Меры безопасности при работе на авиационной технике
Перед началом подготовки самолетов к полетам, выполнением регламентных и других работ на самолете принимаются меры безопасности, исключающие разрядку статистического электричества через людей, случайные выстрелы и пуски ракет, срабатывание пиромеханизмов катапультного кресла, сброс подвесок, складывание шасси, самопроизвольное срабатывание систем и электроагрегатов и другие случаи, которые могут угрожать здоровью личного состава и привести к повреждению авиационной техники.
Для этого необходимо убедиться в следующем:
- самолет надежно заземлен;
- автоматы защиты сети и выключатели в целях управления стрельбой, сбрасывания бомб, пуска изделий, сброса подвесных бака, предохранительными колпачками;
- в соответствующие пиромеханизмы и узлы, в щиток взрыва установлены предохранительные стопоры;
- органы управления выпуском и уборкой шасси находятся в положении, исключающем самопроизвольную уборку шасси.
При стоянке самолета под колесами должны быть установлены упорные колодки. Запуск двигателей без упорных колодок под колесами запрещается, во время работы АД не разрешается находиться или проходить в опасных зонах, расположенных впереди всасывающих каналов и позади реактивного сопла.
При выполнении работ в электрических сетях запрещается:
- устранять неисправности в электрических цепях, производить монтажные и демонтажные работы с электрическими устройствами и проводами сети, снимать и устанавливать кожухи блоков, отсоединять и присоединять кабеля, оставлять бесконтрольными распределительные устройства и клеммные панели при наличии напряжения и в бортовой цепи;
- устанавливать самодеятельные плавкие предохранители и вставки, а также АЗС и плавкие вставки не соответствующие предусмотренному типу, номинальным токам и напряжением;
- устанавливать осветительные и сигнальные лампы, типы и мощность которых не предусмотрены для соответствующей арматуры;
- подключить к бортовым розеткам переносные лампы, паяльники и другие приемники энергии без штепсельных вилок;
- присоединять провода без наконечников, с необлуженными концами;
- нарушать и заменять маркировку и прибортовку жгутов к трубопроводам;
- допускать касание проводов и их жгутов о трубопроводы, о подвижные элементы конструкции самолета;
- оставлять неизолированными концы проводов;
- использовать непредусмотренные соответствующими технологиями изоляционными материалы;
- определять наличие напряжения в цепи замыканием клемм пальцами, касанием одного провода о другой или о корпус самолета.
При включенном под ток оборудовании запрещается:
- осматривать монтаж;
- устранять неисправности /заменять платы, модули, радиоприборы, резисторы, конденсаторы, реле, полупроводниковые приборы, предохранители, перепаивать монтаж/;
- монтировать и демонтировать блоки, снимать и устанавливать кожухи блоков, отсоединять и подсоединять кабели и фидеры.
Проверку работоспособности систем, излучающих электромагнитную энергию на открытую антенну, разрешается проводить только в случаях крайней необходимости с соблюдением правил радиомаскировки и и мер, обеспечивающих защиту л/с от энергии СВЧ излучения. Установлены следующие нормы предельно допустимой интенсивности облучения л/с энергией СВЧ:
- 33 мкВт/см.кв. в течение всего рабочего дня;
- 400 мкВт/см.кв. в течение не более двух часов за рабочий день;
- 3,5 мкВт/см.кв. в течение 10 минут за рабочий день.
Специалисты РЭО должны использовать защитные очки при нахождении в зоне действия излучения СВЧ, вышеуказанной интенсивности. В остальное время интенсивность облучения не должна превышать 10 мкВт/см.кв.
При работах на самолете, связанных с излучением энергии СВЧ с плотностью потока свыше допустимых норм, перед самолетом устанавливаются ограждения или предусмотрительные знаки. Пребывание л/с в зоне повышенной плотности потока энергии СВЧ без индивидуальных средств защиты запрещается.
В целях исключения или уменьшения уровня излучений используются:
- специальные контейнеры для ПРД блоков РЭО с поглотителями;
- специальные поглотительные насадки на антенны;
- эквиваленты антенн;
- поглощающие краны, защищающие специалистов РЭО.
При излучении данного вопроса осуществлено знакомство с общими положениями мер безопасности при работе на AT При выполнении любых конкретных работ осуществляют свои специфичные меры безопасности, которые нужно знать и выполнять. Ответственность за состояние дел по обеспечению мер безопасности и норм производственной санитарии несут начальники, в подчинении которых постоянно или временно находится личный состав, выполняющий работы по эксплуатации, ремонту AT и средств технического обслуживания.
Рабочие места в зависимости от характера выполняемых работ и опасные зоны должны быть оснащены общими или индивидуальными, постоянными или временными инструкциями, знаками и ограждениями безопасности.
Ответственность за своевременность предупреждения всех лиц, находящихся в опасных зонах, выставление и снятие временных ограждений и знаков безопасности несет руководитель работ.
Выполнять работы на авиационной технике разрешается лицам, допущенным приказом командира части на основании акта по результатам проверки знаний мер безопасности.
Обучение безопасным приемам и методам работы должно проводиться во всех частях независимо от характера и степени опасности технологического процесса, а также квалификации и стажа лиц, работающих в данной должности.
Проверка знаний личным составом мер безопасности проводится в следующих случаях:
- при допуске к самостоятельной эксплуатации авиационной техники;
- на зачетной сессии;
- при инспекторских проверках;
- в случаях грубых нарушений правил эксплуатации;
- при присвоении и подтверждении классной квалификации;
- при контрольных осмотрах AT.
Проверка знаний может осуществляться и в других случаях согласно указаниям, директивам, распоряжениям.
Перед началом выполнения любых работ личный состав должен быть ознакомлен с характером и условиями выполнения работ и с мерами безопасности.
Инструктаж проводит начальник (старший группы), непосредственно руководящий выполнением данных работ.
Вывод: Меры безопасности при работе на АТ является ключевым моментом в обслуживании и подготовки АТ. Соблюдение этих мер является обязательным для всего личного состава.
Методическую разработку составил:
Начальник учебной части – заместитель начальника военной кафедры
Подполковник А. Закирьянов