовой упаковке;
– потери от боя при транспортировке и хранении порожней стеклянной посуды;
– нормируемые отходы картофеля, овощей и фруктов;
– нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас и мясокопченостей, согласно нормам товарных потерь, утвержденным Минторгом РБ.
В соответствии с разделом 1 Норм товарных потерь, методики их расчета и порядка отражения в учете, утвержденных приказом Минторга РБ от 02.04.1997 №42 (далее – Нормы), товарные потери делятся на нормируемые и ненормируемые.
Нормируемые потери – это те потери в пределах естественной убыли товаров, потери от боя, порчи товаров или повреждения потребительской тары при транспортировании, хранении и реализации товаров, по которым действующим законодательством установлены нормы убыли.
Ненормируемые потери – это порча и недостача товаров сверх установленных норм, а также недостача товаров, по которым такие нормы не установлены.