Расчет параметров пневмоцилиндра (гидроцилиндра).
Исходные данные: Q или D, t или υ, L, р
Параметры | Расчетная формула | Условные обозначения |
Площадь (F), см2: поршня штоковой полости | F1 = 0,01х0,785D2 F2 = 0,01х0,785(D2-d2) | D — диаметр цилиндра, мм; d — диаметр штока, мм |
Усилие (Q), Н: толкающее тянущее | Q1=100F1pη Q2=100F2pη | р — расчетное давление: для воздуха — 0,5 МПа, для жидкости — 10 МПа; η — механический КПД: для воздуха — 0,85...0,95, для жидкости — 0,90...0,96 |
Диаметр цилиндра (D), мм | - | |
Скорость движения (υ) поршня (рабочий или холостой ход), м/с | υ = L/1000t | L — ход поршня, мм; t— время движения поршня, с |
Время движения (t) поршня (рабочий или холостой ход), с | t= 1/(1000υ) | - |
Расход воздуха (жидкости) за ход рабочий или холостой (V), л/мин | V=6F υ | - |
Внутренний диаметр трубопровода (dT), мм | ω— скорость движения воздуха (жидкости) в трубопроводе, м/с: для воздуха — 17 м/с, для жидкости — 5...6 м/с |
На рис. 28.2 приведена конструкция пневмокамеры, которая представляет собой силовой узел одностороннего действия и который состоит из двух штампованных чашек 2 и 6, между которыми зажата резинотканевая диафрагма 4. При впуске сжатого воздуха в полость 5 диафрагма оказывает давление на шайбу 3 штока 1 и перемещает его вниз. При обратном движении штока под давлением пружин 7 диафрагма становится выпуклой. Толщина диафрагмы Н= 4... 10 мм.
Величина усилия на штоке диафрагменных пневмокамер изменяется по мере движения штока и зависит от расчетного диаметра Д толщины диафрагмы Н, ее материала и конструкции, а также диаметра опорной шайбы. Обычно выбирается такая длина хода штока, При которой на нем не происходит резкого изменения усилия. Приближенный расчет усилия 0 на штоке пневмокамер двустороннего действия и значения усилий при р = 0,4 МПа приведены в табл. 28.2.
Таблица 28.2 Усилие на штоке диафрагменных пневмокамер, Н
Тип диафрагмы | Положение диафрагмы | Расчетная формула | Условные обозначения |
Резинотканевая | Близкое к исходному | D — рабочий диаметр диафрагмы, мм; d— наружный диаметр опорной шайбы, мм; N— усилие от возврата пружины, Н | |
При ходе: 0,3.0 — для тарельчатой; 0,7D — для плоской | |||
Резиновая | Близкое к исходному | ||
При ходе 0,22D |
Рис. 28.2. Пневмокамера:
1 — шток; 2, 6 — штампованные чашки; 3 — шайба; 4 — диафрагма; 5 — полость; 7 — пружина
Для определения усилия на штоке диафрагменных пневмокамер одностороннего действия следует вычесть значения усилия возвратной пружины Т. Для пневмокамер двустороннего действия Т= 0.
Типовая схема включения пневмоцилиндра приведена на рис. 28.3. Сжатый воздух из сети через вентиль 10 поступает в фильтр влагоотделитель 9. Для понижения давления сжатого воздуха, поступающего из пневмосети, до заданного предназначен редукционный клапан 8. Контроль давления сжатого воздуха, подаваемого в пневмоцилиндр, осуществляется с помощью манометра 7. Маслораспылитель 6 обеспечивает подачу смазочной жидкости в поток сжатого воздуха. Реле 5предназначено для контроля давления (0,1 ...0,63 МПа) сжатого воздуха и подачи сигнала при достижении заданного давления, а также для отключения электродвигателей станка при аварийном падении давления. Для защиты от аварийного падения давления в пневмосети предусмотрен обратный клапан 4. Для управления подачей сжатого воздуха в пневмоцилиндр 1 применяется пневмораспределитель 2. Отработавший сжатый воздух должен выбрасываться в атмосферу через глушитель 3.
Гидравлические приводы. Основные свойства и преимущества: благодаря значительному увеличению давления рабочей жидкости для получения идентичных усилий зажима по сравнению с пневматическими приводами диаметры рабочих цилиндров значительно уменьшаются, что дает возможность значительно сократить габариты приспособлений, т. е. сделать их максимально компактными; высокое давление рабочей жидкости в цилиндрах позволяет получить большое усилие зажима, которое может передаваться непосредственно от гидравлических рабочих цилиндров зажимным элементам, исключая применение механических усиливающих механизмов, что значительно повышает КПД передачи и упрощает конструкцию;
большие усилия зажимов позволяют распределять усилие зажима на несколько деталей, которое значительно сокращает вспомогательное время на зажим и разжим обрабатываемых деталей, а также позволяет вести многостаночное обслуживание; рабочей жидкостью в гидравлических системах приспособлений является масло, что обеспечивает надежную смазку трущихся поверхностей, значительно уменьшая износ механизмов системы; отсутствует коррозия механизмов;
Рис. 28.3. Типовая схема включения пневмоцилиндра:
1 — пневмоцилиндр; 2 — пневмораспределитель; 3 — глушитель; 4 — обратный клапан; 5 — реле; б — маслораспы-литель; 7 — манометр; 8 — редукционный клапан; 9 — фильтр-влагоотделитель; 10 — вентиль
передача зажимных усилий происходит плавно без ударов и толчков благодаря практической несжимаемости масла;
сокращение габаритов приспособлений приводит к уменьшению их массы, облегчает их эксплуатацию (транспортирование, смену и установку) и площади;
Рис. 28.4. Схема гидравлического привода |
не требуют обязательного наличия специальной компрессорной установки;
наличие самотормозящих звеньев в гидроприспособлениях позволяет значительно сократить расход электроэнергии, поскольку электродвигатель насоса включается только во время зажима и разжима обрабатываемой детали;
бесшумность работы в отличие от пневматических систем.
Недостатки пневматических приводов: утечки жидкости, ухудшающие характеристики работы гидропривода; изменение свойств рабочей жидкости в зависимости от температуры, приводящее к изменению характеристики работы; высокая стоимость; необходимость квалифицированного обслуживания.
Гидравлический привод (рис. 28.4) состоит из гидравлической установки, включающей электродвигатель с пусковой аппаратурой, насос, резервуар для масла, аппаратуру управления и регулирования, гидроцилиндры и трубопроводы.
При применении гидропривода принимают: давление — в пределах 5... 10 МПа; рабочие скорости — 0,01...1,0 м/с; длина хода поршня в зависимости от прочности штока — не более 10 диаметров цилиндра; длина цилиндра при этом с учетом технологии изготовления из отношения L/D < 20; отношение диаметра штока к диаметру цилиндра выбирают из отношения d/D = 0,2...0,7, причем большее значение, обычно выбирается для более нагруженных установок. При расчете гидроцилиндра должны быть заданы значения требуемого усилия Q или диаметра цилиндра D и длина хода поршня L. Основные расчетные параметры гидроцилиндров приведены в табл. 28.1.
К гидроцилиндрам предъявляют технические требования: отсутствие остаточных деформаций после испытаний, течи и потения; давление холостого хода не должно превышать 1,0... 1,5 МПа; давления холостого хода при втягивании штока не должно превышать 0,5 МПа, а при выдвижении — 0,3 МПа.
В качестве жидкостей для гидроприводов, работающих при температуре до 60 °С с легкими нагрузочными режимами, используются индустриальные масла общего назначения без присадок: И-12А, И-20А, И-30А, И-40А, И-50А.
Для очистки рабочей жидкости от взвешенных ферромагнитных частиц в гидростанции предусматривают сепараторы, которые выполняют в виде постоянных магнитов, установленных в пробках, завинченных в днище гидробака. При обычных требованиях к работе гидропривода необходимо обеспечить фильтрацию масла с тонкостью 25...40 мкм.
Количество подаваемой в гидроцилиндр жидкости регулируют изменением производительности насоса или сопротивления при постоянном давлении участка трубопровода, по которому течет жидкость. Первый способ регулирования называют объемным, второй — дроссельным. Каждый из этих способов может быть осуществлен изменением количества жидкости, подводимой к силовому органу (на входе) или выходящей из него (на выходе).
Объемное регулирование на выходе не нашло применения из-за сложности и высокой стоимости. Оно применяется в тех случаях, когда требуется сохранить наибольшее усилие гидропривода (большой мощности).
При дроссельном регулировании мощность, потребляемая насосом, остается постоянной, а скорость движения силового органа меняется в зависимости от величины сопротивления дросселя. Часть масла бесполезно протекает через переливной клапан (предохранительный) в бак. Дроссельное регулирование основано на изменении величины потерь. При уменьшении пропускной способности силового органа с неизменным расходом насоса возрастает стравливаемый избыток масла в бак, и поэтому растут потери. При увеличении пропускной способности силового органа, наоборот, эти потери уменьшаются. Поэтому дроссельное регулирование применяется при малых мощностях.
Рис. 28.5. Пневмогидравлический преобразователь прямого действия: 1 — гидроцилиндр; 2 — резервуар; 3,6 — пружины; 4, 7— цилиндры; 5 — трубопровод |
Пневмогидравлический привод.Впневмогидравлическом приводе использованы преимущества пневматического и гидравлического приводов, а именно возможность создания высоких рабочих усилий, быстрота действия, относительно низкая стоимость и небольшие габариты. Их применяют для получения высоких рабочих усилий зажима и равномерной подачи рабочего элемента приспособления. В пневмогидравлических системах масло меньше нагревается, чем в насосных гидравлических системах, и меньше вспенивается. Потери энергии в них ниже, а надежность работы выше. Они просты, недорогостоящи в изготовлении и достаточно универсальны в применении. Управление ими легко автоматизируется. Пневмогидравлические приводы по принципу работы делятся на приводы с преобразователем давления прямого действия и с преобразователями давления последовательного действия.
Привод с преобразователем давления прямого действия (рис. 28.5) основан на непосредственном преобразовании низкого давления сжатого воздуха в высокое давление жидкости. Сжатый воздух поступает в цилиндр 4 диаметром D. Шток этого цилиндра диаметром d служит плунжером гидроцилиндра 1. Масло, вытесняемое плунжером, поступает по трубопроводу 5 во второй гидроцилиндр 7 диаметром D3. Шток этого цилиндра связан с исполнительным зажимным механизмом. При выпуске отработавшего воздуха обратное движение поршней осуществляется пружинами 6 и 3, если обратный ход невелик. Из резервуара 2 масло поступает в систему для компенсации утечек. Устройство выполняется в виде одного блока или с отдельно вынесенным цилиндром 7. Последний встраивается в приспособление, а блок цилиндров 4 и 1 устанавливают в удобном месте у станка. Управление устройством осуществляется трехходовым краном.
Усилие на штоке рабочего гидроцилиндра определяют по формуле (без учета усилия пружин)
гдеD— диаметр пневмоцилиндра, мм; D1 — диаметр гидроцилиндра, мм; рв — давление воздуха, МПа; ηо — объемный КПД привода (ηо = 0,9...0,95); η— КПД преобразователя (η =0,8...0,9); d — Диаметр штока пневмоцилиндра, мм.
Отношение (D/d) называется коэффициентом усиления и при проектировании пневмопривода принимают равным ку = 15...20.
Рис. 28.6. Пневмогидравлический преобразователь последовательного действия: 1 — гидроцилиндр; 2, 8 — цилиндры; 3 — шток; 4, 9 — трубопровод; 5 — резервуар; 6 —кран; 7 — клапан |
Привод с преобразователем последовательного действия (рис. 28.6) основан на подаче жидкости низкого давления в силовые цилиндры с последующей подачей жидкости высокого давления. Слив жидкости производится в полость низкого давления при освобождении деталей. Приводы с преобразователями последовательного действия по сравнению с приводами с преобразователями прямого действия обеспечивают ускорение холостого хода и предварительное закрепление детали. Они могут обслуживать несколько рабочих цилиндров при небольших габаритах привода, позволяют экономить сжатый воздух на 90...95 %. Недостатком этих пневмогидравлических приводов является более сложная конструкция и значительное количество утечек.
Воздух из магистрали через четырехходовой кран 6 (см. рис. 28.6) поступает в резервуар 5 и вытесняет из него масло по трубопроводу 4 в цилиндр 2, обеспечивая быстрый подвод штока гидроцилиндра 1 к закрепляемой детали. В результате повышения давления масла в гидроцилиндре 1 автоматически срабатывает клапан последовательного действия 7. Воздух поступает в цилиндр 8, поршень со штоком 3 начинает перемещаться, и в цилиндре 2 развивается высокое давление, обеспечивающее окончательное закрепление заготовки. При переключении крана 6 воздух подается по трубопроводу 9 и возвращает поршни цилиндров 8 и 1 в исходное положение.
Расчет усилий на штоке рабочих гидроцилиндров аналогичен расчету преобразователя прямого действия.